Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 07:38, курсовая работа
Целью работы-является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
Введение
Глава 1. Понятие безналичных расчётов и их развитие
Понятие и развитие безналичных расчётов в РФ
Система безналичных расчётов
Формы безналичных расчётов
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
2.1 Краткая характеристика УПФР
2.2 Формирование и расходование средств бюджета УПФР
2.3 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2002 год
2.4Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2003 год
2.5 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2004 г
2.6 Оценка бюджета УПФР за период с 2002 по 2004 год
Глава 3. Проблемы и пути их дальнейшего совершенствования Пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой
3.2 Недостатки функционирования пенсионной системы на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
2.4 Анализ доходной и расходной части бюджета УПФР за 2004 год
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 175-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2004 год» утвержден бюджет ПФР, по доходам в сумме 1000316,63 млн. руб., из них 916649,75 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансирование трудовых пенсий, и по расходам в сумме 946640,16 млн. руб., из них 936398,4 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий. На покрытие дефицита фонда (не связанного с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий) направляются средства резерва бюджета Фонда предусмотренного в сумме 19748,7 млн. руб. Таким образом, по данным таблицы 2.6 «Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2004 году» дефицит бюджета ПФР в 2003 году составил 2,15 %.
Как и в прошлые годы, более половины всех поступлений в бюджет ПФР приходится на неналоговые доходы 533748,34 млн. руб. или 53,36 %. Среди этой группы доходов особое внимание заслуживают «безвозмездные перечисления (субвенции)», так как на их долю приходится основная часть неналоговых поступлений 93,53 %, в том числе:
средства федерального бюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ 11,15 %. Смотрим приложение (рис.10) Следует отметить, что в составе субвенций прописаны статьи доходов, имеющие отражение и в расходной части бюджета ПФР. К ним относятся «средства федерального бюджета, передаваемые Фонду Министерством труда и социального развития РФ, на выплату пенсий и пособий». А также, «средства передаваемые Фонду из целевого бюджета фонда Министерства РФ по атомной энергии, для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам организаций ядерного оружейного комплекса РФ». На их долю приходится 0,3 %.
В
неналоговом разделе бюджета
Пенсионного фонда указаны
На долю этих доходов, соответственно приходится 2,7 % и 0,68 % доходов бюджета ПФР.
Если же посмотреть на другую группу доходов – налоговую, то мы увидим, что среди этой группы наибольший удельный вес занимает статья, на которую приходится 81,33 % всех налоговых поступлений в Пенсионный фонд – это «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату страховой части трудовой пенсии». Далее в порядке убывания следуют «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии» 16,38 %. Смотрим приложение (рис.11)
Незначительными налоговыми доходами являются «доходы, полученные в результате поступления недоимки, пени и иных финансовых санкций по страховым взносам» 0,92 % всех доходов ПФР. Наименее значительными – «страховые взносы в виде фиксированного платежа зачисляемые в фонд на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии», в общем, они составляют 0,15 % доходов Пенсионного фонда. И наименьшим источником доходов налоговой группы - является «единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов» на его приходится 0,01 % всех поступлений.
По данным таблицы 2.7 «Структура расходов бюджета ПФР в 2004 году» (см. приложение П) видно, что основной расходной статьей бюджета Пенсионного фонда является – расходы по обязательному пенсионному страхованию». На данный вид расходов приходится 841770,9 млн. руб., что составляет 88,92 % всех расходов ПФР. Расходы по обязательному пенсионному страхованию включают:
«Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению» в расходной части бюджета ПФР выделена отдельной строкой, на нее приходится не значительная часть финансовых ресурсов 57241,98 млн. руб., или 6,05 % общих расходов.
В
структуре расходной части
Следующей
расходной статьей бюджета ПФР,
на которую следует обратить внимание,
является – «финансирование и
материально-техническое
В связи с дефицитностью бюджета Пенсионного фонда определены источники внутреннего финансирования дефицита в части не связанной с обязательным накопительным финансированием в 2004 году (см. приложение Р). Установлен размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2004 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2004 года, за исключением средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2004 года.
Средства
резерва бюджета сверх сумм, направляемых
на обеспечение текущей
2.5
Оценка бюджета
УПФР за период
с 2002 по 2004 гол
По данным таблицы 2.9 «Изменение доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 - 2004 год» (см. приложение С) видно, что доходы ПФР за данный период возросли на 27,68 %, в том числе налоговые на 38,81%. Смотрим приложение (рис.13). В налоговой группе доходов этот рост был, достигнут благодаря страховым взносам, собираемым территориальными органами Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование. По страховым взносам, зачисляемым в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии этот рост составил 54,16 %, что касается страховых взносов зачисляемых в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, то здесь был отмечен максимальный рост доходов ПФР, более чем в два раза. Совершенно противоположная картина складывается со сбором страховых взносов в виде фиксированного платежа, основным плательщиком которых являются индивидуальные предприниматели. Снижаются поступления в Пенсионный фонд и от взыскания недоимки, пеней и иных финансовых санкций.
В неналоговой группе доходов, основное место отводится безвозмездным перечислениям (субвенциям) в составе которых, безусловно, главенствующую роль занимают средства единого социального налога поступающие из федерального бюджета, рост доходов по этой статье составляет 55,82 %. Значительно возросли суммы денежных средств передаваемых в ПФР фондом Министерства РФ по атомной энергии для выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса РФ, здесь рост составил почти 65 %.
Следует отметить, что впечатляющие доходы были получены от размещения временно свободных денежных средств, которые возросли почти в три раза.
По
данным таблицы 2.10 «Изменение расходной
части бюджета Пенсионного
В связи с тем, что в бюджете 2004 года расходы по накопительной составляющей не являются отражением трех его доходных статей (как это было в бюджетах 2002 и 2003 года) то мы видим якобы уменьшение данных расходов, если же использовать прежнюю методику включения этих расходов то в 2004 году они бы составляли 83666,88 млн. руб. таким образом, увеличение составило более чем в два раза.
Несмотря
на то, что доходная часть бюджета
и увеличилась, а вследствие этого
увеличения возросли и расходы на выплату
всех видов пенсий, можно с уверенностью
сказать, что эти изменения являются незначительными,
а в связи с уменьшения ставки единого
социального налога с 1 января 2005 года
в части Пенсионного фонда с 28 % до 20% - недостаточными.
На сегодняшний день определено, что на
покрытие дефицита по страховой части
в 2004-2005 годах будут использованы резервы
Пенсионного фонда РФ, а в дальнейшем дефицит
будет покрываться за счет средств федерального
бюджета, то есть за счет Стабилизационного
фонда.
Глава 3. Проблемы и пути дальнейшего совершенствования пенсионной чистемы
Прежде чем начать говорить о проблемах действующего пенсионного законодательства и предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести небольшой итог по предыдущим разделам дипломной работы, определив основные различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний день):
В предстоящем десятилетии практически все промышленно развитые страны, включая Россию, столкнутся с проблемой серьезного старения населения. Ожидается, что проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения (пенсии, медицинское обслуживание, медицинский уход на долгосрочной основе) вызовут напряжение в бюджетах стран, которые в большинстве случаев уже имеют значительный государственный долг.
Прогноз
численности населения, подготовленный
Центром демографии и экологии человека
Института
Состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства.
Многие специалисты считают, что пенсионная реформа сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них - низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии в северных регионах, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надежную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
В настоящее время, согласно экспертным оценкам, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, доля зарплаты в ВВП России составляет около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше). Поэтому и доля пенсии в ВВП сегодня едва превысила 6%. Повысить пенсии можно только повышая общие доходы населения и выводя их рост из тени [16, с. 31].
Серьезную озабоченность вызывает размер пенсии у жителей северных регионов, составляющий 10-14% средних доходов в этих районах. Средний размер пенсий в 15 из 21 регионов, расположенных в северных территориях, составляет только 60-80% прожиточного минимума. Жить на такую пенсию крайне трудно, практически невозможно, а доходов пенсионеров недостаточно и для переезда в другие регионы страны.
Информация о работе Проблемы и пути их дальнейшего совершенствования Пенсионной системы