Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель данной работы охарактеризовать проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации в современных условиях.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Определить основные задачи законодательства Российской Федерации в области образования
2. Выделить основные уровни системы образования в Российской Федерации
3. Перечислить распорядительные и нормативные акты системы российского образования
4. Проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на уровне Российской Федерации, а также на примере Нижегородской области
5. Предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.
В 2010году по программам начального профессионального образования был выпущен 7781 человек, из них трудоустроены на рабочие места 6424 человека (82,5%), призваны в Вооруженные силы России 846 человек (10,9%), продолжили обучение в образовательных учреждениях другого уровня 238 человек (3,1%), предоставлено свободное трудоустройство 273 выпускникам (3,5%).
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Одним из направлений развития системы подготовки педагогических работников является целевая подготовка специалистов. Договоры на целевую подготовку специалистов в вузах Нижегородской области, осуществляющих подготовку педагогических кадров, заключались на основании планов вузов и заявок органов управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Количество целевых мест и перечень специальностей определялся наличием перспективной потребности образовательных учреждений Нижегородской области в специалистах. Ежегодно по целевым направлениям министерства образования Нижегородской области в вузы зачислялись около трехсот студентов.
Высшее профессиональное образование
Учреждения высшего профессионального образования, находящиеся на территории Нижегородской области, являются в основном федеральными государственными учреждениями (16 учреждений) и негосударственными учреждениями (2 нижегородских вуза и 19 филиалов иногородних вузов). Исключение составляет Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (г. Княгинино), находящийся в ведении Нижегородской области.
Мероприятия Программы по данному разделу были направлены на совершенствование областной системы отбора и стимулирования талантливой научной молодежи: сессии молодых ученых, чтения-конкурс им. Каплана, Харитоновские чтения, конкурс юных конструкторов-исследователей, конкурсы студенческих научных проектов, научные студенческие конференции. При проведении этих мероприятий использовались механизмы софинансирования: к 30% средств из областного бюджета привлекалось до 70% средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. В результате реализации Программы:
1. Создана областная система конкурсов, сессий, конференций, позволяющая ориентировать школьников и студентов на выбор научной карьеры, поддерживать и выделять лучших.
2. Развита система мероприятий для молодых ученых, стимулирующая научный рост, обмен научными результатами и публикацию научных результатов.
3. На базе хозрасчетных групп Нижегородского научно-информационного центра создана система подготовки кадров для инновационной деятельности.
Воспитание, дополнительное образование детей и государственная молодежная политика
Одним из показателей эффективности воспитательной работы является отсутствие или снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних, так как основная задача образовательного учреждения - воспитание осознанного поведения обучающихся.
По данным ГУВД Нижегородской области, за период с 2010 по 2011 год отмечается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 3959 до 2590.
За 2011 год по сравнению с аналогичным периодом 2010 года:
снизилось количество
преступлений, совершенных
снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления, на 21,3% (с 2183 до 1720);
снизилось количество несовершеннолетних, совершивших групповые преступления, на 24,8% (с 1189 до 894);
снизилось количество несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, на 18,25% (с 701 до 573).
Информатизация образования
За период реализации Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2010- 2012 годы по информатизации образования для общеобразовательных учреждений области было закуплено компьютерной техники на общую сумму 63,3 млн рублей. В результате увеличился уровень оснащенности школ компьютерной техникой. Если в 2009 году уровень оснащения составлял 1 компьютер на 38 учащихся, то в 2010 - 2011учебном году - 1 компьютер на 21 учащегося.
С 2010года в школы области поставляется новый для нас вид компьютерного оборудования - комплекты интерактивных аппаратно-программных комплексов. Всего приобретено 315 комплектов на 26,7 млн рублей, в том числе 184 единицы на 15,2 млн рублей за счет средств областного бюджета.
За период 2010- 2011 годов все общеобразовательные учреждения области были подключены к сети Интернет и получали в течение двух лет круглосуточный неограниченный доступ к интернет-ресурсам за счет средств федерального бюджета. В 2010 году только 40% школ области имели выход в сеть Интернет.
С 1 ноября 2010 года осуществляется поэтапный переход на финансирование услуг сети Интернет за счет средств субъекта РФ. С 1 января 2011 года оплата доступа к сети Интернет полностью ведется из средств консолидированного бюджета области.
Совершенствование экономического механизма
Осуществление долевого участия государства, общества и бизнеса в финансировании различных уровней образования. Государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования заключались договоры с предприятиями, согласно которым обеспечено прохождение обучающимися практики на рабочих местах предприятий в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области по определенному, в рамках этих договоров, перечню профессий.
Внедрение системы нормативного финансирования образовательных учреждений Нижегородской области
Принят Закон Нижегородской области от 8 сентября 2008 года N 114-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования", согласно которому с 1 января 2009 года изменился механизм финансирования общеобразовательных учреждений Нижегородской области и механизм расчета субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на общее образование, внедрена система подушевого нормативного финансирования общего образования на основе принципа "деньги следуют за учеником".
