Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель данной работы охарактеризовать проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации в современных условиях.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Определить основные задачи законодательства Российской Федерации в области образования
2. Выделить основные уровни системы образования в Российской Федерации
3. Перечислить распорядительные и нормативные акты системы российского образования
4. Проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на уровне Российской Федерации, а также на примере Нижегородской области
5. Предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.
Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.
Вторая ступень
со сроком обучения не менее 4х лет
предусматривает получение
Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.
1.3. Распорядительные и нормативные акты системы российского образования
Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Можно выделить следующие основные законы в области финансирования образования в РФ:
- Федеральный
закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ
«О послевузовском
Согласно этому закону за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляет в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.
Статья 24 определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования:
1) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования высшими учебными заведениями, а также научными организациями и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
2) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний.
- Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 « Об образовании»:
В соответствии с этим законом в Российской Федерации отнесены надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием.
С 1 января 2008 года изменяется компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части осуществления ими надзора за соблюдением законодательства об образовании (статья 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ):
- федеральные органы государственной власти будут непосредственно осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, высшими учебными заведениями и т.п.
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается для осуществления часть федеральных полномочий в этой сфере, а именно: надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзора за соблюдением законодательства об образовании которыми осуществляется непосредственно федеральными органами государственной власти и т.п.
- Федеральный
закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об
утверждении Федеральной
Под Федеральной программой развития образования понимается принятая в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством
Российской
Федерации в области
Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Основные мероприятия (задания) Программы:
обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
совершенствование
системы государственной
А так же в эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.
К нормативно-правовым актам так же можно отнести следующие постановления правительства:
-Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»: уточняет, что контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам органов контроля и надзора в сфере образования в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
-Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666
"Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
-Постановление правительства РФ от 05 июля 2001 г. № 505
" Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.04.2003 N 181, от 28.12.2005 N 815) :
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2003 N 181).
-Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195
"о детском доме семейного типа" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 11.05.2007 N 283): Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
-Постановление правительства РФ от 01 июля 1995 г. № 677
" Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
-Постановление правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36
"Об утверждении правил разработки, утверждения и введение в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования":
Министерство образования и науки Российской Федерации:
а) устанавливает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти соотношение федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения (организации) государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом уровня и профиля основных образовательных программ профессионального образования;
б) организует разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования и согласовывает их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в) утверждает и вводит в действие федеральные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования;
г) устанавливает порядок внесения изменений в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования:
разрабатываются образовательными учреждениями (организациями) по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и отражаются в основных образовательных программах профессионального образования;
утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями).
Компоненты
образовательного учреждения (организации)
государственных
Положения об образовании в РФ:
- Положение
о лицензировании
Министерство образования Российской Федерации осуществляет лицензирование образовательной деятельности:
а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
- Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49):
Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного аккредитационного статуса (далее именуется - статус) по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца (далее именуются - аккредитованные программы).
Это Положение распространяется на вузы, созданные и действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и заключение об аттестации вуза, выданное соответствующим государственным органом, проводившим аттестацию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
- Постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 года N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»
К нормативным актам можно отнести и приказы Министерства образовании РФ:
-Приказ министерства образовании РФ от 16 мая 2002 г. № 1799
Информация о работе Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации