Работа предприятия с коммерческим банком (КБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки в современной России начали возникать всего 6 - 7 лет назад и уже за этот кратчайший период прошли все фазы экономической жизни коммерческих организаций: становление, стремительное развитие, сверхприбыли и зачастую - банкротства. А они были, как известно, связаны не только с экономический нестабильностью, но и с излишне рисковой кредитной политикой сочетающейся с игнорированием проблем формирования ресурсной базы, а отсюда и невозможностью отвечать по своим обязательствам. Цель данной работы показать весь механизм сотрудничества между предприятием (юридическим лицом) и коммерческим банком.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……………….2 стр.
Коммерческий банк. Функции и принципы работы КБ, направления работы: расчетно-кассовое обслуживание клиентов, открытие расчетного счета, оформление ссуды, возможное косвенное кредитование………………….4 стр.
2.1.Косвенные кредитные услуги: лизинг, факторинг, форфейтинг………..24 стр.
3.Открытие расчетного счета в КБ и расчетно-кассовое обслуживание……33 стр.
4.Оформление кредита в КБ……………………………………………………39 стр.
5.Оформление депозитного сертификата………………………………………52 стр.
6.Работа с ценными бумагами………………………………………………….57 стр.
7.Как выбрать надежный банк………………………………………………….60 стр.
8.Заключение…………………………………………………………………….63 стр.
9.Список используемой литературы…………………………………………..65 стр.
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 326.54 Кб (Скачать)

  Осуществление пассивных и активных операций в  совокупности позволяет банку выполнять  функцию кредитного института. Чистый доход банка по этим операциям  образуется за счет разницы процентных ставок (маржи) по активным и пассивным операциям.

  Посреднические (комиссионные) операции дают возможность банку получать доход в форме комиссионных, платы за обслуживание и т.п. без использования собственных или привлеченных ресурсов. Основными типами посреднических операций являются:

  • расчетно-кассовое обслуживание клиентов, т.е. ведение расчетных, текущих и других аналогичных счетов клиентов и осуществление по их поручению расчетов с другими клиентами;
  • посреднические (брокерские операции) с ценными бумагами, иностранной валютой и т.д. по поручению и за счет клиентов;
  • доверительные (трастовые) операции (управление активами клиентов по доверенности в течение определенного периода);
  • эмиссионные и депозитные услуги (участие в эмиссии и первичном размещении новых выпусков ценных бумаг клиентов и в организации их последующего обращения).

  Выполнение  операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов позволяет банку реализовывать функцию института денежной системы, содействовать денежному обращению в стране.

  Консультационные  и иные неоперационные услуги (называемые также платными услугами) фактически не являются в прямом смысле слова банковскими операциями, так как не включают какие-либо операции с денежными средствами (прием, выдача, перевод и т.п.) в любой их форме. К таким услугам относятся, в частности:

  — информационное обслуживание (консультации по экономическим, финансовым, правовым и другим вопросам);

  • составление методических материалов и проектно-сметной документации по заказу клиентов;
  • сдача в аренду помещений и оборудования (сейфов и т.п.).

  Доход по этим услугам в форме платы  за услуги является результатом предоставления материальных, трудовых (интеллектуальных) и информационных ресурсов банка в пользование клиентам.

  Российские  банки оказывают комплекс банковских услуг, приведенный в табл. 4.1. Типовой набор услуг обычного банка следующий:

  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • кредитование в рублях и валюте;
  • финансирование капитальных вложений;
  • ведение счетов банков-корреспондентов;
  • покупка, продажа, хранение и размещение ценных бумаг;
  • доверительные операции по поручению клиентов: привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другим имуществом, принятие в залог и на хранение от клиентов денежных средств, ценностей, имущественных и иных прав, документов;
  • привлечение денежных средств юридических и физических лиц;
  • консультационные и посреднические услуги, связанные с банковской деятельностью;
  • участие собственными средствами в создании новых организаций и предприятий;
  • выпуск в обращение депозитных и сберегательных сертификатов.