Законом Нижегородской области от 8 сентября 2008 года N 114-З также утверждена Методика расчета размера субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области для финансового обеспечения полномочий в области общего образования.
Порядок финансирования общеобразовательных учреждений Нижегородской области утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2008 года N 632 "О порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования".
Обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
В целях обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений внедрена система казначейского исполнения бюджета, благодаря которой достигнута прозрачность расходования бюджетных средств, ускорена процедура прохождения платежей по доходам и расходам, осуществлен полный контроль над бюджетными средствами. Введение данной системы привело к повышению эффективности бюджетных расходов и экономической самостоятельности, ответственности образовательных учреждений.
Внедрение системы нормативного финансирования общего образования повышает экономическую заинтересованность в предоставлении качественного образования в школе. Система основана на принципе "деньги следуют за учеником".
Повышение уровня оплаты труда педагогических работников Нижегородской области.
С 1 апреля 2010года на основании постановления Правительства Нижегородской области от 23 июля 2008 года N 296 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года N 468 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области".
По новой системе оплаты труда принципы формирования и механизмы распределения фонда оплаты труда образовательного учреждения увязаны с качеством предоставления образовательных услуг, эффективностью деятельности образовательного учреждения и уровнем компетентности персонала.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений образования, финансируемых из консолидированного бюджета Нижегородской области, за 2010 год составила - 8302,3 руб. (рост к 2009 году на 34,8%), за 2011год - 9901,5 руб. (рост к 2010году на 19,3%). Таким образом, за 2 последних года среднемесячная заработная плата в образовании (2010 год к 2011году) выросла на 60,8%.
Переход на новую систему оплаты труда и повышение заработной платы работникам образовательных учреждений Нижегородской области в 2010 году осуществлялся в 2 этапа:
первый этап - повышение заработной платы работникам бюджетной сферы Нижегородской области, чья среднемесячная заработная плата ниже минимального размера оплаты труда (с 01.01.2010 - 4330 руб.);
второй этап
- введение с 1 апреля 2010 года новых систем
оплаты труда работников бюджетной
сферы, в том числе образования,
предусматривающий повышение за
Ресурсное обеспечение системы образования
За время реализации Программы проведена большая работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений Нижегородской области, а именно:
- за период 2009- 2011гг. 307 государственных и муниципальных образовательных учреждений получили автотранспорт марки ПАЗ и ГАЗ на общую сумму 139,5 млн рублей;
- в 2009 году 23 государственных учреждения профессионального образования получили грузовые автомашины марки ГАЗ 3309 на сумму 11,0 млн руб.;
- в 2010году в учреждениях профессионального образования необходимым оборудованием оснащены лаборатории по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" на общую сумму 10,0 млн руб.;
- в 2010 году новой школьной мебелью оснащено 130 учебных классов на сумму 3,9 млн руб.;
- за период 2009- 2011гг. для государственных и муниципальных образовательных учреждений закуплено спортивного оборудования и инвентаря на общую сумму 22,6 млн рублей;
- за период 2009 - 2011 гг. приобретено 579 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения специализированных учебных кабинетов.
Основными результатами реализации Программы явились сохранение устойчиво функционирующей комплексной системы материально-технического обеспечения системы образования области, формирование качественно нового потенциала для ее дальнейшего развития и совершенствования, строгое обеспечение адресного подхода, привлечение федеральных ресурсов и консолидация финансовых средств.
Можно сделать вывод что, в результате процесса модернизации финансирования расходов на образование образования в РФ в период до 2011 года будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:
распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения;
создания общероссийской системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования;
опережающего развития общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.
Глава 3. Модернизация образования в Российской Федерации
3.1. Характеристика Федеральной целевой программы развития образования на 2010 -2015 годы.
Реализация Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года и задач, поставленных Президентом России Д.А. Медведевым по переходу на инновационный путь развития страны, предполагает приоритетное развитие подготовки кадров всех уровней профессионального образования с квалификацией, отвечающей поставленным задачам.
Реализация этого стратегического направления предполагает ориентацию системы профессионального образования Нижегородской области на решение стратегических задач, включающую в себя:
- оптимизацию сети учреждений профессионального образования с учетом их специализации;
- совершенствование организационно-правового и экономического механизма в системе профессионального образования;
- совершенствование ресурсного потенциала системы профессионального образования, в том числе обеспечение образовательных учреждений современным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием;
- совершенствование в деятельности образовательных учреждений системы профессионального образования механизма государственно-частного партнерства;
- проведение профориентационной работы среди школьников;
- совершенствование областной системы отбора и поддержки талантливой молодежи;
- развитие инфраструктуры вовлечения талантливой молодежи в инновационную деятельность.
Цель и задачи Программы, основные направления реализации Программы.
Основная стратегическая цель преобразований, отраженная в настоящей Программе, заключается в формировании развитой системы образования на территории Нижегородской области, обеспечивающей повышение доступности качественного образования, соответствие региональной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина.
Информация о работе Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации