Бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.
ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА.
СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………5
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, НОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ……………………………………………………17
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…20
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

Файлы: 1 файл

финансы кр.doc

— 131.50 Кб (Скачать)


 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине

«ФИНАНСЫ»

 

 

Тема: «Бюджетное устройство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

 

  1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.

ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………5

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ  ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.

ПРИНЦИПЫ И  ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ  И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ.

  1. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, НОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ……………………………………………………17
  2. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…20
  3. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США…………………………………………………………………………25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы  страны. Основы бюджетного устройства. Структура и принципы построения бюджетной системы. Взаимосвязь между звеньями бюджетной системы. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами.

 

Бюджет (система бюджетов) составляет центральное звено системы  публичных финансов, что определяет экономическую сущность, функции и особую роль этого многогранного финансового явления. Бюджет тесно связан с частнохозяйственными финансами. Его доходы формируются в основной своей массе за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами (домашними хозяйствами), а бюджетные расходы направляются преимущественно на предоставление юридическим лицам и домашним  хозяйствам общественных благ (услуг). Без бюджета не могут полноценно функционировать другие звенья системы публичных финансов: государственные внебюджетные фонды, государственный (муниципальный кредит), государственные финансовые резервы. Они тесно связаны с бюджетом по доходам и расходам.

В экономической литературе и финансовом праве сущность бюджета  рассматривается с различных позиций: как система денежных отношений в процессе формирования и использования публичных финансовых ресурсов, как централизованный фонд денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления, как утверждаемый в форме закона  финансовый документ, как свод (баланс) доходов и расходов государства и муниципальных образований. Все эти и другие подходы раскрывают различные стороны многообразной сущности бюджета. В бюджете (системе бюджетов) концентрируется основная масса финансовых ресурсов, доходов и расходов государства и  муниципальных образований. Поэтому,  бюджет представляет собой не только наиболее крупное и самостоятельное звено системы публичных финансов, но и частную финансовую категорию, в основе которой лежат бюджетные отношения, т.е. денежные отношения, возникающие в процессе движения бюджетных ресурсов, образования и использования государственных и муниципальных доходов, утвержденных и исполняемых в форме закона (решения) о бюджете.

Бюджет – это часть  системы публичных финансов, поэтому его экономическая сущность как финансовой категории не может принципиально отличаться от сущности самих публичных финансов, что не исключает специфики проявления бюджетных отношений.

Бюджет непосредственно  обслуживает процесс производства, распределения и предоставления, общественных благ (услуг) при выполнении государством (муниципальными образованиями) своих функций. Бюджет является основным источником финансового обеспечения и функционирования этого процесса в рамках исполнения органами публичной власти бюджетных (расходных) обязательств в соответствии с законодательно установленными бюджетными полномочиями и бюджетной  классификацией.

Нигде в мире (кроме  «карликовых» государств) не практикуется бюджет в едином числе. Множественность  бюджетов обусловлена государственным устройством и административно-территориальным делением стран. Для эффективного выполнения государством своих функций и задач по производству, распределению и предоставлению общественных благ каждый орган государственной власти и местного самоуправления формирует и использует бюджет своей территории в рамках установленных законодательством страны бюджетных полномочий. Поэтому в большинстве стран бюджеты образуют систему и функционируют в рамках организуемой государством бюджетной системы – упорядоченной совокупности бюджетов публично-правовых образований (в некоторых странах – еще и бюджетов внебюджетных фондов).

Бюджетная система страны характеризуется следующими признаками:

  1. в основе бюджетной системы лежат финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования бюджетных ресурсов;
  2. структура бюджетной системы непосредственно зависит от государственного устройства и особенностей организации местного самоуправления страны;
  3. бюджетная система жестко регламентируется законодательством страны, нормами финансового и бюджетного права;
  4. материальную основу бюджетной системы составляет совокупность взаимосвязанных бюджетов публично-правовых образований и бюджетов внебюджетных фондов (последние включаются в бюджетную систему не во всех странах);
  5. бюджетная система строится и функционирует на основе законодательно определенных организационных принципов.

Количество уровней  бюджетной системы, состав бюджетов и формы их взаимодействия зависят  от типа государственного устройства страны и устройства местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации является трехуровневой, а система местных бюджетов - двухуровневой. В состав российской бюджетной системы включаются следующие бюджеты:

  1. первого уровня:
  • федеральный бюджет;
  • бюджет государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе: бюджет ПФ РФ, бюджет для ФСС России, бюджет ФФОМС;
  1. второго уровня:
  • бюджеты субъектов РФ;
  • бюджеты ТФОМС;
  1. третьего уровня: местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований (Москва и Санкт-Петербург),
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации строится на законодательно установленных (глава 5 БК РФ) принципах  ее организации и функционирования. Они представляют собой комплекс основополагающих, базовых требований к построению, взаимодействию элементов и функционированию совокупности бюджетов в целом как системы. Бюджетная система основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов           бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

  • равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджетов;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджета;
  • единства кассы.

Рассмотрим подробнее  перечисленные принципы бюджетной  системы РФ.

Принцип единства бюджетной системы означает, что:

- в основе разработки  и исполнения бюджетов всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;

- бюджеты всех уровней  исполняются на основе единого  измерителя (национальная денежная  единица, т.е. рубль), используется  единая методология разработки  и исполнения бюджета всех  уровней;

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в законодательном порядке доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

- используется единая  классификация доходов и расходов  бюджета.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все бюджетные доходы, расходы и источники в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Этот принцип входит в определенное противоречие с формированием и использованием Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые формально считаются средствами федерального бюджета, но фактически учитываются и управляются обособленно от него.

Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.    

Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета  по трем схемам:

1. Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.

2. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.

3. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России – профицитный).

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Бюджетное устройство