  Для понимания видов услуг требуют  осмысления такие термины, как «кредитная операция», «активы» и «пассивы».

  Что такое кредит? Если не отвлекаться  на различные толкования, то кредит — это предоставление денег в долг на условиях возвратности и за плату. Но деньги

в долг может получать и сам банк —  это что же, будет какая-то другая операция, некредитная? Нет, и в случае предоставления денег банком своим клиентам, и в случае получения денег банком от своих кредиторов будет иметь место «кредитная операция». Только в первом случае это будет активная кредитная операция, называемая ссудой, а во втором — пассивная кредитная операция. При активной кредитной операции (ссуде) КБ выступает кредитором, а при пассивной кредитной операции КБ — дебитор. Таким образом, ссуда — это понятие более узкое, чем кредит, и является частным случаем кредитной операции.

  Среди наиважнейших характеристик каждого  банка — уровень его пассивов и активов.

  Пассивы банка — это его финансовые ресурсы — собственные и привлеченные. Первые включают уставной капитал, различные резервы, нераспределенную прибыль. Привлеченные — это ресурсы, получаемые при выполнении перечисленных выше пассивных услуг.

  Активы  банка — это размещенные на определенную дату его финансовые ресурсы - выданные кредиты, купленные ценные бумаги, находящиеся в собственности здания и т.д.

    По  способу формирования уставного  капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому), исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

  У банков, функционирующих как акционерное  общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью.

  Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

  Организационное устройство коммерческих банков соответствует  общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже 1 раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

  Общее руководство деятельностью банка  осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка.

  Состав  совета, порядок и сроки выборов  его членов определяет общие направления  деятельности банка, рассматривает  проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов  и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.

  Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.

  В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств  и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных  ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций.

  Ревизионная комиссия избирается общим собранием  участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.

  В целях обеспечения гласности  в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении годовые балансы банков, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

  В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций — клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.

  Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

  Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим представительских функций банка, права совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета, для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.

  Можно выделить правовые и поведенческие  принципы деятельности банков.

  Правовые  принципы. Первым и основополагающим правовым принципом деятельности коммерческого банка является обязательность его функционирования в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

  Вторым  правовым принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

  Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую  свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

  По  своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

  Третий  правовой принцип заключается в  том, что взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

  Четвертый правовой принцип работы коммерческого  банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными — экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

  Поведенческие принципы — это прибыльное функционирование, выгодное (желательно оптимальное) соотношение уровней выплачиваемых процентов за ссужаемые финансовые средства, минимальная достаточность резерва, ориентация на интересы клиента.

  Как известно, прибыль (П) исчисляется в  виде разности выручки от банковской деятельности (Вбд) и издержек (себестоимости), связанных с выполнением разных видов банковской деятельности (ССбд):

При этом

    п

Вбд = X q;Pi,

    i=l

где i — вид активной операции банка (ссудная, инновационная и т.д.); q; — объем (число) операций вида i; р; — величина дохода с одной операции вида i; п — количество активных операций.

  ССбд включает в себя фонд заработной платы и разные материальные затраты (аренду и амортизацию помещений, оплату транспорта, содержание оборудования и т.д.). Себестоимость зависит от объема выполненных операций и удельных затрат, связанных с каждой операцией.

  Упрощенное  понимание своей выгоды у не слишком  грамотных банкиров порождает стремление увеличивать цены на свои услуги. Но за этим рано или поздно обязательно последует наказание — снижение активности обращений клиентов. Так что стоит задача найти правильное (оптимальное) соотношение всех обозначенных составляющих банковской политики: направлений и объема банковских услуг, цен на услуги, материальных затрат, уровня оплаты труда.

  Принцип минимальной достаточности  резерва должен нацеливать на поиск оптимального уровня финансового резерва, который включает обязательный — нормативный резерв финансовых ресурсов, сосредоточиваемый в Центральном банке, резерв наличных денег в кассах банка, другие резервы.

Информация о работе Работа предприятия с коммерческим банком (КБ)