Роль государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 83.62 Кб (Скачать)

сталкиваются у  себя дома с жесткой иностранной  конкуренцией; покупка части

продукции этих предприятий  государством, которое, выделяя на это  бюджетные

ассигнования, старается  поддерживать спрос, цены и норму  прибыли.

-  международное  движение капиталов. Если имеется  в виду экспорт капитала, то

государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим  за границей,

благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности

капиталовложений.

3.3.2 Методы прямого  административного воздействия

Есть области, где  административные методы регулирования  экономики оказываются

достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным.

В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с

другими способами  государственного воздействия на экономику. Эти методы,

безусловно, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую

свободу, но они вполне оправданы. Иногда максимальная свобода  отдельных

субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для остальных  субъектов и рыночного

хозяйства в целом. Среди административных методов  регулирования экономики

следует выделить:

-  прямой государственный  контроль над монопольными рынками.  Монопольные

рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные

административные  методы воздействия. Например, для науки, образования,

медицины, обороны  признана естественной государственная  монополия. Поэтому

здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь

применимы: долгосрочное и текущее директивное планирование производства,

издержек и цен; прямой контроль над качеством и  потребительскими свойствами

товаров и услуг; гарантированное материально-техническое  снабжение,

опирающееся на централизованные государственные поставки и закупки. Несколько

иного отношения  заслуживают технологические олигополии. По отношению к ним

применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые

пределы колебания  цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные

монополизированные  участки экономики. В этом случае государство может

использовать прямые административные методы для постепенной  ликвидации

экономически нецелесообразных монополий;

-   меры превентивного  порядка, ограничивающие побочные  эффекты рыночных

процессов

-  разработка стандартов, контроль за их соблюдением;

-  определение  и поддержание минимально допустимых  параметров жизни

населения, т.е. гарантированный  минимум заработной платы, пособия  по

безработице, социальные выплаты/3,278/.

     3.3 Виды  государственного регулирования

3.3.1 Бюджетно-налоговая  политика

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит

применение в бюджетной  политике:

-  регулирование  государственных расходов;

-  осуществление  государственных закупок;

-  выпуск государственных  внутренних займов;

-  поддержка и  регламентирование государственного  предпринимательства.

Средствами бюджетной  политики осуществляется и прямое государственное

хозяйственное регулирование. Государственный бюджет представляет собой

совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-

территориальных властей, т.е. доходы и расходы центрального правительства и

местных властей. Главным  инструментом мобилизации финансовых средств для

покрытия государственных  расходов являются налоги. Они также  широко

используются для  воздействия на деятельность субъектов  хозяйства и социальной

стабилизации. Налоги в государственном регулировании  экономики – это, с одной

стороны, главный  источник финансирования государственных  расходов,

материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент

регулирования. Задача государственных бюджетных органов  состоит не в простом

обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании

тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное  поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно

предоставляемые налоговые  льготы, кредиты, отсрочка уплаты налога и полное

освобождение от него/1,59/.

3.3.2 Денежно-кредитная  политика

Совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и

кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная  цель –

регулирование экономической  ситуации путем воздействия на состояние  кредита и

денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитная  политика направлена на стимулирование кредита и денежной

эмиссии (кредитная  экспансия), либо на их сдерживание  и ограничение

(кредитная рестрикция). В условиях падения производства  и увеличения

безработицы центральные  банки пытаются оживить конъюнктуру  путем расширения

кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический  подъем часто

сопровождается «биржевой  горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием

диспропорций в  экономике. В таких условиях центральные  банки стремятся

предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения  кредита,

повышения процента, сдерживания эмиссии платежных  средств и т.д.

Методы денежно-кредитной  политики делятся на две группы: общие (влияют на

рынок ссудных капиталов  в целом) и селективные (предназначены для

регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей,

крупных фирм и т.д.).

К общим методам  ДКП относятся:

-  учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку,

ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения

сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет

к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных

операций

-  операции на  открытом рынке. Этот метод  заключается в продаже или  покупке

центральным банком у коммерческих банков государственных  ценных бумаг,

банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее

объявленному курсу. В случае покупки ЦБ переводит  соответствующие суммы

коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки  на их резервных счетах. При

продаже ЦБ списывает  суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции

отражаются на состоянии  резервной позиции банковской системы  и используются

как метод ее регулирования.

-  установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной

стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны,

эти нормы выступают  в качестве прямого ограничителя инвестиций.

К селективным методам  ДКП относятся следующие:

-  контроль по  отдельным видам кредитов. Он  часто практикуется в отношении

кредитов под залог  биржевых ценных бумаг, потребительских  ссуд на покупку

товаров в рассрочку, ипотечного кредита.

-  Регулирование  риска и ликвидности банковских  операций. Риск  банковской

деятельности определяется не через оценку финансового положения  должников, а

через соотношение  выданных кредитов и суммы собственных  средств банка/2,426/.

3.3.3 Антиинфляционная  политика

Диапазон параметров для проведения этой политики может  быть весьма узок: с

одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с

другой – необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для

насыщения рынка  товарами.

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической

политики:

1.                      Политика, направленная на сокращение бюджетного

дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В

соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование –

регулирование темпа  прироста денежной массы в определенных пределах (в

соответствии с темпом роста ВВП)

2.                      Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью

увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация

доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной

потребительской корзины  и согласуемая с динамикой индекса цен. Для

сдерживания нежелательных  явлений могут устанавливаться  пределы повышения или

замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных

мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого  необходима

структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике

диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка»  и последовательность

применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят  от постановки

правильного «диагноза». «Поставить диагноз» – значит определить характер

инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие

раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и

предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют  характеру и

глубине «заболевания».

Различают прямые и  косвенные методы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования:

-         установление ориентиров для  роста заработной платы и цен;

-         прямой контроль над ними.

Эти меры, с одной  стороны, должны способствовать уничтожению  адаптивных

инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный

импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

К косвенным методам  воздействия относятся «дефляционные» мероприятия

монетарной и фискальной политики/2,393/.

3.3.4 Антимонопольная  политика

Негативные моменты  монополизма в экономике заставляют современные государства

разрабатывать и  проводить антимонопольную политику – комплекс мер

государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и

пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим

субъектам равных условий  конкуренции и недопущение недобросовестной

Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике