Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретических основ и осуществление анализа бюджетного устройства стран с различным типом государственного устройства. Исходя из поставленной цели курсовой работы, необходимо выделить и решить следующие задачи:
─ изучить теоретические основы бюджетного устройства различных стран;
─ сравнить финансовые системы стран с различной государственной системой управления;
─ рассмотреть пути совершенствования финансовой системы России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетного устройства различных стран
1.1 Различные системы государственного управления (формы государственного устройства)……………………………………………………………………………………….4
1.2 Построение бюджета и финансовой системы в унитарном и федеративном
государствах…………………………………………………………………………………… ...10
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РАЗЛИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Общие принципы построения бюджетных систем зарубежных стран…………………...14
2.2 Строение финансовой системы России……………………………………………………..16
2.3 Строение финансовой системы зарубежной страны (на примере Украины)…………….23
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ….....27
Заключение………………………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 263.00 Кб (Скачать)

    - В-третьих, субъекты федерации  могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги. 

    - В-четвертых, государственное управление  осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы. 

    - В-пятых, федерации могут строиться  по трем признакам: национальному,  национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны.  

    За  бюджетами различных уровней  закрепились и свои источники  доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги – подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США), таможенные пошлины, средства от государственных займов, доходы от использования объектов государственной собственности.  

    Доходы  местных бюджетов формируются, как  правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов – косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).  

    Определились  взаимоотношения различных уровней  бюджетной системы. Модели их также  разнообразны. Традиционно вышестоящие  бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих  уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий и субвенций (США); субсидий и дотаций (Франция). Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансирование капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах. В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.п.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РАЗЛИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 

    2.1 Общие принципы построения бюджетных систем зарубежных стран 

    Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним  относятся:

- облечение  бюджета в форму акта, принимаемого  представительным органом власти;

- полнота  бюджета; 

- единство  бюджета;

- приоритетность  публичных расходов;

- достоверность  и наглядность бюджета; 

- ежегодное  утверждение бюджета; 

- бюджетное  равновесие. 

    Принцип обязательного облечения  бюджета в форму  акта, принимаемого представительным органом  власти, означает требование законодательного оформления бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона, в ряде стран (США, Норвегии, Финляндии) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трёх основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений. 

    Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом. С принципом полноты бюджета связано понятие бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции государства, как по доходам, так и по расходам. Бюджет-нетто содержит только сальдовые результаты по статьям бюджета: поступления по отдельным статьям доходов бюджета за вычетом издержек на получение указанных доходов. Иногда встречаются так называемые смешанные бюджеты, сочетающие черты брутто-бюджета и нетто-бюджета.  

    Принцип единства бюджета находит свое выражение в единстве бюджетной системы, применении одной классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации. На практике при разработке и утверждении бюджета зачастую встречается стремление к созданию привилегированных статей бюджета, что нарушает принцип единства бюджета. 

    Принцип приоритетности публичных расходов. Его применение возможно только в условиях действия принципов полноты и единства бюджета. Этот принцип основан на том, что осуществление государственных функций не ставиться в прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядке размер публичных расходов, правительство исчисляет в соответствии с полученными результатами объемы требуемых государственных доходов. Решение вопроса о том, насколько необходимы те или иные государственные расходы, происходит на основе использования методов политического анализа и применения критериев общественной полезности. Гарантией выбора правильных приоритетов и оптимальности распределения бюджетных ресурсов служит обеспечение свободной конкуренции за имеющиеся в распоряжении власти финансовые ресурсы.  

    Принцип достоверности и  наглядности бюджета. Он закреплен среди основных принципов построения бюджетных систем в целях наиболее эффективных обсуждений бюджетных проектов и обеспечения гласности бюджетной политики.  

    Принцип ежегодного утверждения бюджета является важной характеристикой функционирования бюджетной системы. Общим правилом является установление государственного бюджета на один финансовый год. Однако в разных странах начало финансового года датируется о-разному: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным. В Великобритании, Канаде, Японии он начинается 1 апреля. В Италии, Норвегии, Швеции – 1июля. А в США бюджетный год начинается 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).  

    Принцип бюджетного равновесия означает необходимость сбалансированности доходной и расходной частей бюджета. Объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 
 
 
 

    2.2 Строение финансовой системы России

    

    БК  РФ дает следующее определение бюджетной  системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из трех звеньев: 1) общегосударственные финансы (централизованные); 2) финансы предприятий (децентрализованные); 3)страхование. Общегосударственные финансы включают в себя: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и государственный долг. Финансы предприятий включают в себя материальную и нематериальную сферу. Страхование включает в себя страхование ответственности, страхование имущества, личное страхование и страхование предпринимательских рисков.

    Финансы предприятий являются исходным звеном любой финансовой системы. Это объясняется тем, что создание нового продукта и новой стоимости происходит именно на предприятиях реального сектора экономики. Кроме того, финансы предприятий осуществляют взаимосвязь между общегосударственными финансами, как управляющим органом, и населением, как конечными потребителями. Финансы предприятий, прежде всего, распределяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы. Финансы материального производства выражаются и формируются только при создании новой стоимости в производственном процессе. К сфере материального производства могут относиться следующие виды деятельности:

  • Производство товаров и услуг
  • Научно-техническая деятельность
  • Инновационная деятельность
  • Информационная деятельность.

К предприятиям нематериальной сферы могут относиться:

  • Торговая деятельность
  • Торгово-посредническая
  • Торгово-закупочная
  • Финансовая деятельность
  • Консультационная деятельность
  • Аудиторская деятельность и др.

    Кроме того, сферу финансовых предприятий можно распределять по иным классифицированным  признакам, которые градируют сами предприятия: по форме собственности, по размерам деятельности, по дифференциации производства и т. д.

    Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию на общегосударственные потребности. Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства ан определенную перспективу, который имеет силу закона. Он формируется за счет налоговых поступлений, прибыли государственных предприятий, продажи или сдачи в аренду имущества и т. д. Расходуется он по 4 основным направлениям:

  - расходы  на управление

  - на  социальные нужды

  - на  военные нужды

  - на  внешнеэкономическую и внешнеполитическую  деятельность.

    Внебюджетные  фонды создаются в целях обеспечения  отдельных сторон жизнедеятельности населения. В большинстве своем создаются внебюджетные фонды, такие как: пенсионные, медицинского страхования, социального и т.д.

    Государственный кредит представляет собой особую сферу  финансовой деятельности государства, когда она может выступать  в качестве кредитора, заемщика, гаранта.

    Государственный долг – это суммы кредитов, которые  были накоплены за определенный период государством в качестве заемщика. Он бывает внешним и внутренним, долгосрочным и краткосрочным.

    Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность бюджета всех уровней  власти и управления, что определено Бюджетным Кодексом, принятым в 1998 году. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, 2 уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, 3 уровень – местные бюджеты.

    Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    Местные бюджеты (около 29 645 городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). 

    С помощью Федерального бюджета перераспределяется до 40% национального дохода страны, и финансируются основные экономические и социальные программы. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. 

    Каждый  бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

    Каждый  субъект Российской Федерации и  соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему. 

    Согласно  БК РФ Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. 

    Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

    В соответствии с БК консолидированный  бюджет РФ включает в себя Федеральный  бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ.

    Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:  

    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектовПринцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. 

Информация о работе Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства