Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы охарактеризовать проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации в современных условиях.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Определить основные задачи законодательства Российской Федерации в области образования
2. Выделить основные уровни системы образования в Российской Федерации
3. Перечислить распорядительные и нормативные акты системы российского образования
4. Проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на уровне Российской Федерации, а также на примере Нижегородской области
5. Предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

   В 2010году по программам начального  профессионального образования  был выпущен 7781 человек, из  них трудоустроены на рабочие  места 6424 человека (82,5%), призваны в Вооруженные силы России 846 человек (10,9%), продолжили обучение в образовательных учреждениях другого уровня 238 человек (3,1%), предоставлено свободное трудоустройство 273 выпускникам (3,5%).

  Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

  Одним из направлений развития системы подготовки педагогических работников является целевая подготовка специалистов. Договоры на целевую подготовку специалистов в вузах Нижегородской области, осуществляющих подготовку педагогических кадров, заключались на основании планов вузов и заявок органов управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

   Количество  целевых мест и перечень специальностей определялся наличием перспективной потребности образовательных учреждений Нижегородской области в специалистах. Ежегодно по целевым направлениям министерства образования Нижегородской области в вузы зачислялись около трехсот студентов.

Высшее  профессиональное образование

   Учреждения высшего профессионального образования, находящиеся на территории Нижегородской области, являются в основном федеральными государственными учреждениями (16 учреждений) и негосударственными учреждениями (2 нижегородских вуза и 19 филиалов иногородних вузов). Исключение составляет Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (г. Княгинино), находящийся в ведении Нижегородской области.

  Мероприятия Программы по данному  разделу были направлены на  совершенствование областной системы отбора и стимулирования талантливой научной молодежи: сессии молодых ученых, чтения-конкурс им. Каплана, Харитоновские чтения, конкурс юных конструкторов-исследователей, конкурсы студенческих научных проектов, научные студенческие конференции. При проведении этих мероприятий использовались механизмы софинансирования: к 30% средств из областного бюджета привлекалось до 70% средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. В результате реализации Программы:

   1. Создана областная система конкурсов, сессий, конференций, позволяющая ориентировать школьников и студентов на выбор научной карьеры, поддерживать и выделять лучших.

   2. Развита система мероприятий для молодых ученых, стимулирующая научный рост, обмен научными  результатами и публикацию научных результатов.

  3. На базе хозрасчетных групп Нижегородского научно-информационного центра создана система подготовки  кадров для инновационной деятельности.

  Воспитание, дополнительное образование  детей  и государственная  молодежная политика

   Одним из показателей эффективности воспитательной работы является отсутствие или снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних, так как основная задача образовательного учреждения - воспитание осознанного поведения обучающихся.

  По данным ГУВД Нижегородской  области, за период с 2010 по 2011 год отмечается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 3959 до 2590.

  За 2011 год по сравнению с аналогичным периодом 2010 года:

снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 3,5% (с 2683 до 2590);

снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления, на 21,3% (с 2183 до 1720);

снизилось количество несовершеннолетних, совершивших групповые  преступления, на 24,8% (с 1189 до 894);

снизилось количество несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, на 18,25% (с 701 до 573).

   Информатизация  образования

  За период реализации Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2010- 2012 годы по информатизации образования для общеобразовательных учреждений области было закуплено компьютерной техники на общую сумму 63,3 млн рублей. В результате увеличился уровень оснащенности школ компьютерной техникой. Если в 2009 году уровень оснащения составлял 1 компьютер на 38 учащихся, то в 2010 - 2011учебном году - 1 компьютер на 21 учащегося.

  С 2010года в школы области  поставляется новый для нас  вид компьютерного оборудования - комплекты интерактивных аппаратно-программных  комплексов. Всего приобретено 315 комплектов на 26,7 млн рублей, в том числе 184 единицы на 15,2 млн рублей за счет средств областного бюджета.

   За период 2010- 2011 годов все общеобразовательные  учреждения области были подключены  к сети Интернет и получали  в течение двух лет круглосуточный неограниченный доступ к интернет-ресурсам за счет средств федерального бюджета. В 2010 году только 40% школ области имели выход в сеть Интернет.

   С 1 ноября 2010 года осуществляется поэтапный переход на финансирование услуг сети Интернет за счет средств субъекта РФ. С 1 января 2011 года оплата доступа к сети Интернет полностью ведется из средств консолидированного бюджета области.

Совершенствование  экономического механизма

  Осуществление долевого участия  государства, общества и бизнеса в финансировании различных уровней образования. Государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования заключались договоры с предприятиями, согласно которым обеспечено прохождение обучающимися практики на рабочих местах предприятий в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области по определенному, в рамках этих договоров, перечню профессий.

  Внедрение системы нормативного финансирования образовательных учреждений Нижегородской области

  Принят Закон Нижегородской области от 8 сентября 2008 года N 114-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования", согласно которому с 1 января 2009 года изменился механизм финансирования общеобразовательных учреждений Нижегородской области и механизм расчета субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на общее образование, внедрена система подушевого нормативного финансирования общего образования на основе принципа "деньги следуют за учеником".

  Законом Нижегородской области от 8 сентября 2008 года N 114-З также утверждена Методика расчета размера субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области для финансового обеспечения полномочий в области общего образования.

   Порядок финансирования общеобразовательных учреждений Нижегородской области утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2008 года N 632 "О порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования".

   Обеспечение финансово-хозяйственной  самостоятельности  образовательных  учреждений.

   В целях обеспечения финансово-хозяйственной  самостоятельности образовательных  учреждений внедрена система казначейского  исполнения бюджета, благодаря которой  достигнута прозрачность расходования бюджетных средств, ускорена процедура  прохождения платежей по доходам и расходам, осуществлен полный контроль над бюджетными средствами. Введение данной системы привело к повышению эффективности бюджетных расходов и экономической самостоятельности, ответственности образовательных учреждений.

  Внедрение системы нормативного финансирования общего образования повышает экономическую заинтересованность в предоставлении качественного образования в школе. Система основана на принципе "деньги следуют за учеником".

   Повышение уровня оплаты труда  педагогических работников Нижегородской области.

  С 1 апреля 2010года на основании постановления  Правительства Нижегородской области  от 23 июля 2008 года N 296 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года N 468 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области".

   По  новой системе оплаты труда принципы формирования и механизмы распределения  фонда оплаты труда образовательного учреждения увязаны с качеством  предоставления образовательных услуг, эффективностью деятельности образовательного учреждения и уровнем компетентности персонала.

   Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата работников государственных  и муниципальных учреждений образования, финансируемых из консолидированного бюджета Нижегородской области, за 2010 год составила - 8302,3 руб. (рост к 2009 году на 34,8%), за 2011год - 9901,5 руб. (рост к 2010году на 19,3%). Таким образом, за 2 последних года среднемесячная заработная плата в образовании (2010 год к 2011году) выросла на 60,8%.

   Переход на новую систему оплаты труда  и повышение заработной платы  работникам образовательных учреждений Нижегородской области в 2010 году осуществлялся в 2 этапа:

первый этап - повышение заработной платы работникам бюджетной сферы Нижегородской  области, чья среднемесячная заработная плата ниже минимального размера оплаты труда (с 01.01.2010 - 4330 руб.);

второй этап - введение с 1 апреля 2010 года новых систем оплаты труда работников бюджетной  сферы, в том числе образования, предусматривающий повышение заработной платы работникам среднего звена и высококвалифицированным работникам бюджетных образовательных учреждений Нижегородской области.

 Ресурсное обеспечение системы образования

  За  время реализации Программы проведена  большая работа по укреплению материально-технической  базы образовательных учреждений Нижегородской  области, а именно:

  - за период 2009- 2011гг. 307 государственных и муниципальных образовательных учреждений получили автотранспорт марки ПАЗ и ГАЗ на общую сумму 139,5 млн рублей;

  - в 2009 году 23 государственных учреждения  профессионального образования получили грузовые автомашины  марки ГАЗ 3309 на сумму 11,0 млн руб.;

 - в 2010году в учреждениях профессионального образования необходимым оборудованием оснащены лаборатории по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" на общую сумму 10,0 млн руб.;

  - в 2010 году новой школьной мебелью оснащено 130 учебных классов на сумму 3,9 млн руб.;

  - за период 2009- 2011гг. для государственных и муниципальных образовательных учреждений закуплено спортивного оборудования и инвентаря на  общую сумму 22,6 млн рублей;

 - за период 2009 - 2011 гг. приобретено 579 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения специализированных учебных кабинетов.

   Основными результатами реализации Программы  явились сохранение устойчиво функционирующей  комплексной системы материально-технического обеспечения системы образования области, формирование качественно нового потенциала для ее дальнейшего развития и совершенствования, строгое обеспечение адресного подхода, привлечение федеральных ресурсов и консолидация финансовых средств.

  Можно сделать вывод что, в результате процесса модернизации  финансирования расходов на образование образования в РФ в период до 2011 года  будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:

распространения различных моделей образования  детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых  возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения;

создания общероссийской системы оценки качества образования  и системы непрерывного профессионального  образования;

опережающего  развития общенациональных университетов  и системообразующих вузов как  центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Модернизация образования в  Российской Федерации 

 

    3.1. Характеристика Федеральной целевой программы развития образования на 2010 -2015 годы.

  Реализация  Стратегии развития Нижегородской  области до 2020 года и задач, поставленных Президентом России Д.А. Медведевым по переходу на инновационный путь развития страны, предполагает приоритетное развитие подготовки кадров всех уровней профессионального образования с квалификацией, отвечающей поставленным задачам.

 Реализация этого стратегического  направления предполагает ориентацию  системы профессионального образования  Нижегородской области на решение стратегических задач, включающую в себя:

   - оптимизацию сети учреждений  профессионального образования  с учетом их специализации;

   - совершенствование организационно-правового и экономического механизма в системе профессионального образования;

  - совершенствование ресурсного  потенциала системы профессионального  образования, в том числе обеспечение образовательных учреждений современным учебно-производственным и учебно-лабораторным  оборудованием;

  - совершенствование в деятельности образовательных учреждений системы профессионального образования механизма государственно-частного партнерства;

  - проведение профориентационной  работы среди школьников;

  - совершенствование областной системы отбора и поддержки талантливой молодежи;

  - развитие инфраструктуры вовлечения  талантливой молодежи в инновационную деятельность.

 

      Цель и задачи Программы, основные  направления  реализации Программы.

  Основная  стратегическая цель преобразований, отраженная в настоящей Программе, заключается в формировании развитой системы образования на территории Нижегородской области, обеспечивающей повышение доступности качественного образования, соответствие региональной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение  ожиданий  общества и каждого гражданина.

Информация о работе Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации