Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
импортом.
В переходной экономике возрастает роль промышленной политики. В условиях
необходимости преобразования прежней структуры народного хозяйства и еще не
сформировавшихся рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики
может привести к разрушению накопленного богатства страны и целых отраслей
экономики.
Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее
отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу населения, так и
по производительности труда, по освоению новых направлений НТП. Отсутствие у
государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного
хозяйства требует
их концентрации в передовых
наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами
стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (чисто сырьевым)
отраслям. В этом плане структурная политика, в отличие от стабилизационной,
должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики.
Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной экономике,
как в плане текущего
регулирования совокупного
долгосрочного экономического роста, является создание финансовой системы,
которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это
предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для
мобилизации сбережений и направления их в инвестиционные проекты.
Очевидно, что все
перечисленные направления
активной деятельности государства, т.к. без действий правительства по
долгосрочной реконструкции потенциально сильных промышленных предприятий
угроза массовых банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики
становятся реальностью/9,481/.
4.4 Институциональные преобразования
Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и
неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает
прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего
рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно
относят изменение отношений собственности ( создание частного сектора),
формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих
банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также
создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены
административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и
налоговыми).
Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке
законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного
хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере,
следующие области:
- права собственности;
- договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
- порядок начала
и окончания хозяйственной
фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство
предприятий);
- поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на
них меры экономической политики государства (например, приватизация,
демонополизация и др.).
В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без
видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов.
При этом, однако, могут
возникать социально
«уполномоченных банков», получавших – в нарушение принципов конкуренции –
особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому
государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в
том числе путем отбора социально целесообразных.
Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов,
сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие
характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е.
отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.
Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной
экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в
форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие
конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.
Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных
сегментов рынка.
Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные
формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к
колебаниям спроса/10,653/.
Государство должно активно участвовать в создании основ рыночной экономики,
выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых
мер законодательного,
исполнительного и
осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными
организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-
экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование
экономики является реакцией на трудности и противоречия в социально-
экономическом развитии. Поэтому уровень развития и формы регулирования в
разных странах различные.
Существует несколько концепций роли государства в рыночной экономике:
концепции классиков, неоконсерваторов, кейнсианская концепция, концепция
всеобъемлющего
своему оценивает роль государства – от невмешательства в рыночную экономику
до полного подчинения экономики государству.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях: общих и
экономических.
Важным элементом ГРЭ является дерево целей, постоянно изменяющееся в
зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.
Государство осуществляет экономическую политику при помощи административных и
экономических средств и методов.
Существуют определенные границы эффективности ГРЭ, но несмотря на это оно
продолжает развиваться и позволяет разрешать или смягчать многие серьезные
проблемы, возникающие в рыночной экономике.
Список использованных
1. Государственное регулирование рыночной экономики:
Учеб. пособие/Столяров И.И. – М.: Дело, 2001. – 280 с.
2. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с.
3. Экономическая теория: Учебное пособие для
вузов/Шишкин А.Ф. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
1996, - 656 с.: илл.
4. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад.
В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:
ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
5. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П.
Николаевой – М.: «Проспект», - 2000. – 448 с.
6. Государственное регулирование рыночной экономики:
Учебник для вузов/Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.:
Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. – 735 с.
7. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.
Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. ССПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг»,
1997. – 480 с.: ил.
8. Курс экономической теории: учебник/Под ред.проф.
Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 5-е дополненное и переработанное
издание – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с.
9. Курс экономической теории: Общие основы экономической
теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:
Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; ММГУ им. М.В.
Ломоносова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001.
10. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред.
д-ра экон. наук и проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.
11. Экономическая теория: Учебник для вузов/Ховард К.,
Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000. – 398 с.
12. Экономическая теория: Учебник/Н.И. Базылев, М.Н.
Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд.,
перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 725 с.
13. Экономическая теория: Учебник./под ред. А.Г. Грязновой,
Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 592 с.
14. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в
четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев – М.: «Советская энциклопедия», – т.4.
1980. – 672 с.
15. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в
четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия»,
1975. – т.2. – 560 с.
16.
Статья из периодической
Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым
сектором// Вопросы Экономики. 2001г. №4. С.4-31.
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике