Роль государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 83.62 Кб (Скачать)

импортом.

В переходной экономике  возрастает роль промышленной политики. В условиях

необходимости преобразования прежней структуры народного  хозяйства и еще не

сформировавшихся  рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики

может привести к  разрушению накопленного богатства  страны и целых отраслей

экономики.

Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее

отставание от передовых  стран как по уровню дохода на душу населения, так  и

по производительности труда, по освоению новых направлений  НТП. Отсутствие у

государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного

хозяйства требует  их концентрации в передовых высокотехнологических,

наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами

стремление оказать  поддержку сохранившимся экспортным (чисто сырьевым)

отраслям. В этом плане структурная политика, в  отличие от стабилизационной,

должна следовать  долгосрочным приоритетам модернизации экономики.

Важнейшей задачей  структурной политики государства  в переходной экономике,

как в плане текущего регулирования совокупного предложения, так и в плане

долгосрочного экономического роста, является создание финансовой системы,

которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это

предполагает реформирование банковской сферы и фондового  рынка для

мобилизации сбережений и направления их в инвестиционные проекты.

Очевидно, что все  перечисленные направления структурной  политики требуют

активной деятельности государства, т.к. без действий правительства  по

долгосрочной реконструкции  потенциально сильных промышленных предприятий

угроза массовых банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики

становятся реальностью/9,481/.

     4.4 Институциональные  преобразования 

Под институциональными преобразованиями понимается изменение  формальных и

неформальных условий  хозяйственной деятельности. Эта  система мер включает

прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего

рыночным условиям хозяйствования. К институциональным  преобразованиям обычно

относят изменение  отношений собственности ( создание частного сектора),

формирование новых  организаций и учреждений рыночного  типа (коммерческих

банков, товарных и  фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также

создание новой  системы управления народным хозяйством (путем замены

административных  рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и

налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке

законов, регулирующих деятельность экономических агентов  в условиях рыночного

хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере,

следующие области:

-  права собственности;

-  договоры между  экономическими агентами, включая  их выполнение;

-  порядок начала  и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия

фирм или регистрации  юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство

предприятий);

-  поддержание  конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на

них меры экономической  политики государства (например, приватизация,

демонополизация и  др.).

В переходный период рыночные институты могут возникать  самостоятельно, без

видимого участия  государства, в ответ на потребности  экономических агентов.

При этом, однако, могут  возникать социально нецелесообразные институты (вроде

«уполномоченных банков», получавших – в нарушение принципов  конкуренции –

особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому

государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в

том числе путем  отбора социально целесообразных.

Рыночные институты  переходного периода заметно  отличаются от институтов,

сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие

характерные черты.

Во-первых, институциональная  неполнота (институциональные лакуны), т.е.

отсутствие или  крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

Другой институциональной  лакуной, характерной для всех стран  с переходной

экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в

форме ликвидации обанкротившихся  предприятий. Эта лакуна нарушает действие

конкурентного механизма  и сдерживает перестройку структуры  экономики.

Во-вторых, структурная  асимметричность, т.е. неравномерное  развитие различных

сегментов рынка.

Институциональные лакуны и структурная асимметричность  порождают нерыночные

формы поведения  экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к

колебаниям спроса/10,653/.

Государство должно активно участвовать в создании основ рыночной экономики,

выработке правил хозяйственной  деятельности и контролировать их выполнение.

                                Заключение                               

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  типовых

мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера,

осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными

организациями в  целях стабилизации и приспособления существующей социально-

экономической системы  к изменяющимся условиям. Государственное  регулирование

экономики является реакцией на трудности и противоречия в социально-

экономическом развитии. Поэтому уровень развития и формы регулирования в

разных странах  различные.

Существует несколько  концепций роли государства в  рыночной экономике:

концепции классиков, неоконсерваторов, кейнсианская концепция, концепция

всеобъемлющего государственного планирования Маркса, каждая из которых  по

своему оценивает  роль государства – от невмешательства  в рыночную экономику

до полного подчинения экономики государству.

Роль государства  в экономике конкретизируется в  его функциях: общих и

экономических.

Важным элементом  ГРЭ является дерево целей, постоянно  изменяющееся в

зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Государство осуществляет экономическую политику при помощи административных и

экономических средств  и методов.

Существуют определенные границы эффективности ГРЭ, но несмотря на это оно

продолжает развиваться  и позволяет разрешать или  смягчать многие серьезные

проблемы, возникающие  в рыночной экономике.

                     Список использованных источников                    

1.                      Государственное регулирование  рыночной экономики:

Учеб. пособие/Столяров И.И. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

2.                      Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е

изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с.

3.                      Экономическая теория: Учебное пособие  для

вузов/Шишкин А.Ф. 2-е  изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,

1996, - 656 с.: илл.

4.                      Экономическая теория: Учебник/Под  общ. ред. акад.

В.И. Видяпина,  А.И. Добрынина,  Г.П. Журавлевой,  Л.С. Тарасевича. – М.:

ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

5.                      Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П.

Николаевой –  М.: «Проспект», - 2000. – 448 с.

6.                      Государственное регулирование  рыночной экономики:

Учебник для вузов/Под  общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.:

Владимирова А.А. и  др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. – 735 с.

7.                      Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.

Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. ССПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг»,

1997. – 480 с.: ил.

8.                      Курс экономической теории: учебник/Под  ред.проф.

Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 5-е дополненное и переработанное

издание – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с.

9.                      Курс экономической теории: Общие основы экономической

теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:

Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; ММГУ им. М.В.

Ломоносова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001.

10.                  Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред.

д-ра экон. наук и проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.

11.                  Экономическая теория: Учебник для  вузов/Ховард К.,

Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2000. – 398 с.

12.                  Экономическая теория: Учебник/Н.И.  Базылев, М.Н.

Базылева, С.П. Гурко  и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд.,

перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 725 с.

13.                  Экономическая теория: Учебник./под ред. А.Г. Грязновой,

Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 592 с.

14.                  Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в

четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев – М.: «Советская энциклопедия», – т.4.

1980. – 672 с.

15.                  Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в

четырех томах).  Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия»,

1975. – т.2. – 560 с.

16.                  Статья из периодической печати: Илларионов А.

Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым

сектором// Вопросы  Экономики. 2001г. №4. С.4-31.

Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике