Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
сталкиваются у себя дома с жесткой иностранной конкуренцией; покупка части
продукции этих предприятий государством, которое, выделяя на это бюджетные
ассигнования, старается поддерживать спрос, цены и норму прибыли.
- международное
движение капиталов. Если
государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим за границей,
благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности
капиталовложений.
3.3.2 Методы прямого административного воздействия
Есть области, где административные методы регулирования экономики оказываются
достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным.
В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с
другими способами государственного воздействия на экономику. Эти методы,
безусловно, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую
свободу, но они вполне оправданы. Иногда максимальная свобода отдельных
субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных субъектов и рыночного
хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики
следует выделить:
- прямой государственный
контроль над монопольными
рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные
административные методы воздействия. Например, для науки, образования,
медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому
здесь может быть
осуществлено полномасштабное
применимы: долгосрочное
и текущее директивное
издержек и цен; прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами
товаров и услуг;
гарантированное материально-
опирающееся на централизованные государственные поставки и закупки. Несколько
иного отношения
заслуживают технологические
применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые
пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные
монополизированные участки экономики. В этом случае государство может
использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации
экономически нецелесообразных монополий;
- меры превентивного
порядка, ограничивающие
процессов
- разработка стандартов, контроль за их соблюдением;
- определение
и поддержание минимально
населения, т.е. гарантированный минимум заработной платы, пособия по
безработице, социальные выплаты/3,278/.
3.3 Виды государственного регулирования
3.3.1 Бюджетно-налоговая политика
Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит
применение в бюджетной политике:
- регулирование государственных расходов;
- осуществление государственных закупок;
- выпуск государственных внутренних займов;
- поддержка и
регламентирование
Средствами бюджетной политики осуществляется и прямое государственное
хозяйственное регулирование. Государственный бюджет представляет собой
совокупность бюджетов
всех уровней государственных
территориальных властей, т.е. доходы и расходы центрального правительства и
местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для
покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко
используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной
стабилизации. Налоги
в государственном
стороны, главный источник финансирования государственных расходов,
материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент
регулирования. Задача
государственных бюджетных
обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании
тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение
юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно
предоставляемые налоговые льготы, кредиты, отсрочка уплаты налога и полное
освобождение от него/1,59/.
3.3.2 Денежно-кредитная политика
Совокупность государственных
мероприятий в области
кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель –
регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и
денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование кредита и денежной
эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение
(кредитная рестрикция).
В условиях падения
безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения
кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто
сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием
диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся
предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита,
повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на
рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для
регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей,
крупных фирм и т.д.).
К общим методам ДКП относятся:
- учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку,
ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения
сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет
к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных
операций
- операции на открытом рынке. Этот метод заключается в продаже или покупке
центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг,
банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее
объявленному курсу. В случае покупки ЦБ переводит соответствующие суммы
коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При
продаже ЦБ списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции
отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются
как метод ее регулирования.
- установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной
стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны,
эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.
К селективным методам ДКП относятся следующие:
- контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении
кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку
товаров в рассрочку, ипотечного кредита.
- Регулирование
риска и ликвидности
деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а
через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка/2,426/.
3.3.3 Антиинфляционная политика
Диапазон параметров для проведения этой политики может быть весьма узок: с
одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с
другой – необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для
насыщения рынка товарами.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической
политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного
дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В
соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование –
регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в
соответствии с темпом роста ВВП)
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью
увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация
доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной
потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для
сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или
замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных
мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима
структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике
диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность
применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки
правильного «диагноза». «Поставить диагноз» – значит определить характер
инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие
раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и
предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и
глубине «заболевания».
Различают прямые и косвенные методы снижения темпов инфляции.
Прямые методы регулирования:
- установление ориентиров для роста заработной платы и цен;
- прямой контроль над ними.
Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных
инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный
импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.
К косвенным методам
воздействия относятся «
монетарной и фискальной политики/2,393/.
3.3.4 Антимонопольная политика
Негативные моменты
монополизма в экономике
разрабатывать и
проводить антимонопольную
государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и
пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим
субъектам равных условий
конкуренции и недопущение
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике