Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы охарактеризовать проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации в современных условиях.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Определить основные задачи законодательства Российской Федерации в области образования
2. Выделить основные уровни системы образования в Российской Федерации
3. Перечислить распорядительные и нормативные акты системы российского образования
4. Проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на уровне Российской Федерации, а также на примере Нижегородской области
5. Предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Введение 

    В условиях глобализации мировой экономики одним из важнейших факторов стабильного развития территориальных образований является возможность интернационализации экономической и социальной инфраструктур. Процесс интернационализации подразумевает международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, поскольку наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом, системой услуг, позволяющими человеку творчески развиваться в безопасных условиях.

   Указанные обстоятельства предполагают фокусирование  внимания на создании условий для  осуществления жителями области  потребности в непрерывном образовании. Новая модель образования детерминирует базовое профессиональное образование как незавершенное и, в свою очередь, актуализирует образование как процесс совершенствования квалификации в течение всей жизни человека. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

     Цель  данной работы охарактеризовать проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации  в современных условиях.

   В связи с этим можно выделить следующие  задачи:

Определить  основные задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Выделить основные уровни системы образования в  Российской Федерации

Перечислить распорядительные  и нормативные  акты системы российского  образования

Проанализировать  состояние и проблемы финансирования расходов на образование на уровне Российской федерации, а также на примере Нижегородской области

Предложить  пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере  образования.

    Данная  работа состоит из трех глав.  В первой главе охарактеризованы какие уровни образования и в каких пределах обеспечиваются государством за счет бюджетного финансирования. С помощью каких нормативно-правовых актов государство регулирует деятельность образовательных учреждений.

    Во  второй главе охарактеризованы основные проблемы планирования финансирования образования в Российской Федерации. А также освещены особенности образовательной системы Нижегородской области на примере различных типов учреждений. Выделены основные цели и задачи совершенствования и развития образования Нижегородской области на современном этапе.

    В третьей главе предложены меры по оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальное значение бюджетных  расходов на образование

 

1.1.Понятие образования,  задачи и принципы государства  в области образования 

    Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

    Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного  образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

    Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

     Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих  их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов  и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических  лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

 

    Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

    Федеральное государственное  образовательное  учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

  Действие  законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

  В Российской Федерации устанавливаются  государственные образовательные  стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

   Государственные образовательные стандарты могут  устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

   При реализации образовательных программ для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья могут быть установлены специальные государственные  образовательные стандарты.

   Основные  положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

 

    Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

    Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников  независимо от форм получения образования.

   Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах:

 1) гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства;

  3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер  образования  в государственных  и муниципальных  образовательных  учреждениях;

 5) свобода и плюрализм в образовании;

 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 Задачами  законодательства Российской Федерации  в области образования являются:

1) разграничение  компетенции в  области образования  между органами государственной  власти и органами управления  образованием различных уровней;

2) обеспечение  и защита конституционного  права граждан Российской Федерации  на образование;

3) создание правовых  гарантий для  свободного функционирования  и  развития системы образования  Российской Федерации;

4) определение  прав, обязанностей, полномочий  и  ответственности физических  и юридических лиц в области  образования, а также правовое  регулирование их отношений в  данной области.

   В соответствии с законом «об образовании»  содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения  личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление  и совершенствование правового  государства.

   Содержание образования должно  обеспечивать:

адекватный  мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование  у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной  программы (ступени обучения) картины  мира;

интеграцию  личности в национальную и мировую  культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Общие требования к организации образовательного процесса:

организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Освоение образовательных  программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается  обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

в образовательных  учреждениях, имеющих государственную  аккредитацию, освоение указанных образовательных  программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией  обучающихся.

1.2.Уровни системы  образования в Российской Федерации. В соответствии с законодательством  Российской Федерации можно выделить следующие уровни образования:

Дошкольное  образование.

 

    В соответствии с законом об образовании - родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

   Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.2   Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды:

детский сад;

детский сад  с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

детский сад  компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад  присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад  комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные  группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

охрана жизни  и укрепление здоровья детей;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение  детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие  с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Общее образование :

  В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.01.96 г. № 12-ФЗ "Об образовании" установлены образовательные цензы общего образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12)-го класса). Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях); высшее профессиональное образование - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

  Гимназии  и лицеи включены в число средних (полных) общеобразовательных учреждений.

Профессиональное  образование: начальное, среднее, высшее, послевузовское дополнительное.

 

    В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.08.96 г. № 125-ФЗ "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлены виды высших учебных заведений: университеты, академии, институты. В число государственных университетов входят технические, педагогические, экономические, сельскохозяйственные, медицинские и другие отраслевые университеты, имеющие соответствующий статус и осуществляющие подготовку специалистов в соответствии с установленными образовательными стандартами и полученными лицензиями.

   В соответствии с Общероссийским классификатором  специальностей по образованию (ОКСО) направления подготовки включают программы  обучения бакалавров и магистров.

    В соответствии с Федеральным законом от 02.02.2011 N 2-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена" установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

Информация о работе Проблемы финансирования расходов на образование в Российской Федерации