Бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, укреплению государственности и международного престижа России, формируют новые ценности в общественном сознании. Вместе с тем трансформация экономических отношений, эволюция общественного сознания, рост социального расслоения, полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность наиболее концентрированно представлены в столичном мегаполисе и его системе образования.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

Позитивные изменения, происходящие в настоящее время  в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному  благополучию, укреплению государственности  и международного престижа России, формируют новые ценности в общественном сознании. Вместе с тем трансформация экономических отношений, эволюция общественного сознания, рост социального расслоения, полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность наиболее концентрированно представлены в столичном мегаполисе и его системе образования. [7]

       В Москве дают о себе знать  процессы социальной, нравственной, психологической, образовательной,  политической жизни современной  России, которые входят в образовательное  пространство москвичей.

Реформы, происходящие в России, не обошли стороной и бюджетную систему – основу функционирования любого государства. Вопросы формирования и распределения бюджетов различных уровней – это главные вопросы в процессе государственного управления. Ни одно государство не сможет функционировать без бюджета.

Существует множество методов планирования и финансирования доходов и расходов бюджетов и выбор этих методов определяет многое в качестве функционирования бюджетной системы в целом.

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и

перераспределения национального дохода. Бюджет активно воздействует на

все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета

следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и  совершенствования

экономических отношений, которые выступают в  количественной и качественной

формах доходов  и расходов.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе  воспроизводства служит

основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и

использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной

системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических

условий, поскольку  она зависит от системы производственных отношений, того

или иного способа производства.

В настоящее  время в России продолжается бюджетная  реформа и осуществляется внедрение  принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат, который предполагает, что распределение ресурсов между бюджетными целевыми программами осуществляется с привязкой к конкретным результатам их реализации и с учетом среднесрочных приоритетов государственной социально-экономической политики.

4).Актуальность этой темы заключается в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2008 – 2009 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 249, в качестве основного направления реформирования бюджетного процесса, рассматривается переход, преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования, в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.[2]

В стране необходимо планировать бюджетные расходы, и составлять целевые программы. 
Расширение сферы применения программно-целевого метода бюджетного планирования, согласно Концепции, предусматривается расширять преимущественно за счет использования ведомственных целевых программ. Таким образом, ведомственные целевые программы являются одним из основных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. 
Принимая во внимание новизну механизма ведомственных целевых программ возможности расширения сферы их использования в деятельности субъектов бюджетного планирования особенно зависят от разработки методического обеспечения, исполнения функций по координации работ в области их практического применения. 
Настоящая программа обеспечивает решение задач формирования  нормативно-методической базы целевых программных ведомств, соблюдения требований к их разработке, использования механизмов  их реализации и контроля. 
Цель программы
Повышение качества формирования целевых программ. Методологическое обеспечение работы субъектов бюджетного планирования в применении механизмов программно-целевого метода в виде ведомственных целевых программ.

    Так же целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой  принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета  должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

    Контроль  за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов. [5]

Цель: Изучение роли и значения целевых бюджетных  программ и национальных проектов. Какие целевые программы разрабатываются в Благовещенске.

Объектом исследования является бюджет г. Благовещенска.                            Предметом исследования выступают целевые программы  

Задачи 

1. Дать достаточно полное определение целевым бюджетным программам.

2. Определить  назначение целевых бюджетных  программ и их роль в бюджетной  системе РФ.

3. Дать характеристику целевым бюджетным программам, на примере г. Благовещенска.

4. Сделать выводы по проблеме исследования.

1 глава

Роль  бюджетных целевых  программ в системе  бюджетного планирования

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ  программ

1.1 Состав целевой бюджетной программы, её характеристика.  Формирования целевых бюджетных программ.

Внедрение принципов  бюджетирования, ориентированного на результат, базируется на применении в  бюджетной практике таких инструментов как

  • Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, в которых определяется стратегия деятельности органов государственной власти.
  • Перспективный финансовый план, обеспечивающий среднесрочное планирование объемов и структуры бюджетных расходов как основание для установления целевых показателей деятельности органов государственной власти.
  • Реестр расходных обязательств, позволяющий структурировать и оценить расходные обязательства каждого из уровней бюджетной системы.
  • Бюджетные целевые программы, которые конкретизируют действия по реализации стратегии, позволяют установить взаимосвязь затрат и результатов на микроуровне.

Бюджетная целевая  программа представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение социально значимых результатов в рамках решения задач, относящихся к компетенции данного органа исполнительной власти. В целом, при подготовке бюджетной целевой программы должна соблюдаться следующая логика:

  общественные потребности  в данной сфере  → соответствующая  функция государственного управления → ресурсы → деятельность → непосредственные (прямые) результаты → конечные результаты → показатели эффективности.[11]

Основные  разделы бюджетной  целевой программы

бюджетная целевая  программа содержит следующие разделы:

  1. паспорт программы;
  2. характеристика проблемы;
  3. основные цели и задачи программы;
  4. описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы;
  5. перечень и описание программных мероприятий;
  6. срок реализации программы;
  7. описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка рисков;
  8. оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам;
  9. методика оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
  10. обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
  11. описание системы управления реализацией программы.
 

1. «Паспорт программы» представляет собой краткое изложение содержания программы, в котором представлены все разделы программы.

2. Раздел «Характеристика проблемы» содержит краткое описание проблемы, на решение которой направлена программа. При описании проблемы могут быть приведены статистические данные, подчеркивающие ее значимость, а также обозначены угрозы, связанные с дальнейшим развитием проблемной ситуации в случае отсутствия каких-либо действий, направленных на ее разрешение.

3. В разделе «Основные цели и задачи программы» формулировка цели должна отражать ожидаемый конечный общественно значимый результат реализации программы, который соответствует стратегии государства в данной области. Другими словами, цель – это представление о результате, который мы намерены получить по итогам реализации программы. При этом заявленная цель должна соответствовать полномочиям и возможностям органа власти по ее достижению, закрепленным в соответствующих нормативно-правовых и официальных документах.

Цель должна охватывать все направления, по которым реализуется программа. В зависимости от специфики программы, целей может быть несколько. Однако избыточное число целей может привести к необоснованному расширению сферы действия программы и рассредоточению усилий по ее реализации. 

4. Раздел «Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы» должен давать четкое представление об основных общественно значимых результатах, получаемых в результате реализации программы. Планируемые результаты выражаются через систему целевых показателей, по возможности, поддающихся количественному измерению. В разделе приводится формулировка целевых показателей и их планируемые значения. 

5. Раздел «Перечень и описание программных мероприятий» содержит список мероприятий, которые планируется реализовать в рамках заявленных целей и задач программы. Для каждого мероприятия должно быть приведено:

  • наименование, сформулированное в краткой и ясной форме;
  • краткое описание, которое должно отражать состав мероприятия (например, работы, проводимые в рамках мероприятия; перечень приобретаемого оборудования; тематику проводимых НИОКР);
  • срок реализации данного мероприятия (примерные дата начала и дата окончания);
  • примерный объем финансирования в действующих ценах каждого года, с указанием источников финансирования (федеральный, региональный, местный бюджет и внебюджетные источники) и направлений расходования средств (текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции).

6. Раздел «Срок реализации программы» содержит информацию о сроках и этапах реализации бюджетной целевой программы. В большинстве случаев начало реализации программы совпадает с началом календарного года, т.е. с 1 января соответствующего года.

7. В разделе «Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка рисков» приводится:

  • наименование и краткое описание основных и дополнительных социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы;
  • оценка стоимости возможных социальных, экономических и экологических последствий;
  • общую оценку вклада бюджетной целевой программы в достижение стратегических целей субъекта бюджетного планирования;
  • перечень внешних факторов, которые могут повлиять на отклонения фактически достигнутых результатов программы от первоначально запланированных.

8. Раздел «Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам» содержит анализ эффективности расходования бюджетных средств, который состоит в соотнесении полученных результатов с затраченными на это средствами и проводится путем расчета следующих показателей:

  • экономическая эффективность: соотношение величины показателя непосредственного результата деятельности в рамках программы и затрат на его достижение (млн. руб.);
  • общественная эффективность: соотношение величины показателя конечного результата деятельности (общественно значимого эффекта деятельности) и показателя непосредственного результата деятельности;
  • общественно-экономическая эффективность: соотношение величины показателя конечного результата деятельности и затрат на его достижение (млн. руб.).

9. Раздел «Методика оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей)» содержит описание того, каким образом в рамках данной программы будет контролироваться достижение запланированных целевых показателей во взаимосвязи с объемом произведенных затрат, как будут анализироваться причины отклонений фактических результатов от запланированных.

10. Раздел «Обоснование потребностей в необходимых ресурсах» содержит информацию о финансовых средствах, необходимых для реализации отдельных мероприятий и программы в целом, с указанием источников финансирования (федеральный, региональный, местный бюджет и внебюджетные источники) и направлений расходования средств (текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции).

Информация о работе Бюджетное устройство