Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель данной работы охарактеризовать проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации в современных условиях.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Определить основные задачи законодательства Российской Федерации в области образования
2. Выделить основные уровни системы образования в Российской Федерации
3. Перечислить распорядительные и нормативные акты системы российского образования
4. Проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на уровне Российской Федерации, а также на примере Нижегородской области
5. Предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.
"о введении действия государственного образовательного среднего профессионального образования" ;
-Приказ министерства образовании РФ от 15 апреля 1997 г. № 722
"о реализации образовательных программ среднего профессионального образования";
-Приказ министерства образовании РФ от 21 октября 1994 г. № 407
"О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям».
Федеральный закон от 02.02.2011 N 2-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена"
Таким образом, федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:
разграничивают
компетенцию и ответственность
в области образования
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Глава 2. Анализ состояния и проблемы финансирования расходов на образование
2.1. Состояние образования в Российской Федерации
В РФ в настоящее время действует государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших заведений. В 2011 21% всех расходов на социально-культурные мероприятия консолидированного бюджета РФ было отведено на образование. Распределение расходов по уровням бюджетов выглядит следующим образом:
Табл.1.1. Расходы по уровням бюджета
Уровень бюджета |
Для ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, % |
Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб. |
1 412,53 |
Федеральный бюджет, млрд. руб. |
346,52 |
Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб. |
1 109,15 |
Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансирования из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.
Расходы на образование и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальны бюджетов.
Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных учреждений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальнами и частными учебными заведениями.
Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «об образовании»: финансированию подлежит 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения РФ: для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов. В результате недофинансирования образовательных учреждений превышает 50% к общегосударственным нормам.
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения.
В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны. Экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.
Решением этих проблем будет являться повышение качества общего образования; улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования; повышение конкурентоспособности профессионального образования; интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования; повышение эффективности финансирования образования. Более подробно я рассмотрю эти проблемы в 3 главе своей курсовой работе, когда буду рассматривать развитие образования в Российской Федерации.
Рассмотрим финансирование расходов на образование в Российской Федерации в современных условиях. А именно проследим динамику роста расходов на образование с 2011 по 2012 года. Видно, что с 2011 по 2012 годы расходы на образование заметно растут, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2012 годы. Но к 2012 году расходы снижаются.
В 2010г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 3%), в то же время увеличилось число гимназий (на 4,2%) и лицеев (на 5,1%). Мероприятия по реорганизации сети государственных и муниципальных учреждений среднего и высшего профессионального образования привели к сокращению числа самостоятельных средних специальных и высших учебных заведений.
В 2010г. аттестат об основном общем образовании получили 1,4 млн. юношей и девушек (88,5% к уровню 2011г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,1 млн.человек (91,1%).(приложение )
Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2010г. на 26,1 тыс.человек, или на 3,4%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 238,1 тыс. студентов, или 32,6% от общего числа принятых (в 2001г. - 260,8 тыс., или 34,5%).
Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2011г. увеличился на 7,3 тыс.человек (на 0,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения, увеличение приема на которую составило 35,8 тыс.человек, или 6,6%. Численность принятых на дневную форму обучения сократилась на 25,2 тыс. студентов, или на 3,4%.
Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 568,8 тыс.человек и сократился по сравнению с 2010г. на 16,5 тыс.человек, или на 2,8%. В то же время удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение вырос на 1,4 процентного пункта по сравнению с 2010г. и составил 58,9% от общего числа принятых.
В 2011г. доля принятых в негосударственные ВУЗы студентов увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 17,7%.
По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 448,8 тыс.человек, что превышает аналогичный прием 2010г. на 80,2 тыс. человек, или на 21,8%.
В 2010г. на 6 студентов очной формы обучения в государственных и муниципальных ВУЗах приходился один персональный компьютер, в государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования - на 10 студентов.
Доступ в Интернет был на 67,3% компьютеров в государственных и муниципальных высших учебных заведениях и на 43,3% компьютеров в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях.
Платных образовательных услуг населению в 2011г. было оказано на 231,7 млрд.рублей, или на 5,8% больше, чем в 2010 году.
2.2 Состояние системы финансирования расходов на образование в Нижегородской области
В соответствии с Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 145-З, законами Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год администрация города Нижнего Новгорода осуществляет полномочия по организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части реализации основных общеобразовательных программ за счет субвенций из бюджета Нижегородской области.
В соответствии с правительственными документами по развитию российского образования основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России, в том числе и нашей Нижегородской области
Главными стратегическими целями развития образования в Нижегородской области стали:
развитая система образования;
развитая инфраструктура
образовательных услуг для
Определены следующие пути достижения данных целей:
реализация
в полной мере мероприятий приоритетного
национального проекта «
социальная
поддержка педагогов области, поддержка
и широкое распространение
модернизация материальной базы образования, строительство, капитальный ремонт образовательных учреждений, дальнейшая реструктуризация сельских школ;
формирование устойчивой системы достижения качества образовательных услуг.
В Нижегородской области 720 754 молодых людей в возрасте до 25 лет охвачены образованием разного уровня.
Система образования Нижегородской области сохранена и продолжает успешно функционировать. Сеть образовательных учреждений состоит из 3,3 тысяч учреждений и представлена различными видами образовательных учреждений от дошкольного до высшего профессионального и дополнительного образования.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области на образование составили 151 млн. 855 тыс. рублей (32,9 % в общих расходах).
Дошкольное образование.
В 2011 году в Нижегородской области основную образовательную программу дошкольного образования реализовывало 1438 образовательных учреждений с общим числом воспитанников 129002 человека.
В 2011 году в Нижегородской области насчитывалось 1183 дошкольных образовательных учреждения, 65 начальных школ - детских садов. Кроме того, группы дошкольного образования организованы в 190 общеобразовательных учреждениях, из них 14 в городской местности и 176 - в сельской. Число мест для дошкольников в образовательных учреждениях области составляет около 120 тысяч.
Проблема общедоступности дошкольной ступени образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня не только за счет поиска внутренних резервов (в 2010 году было открыто около 100 дополнительных групп на базе действующих детских садов на 2000 мест), но и нового строительства.
Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольным образованием в 2010 году по Нижегородской области в целом составил 71,0%, в городах и поселках городского типа - 76,5%, в сельской местности - 49,0%.
С целью развития интересов и способностей детей в 2010году в дошкольных учреждениях области работало почти 2000 кружков и секций дополнительного образования с контингентом дошкольников - 38047 человек.
На 1 января 2011 года 78 дошкольных образовательных учреждений области предоставляли своим воспитанникам платные дополнительные образовательные услуги, которыми воспользовались 10430 семей, имеющих детей дошкольного возраста (в 2010году - соответственно 87 учреждений и 9628 семей).
Решение задач по повышению доступности и качества дошкольного образования невозможно без развития кадрового потенциала дошкольных учреждений.
Численность педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области на 01.01.2010 насчитывала 14 тысяч 478 человек, из них 11 тысяч 374 человека составляют воспитатели, из которых 29,7% имеют законченное высшее образование, в том числе педагогическое 26,7%.
В целях реализации права каждого гражданина Российской Федерации на качественное образование в Нижегородской области обеспечены каждому ребенку пред школьного возраста (5 - 7 лет) равные стартовые возможности для обучения в школе.
Общее образование
С целью реализации конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в Нижегородской области продолжала развиваться сеть образовательных учреждений. Основным критерием изменения сети ОУ стало требование повышения качества образовательных услуг. Так, за 5 лет (начиная с 2004 года) количество общеобразовательных учреждений сократилось на 253 единицы и на 1 сентября 2010года составило 1181 ОУ.
В течение 2010- 2011 учебного года были закрыты 74 сельские школы и 18 реорганизованы (путем присоединения к другим ОУ) прежде всего потому, что организация образовательного процесса в условиях малокомплектного класса не способствовала повышению качества предоставляемых образовательных услуг. В Нижегородской области сохранена и получила дальнейшее развитие сеть образовательных учреждений повышенного статуса: всего таких учреждений в области - 68, в том числе 16 лицеев, 16 гимназий, 33 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, 3 кадетских учреждения.
Начальное профессиональное и среднее профессиональное образование
На 1 января 2010 года в Нижегородской области подготовку рабочих кадров и специалистов осуществляют 78 государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области, в том числе 30 профессиональных училищ, 13 профессиональных лицеев, 30 техникумов, 4 колледжа и 1 высшее учебное заведение.
Контингент обучающихся по рабочим профессиями и специальностям составляет 29336 человек, в том числе в образовательных учреждениях начального профессионального образования - 10717 человек, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 18619 человек, в высшем учебном заведении - 260 человек. В последние годы сохраняется тенденция снижения приема и выпуска квалифицированных рабочих. В период с 2010 по 2011 год прием снизился почти на 1,9 тысячи человек, а выпуск - на 3,5 тысячи человек.
Информация о работе Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации