Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты экономической сущности и содержания бюджета;
- проанализировать общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации;
- выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА……………………... 5
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…. 10
2.1 Общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………. 10
2.2 Структура доходов бюджета Российской Федерации………... 17
2.3 Структура расходов бюджета Российской Федерации………. 20
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ…………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 36
Приложение 1 Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2011 год…………………………………. 38
2004 Курсовая
бюджетное устройство России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |||
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА……………………... | 5 | ||
2 | БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…. | 10 | ||
2.1 | Общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………. | 10 | ||
2.2 | Структура доходов бюджета Российской Федерации………... | 17 | ||
2.3 | Структура расходов бюджета Российской Федерации………. | 20 | ||
3 | ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ……………… |
26 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
33 | |||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. | 36 | |||
Приложение 1 | Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2011 год…………………………………. | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки
Объектом исследования данной работы является бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетное устройство – это построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.
Предметом исследования данной работы является государственный бюджет. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Цель данного исследования: выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать
теоретические аспекты
- проанализировать
общие принципы построения
- выявить проблемы
управления государственным
В данной работе
при изучении и анализе информации были
использованы такие источники, как Бюджетный
кодекс Российской Федерации; Постановление
Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 (ред. от
17.12.2010) «О порядке составления проекта
федерального бюджета и проектов бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период»; Федеральный закон
от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013
годов» (принят ГД ФС РФ 24.11.2010)
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ
И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА
Задача государственных финансов – обеспечить государство денежными средствами для решения экономических, социальных и политических задач. Государственные финансы – денежные отношения в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий, а также использованием их на развитие производства, социально-культурные потребности, на оборону и т.д.
Субъектами отношений выступают государство, юридические и физические лица.
Структуру государственных финансов образуют государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды. Каждый из них выполняет различные задачи, но их звенья взаимосвязаны между собой.
По своему уровню
государственные финансы
Государственный бюджет – основное звено – представляет собой форму образования и использования централизованного денежного фонда для обеспечения деятельности государства. В приложении 1
В госбюджете выделяют федеральный, региональный и местный бюджеты.
Федеральный бюджет – решение задач в пределах федерации, таких как финансирование целевых программ, различных отраслей народного хозяйства, правопорядка, международной деятельности, безопасности страны.
Региональный
бюджет – решение задач на региональном
уровне – это финансирование образовательных,
здравоохранительных
Местный бюджет
– создание инфраструктуры, повышение
конкурентоспособности местной
продукции, подготовка трудовых ресурсов,
решение задач коммунально-
В настоящее время растет значимость региональных и местных бюджетов.
Государственный кредит – также входит в финансовую систему. Основным заемщиком является государство, временно свободные денежные средства юридических и физических лиц.
Внебюджетные
фонды – решение задач
Государственные доходы и расходы
1. Государственные
доходы – это денежные
Государственные доходы – денежные средства, мобилизуемые государством для выполнения его функций.
Централизованные доходы – средства, аккумулируемые государством (бюджет и внебюджетные фонды).
Децентрализованные доходы – средства государственных предприятий.
Источники разделяются на внутренние и внешние. Государство имеет разные статьи доходов.
Методы мобилизации доходов:
- взимание налогов;
- использование
государственных займов и
- эмиссия денежных средств;
- прочие.
Налоги – денежные средства, отчисляемые от прибыли, доходов предприятий, населения в бюджеты по установленным ставкам. Налоги занимают ведущее место в системе государственных доходов. Они являются главным инструментом перераспределения национального продукта. С помощью налогов формируются различные формы государственных финансов. Формы налогообложения – виды, количество налогов, величина налоговых ставок и прочее. На рисунке 1 отображена структура доходов консолидированного бюджета РФ на 2009 г.
Рисунок
1 – Структура доходов
Государственные
займы и кредиты – это
Эмиссия – выпуск
бумажных денежных знаков в обращение.
Цель – покрытие государственного
оборота наличными денежными
средствами. Если эмиссия не связана
с потребностями народного
Прочие источники доходов – неналоговые, некредитные методы.
Средства от государственной собственности – дивиденды от акций, находящихся в собственности государства, средства от сдачи в аренду государственного имущества, от его продажи.
Средства от государственных операций – выдача паспортов, операции с драгоценными материалами, доходы от государственных предприятий, доходы Центробанка. Соотношение между различными методами мобилизации доходов не одинаковы в разные периоды времени и определяются экономико-социальной ситуацией на данный период.
2. Государственные
расходы – денежные отношения,
Государственные расходы – финансовые ресурсы, расходуемые государством для выполнения его функций.
Централизованные расходы – расходы, непосредственно осуществляемые через систему бюджетных и внебюджетных фондов.
Децентрализованные
расходы – расходы
Формы расходов совершенствуются и изменяются во времени. Характер расходов непосредственно связан с выполнением государственных функций и экономических возможностей государства.
Основные функции государства:
- экономическая;
- социальная;
- управленческая;
- оборонная;
- и прочие.
Расходы всех видов образуют систему государственных расходов.
Основные принципы расходования:
1. целевая направленность
средств (государство
2. безвозвратность расходования средств (за исключением госкредита);
3. соблюдение режимов экономии (должна быть разработана система мер, форм оптимизации затрат, в которой проявлялась бы ориентация не столько на снижение затрат, сколько на результативность).
Формы осуществления государственных расходов:
1. самофинансирование
– форма для покрытия расходов
государственными
2. бюджетное финансирование – применяется для обеспечения затрат, имеющих государственное значение;
3. кредитное
обеспечение – применяется и
государственными
Система государственных доходов связана с системой государственных расходов, и эта связь общеколичественная без закрепления отдельных доходов за отдельными расходами. Исключения составляют целевые формы – это позволяет маневрировать средствами и осуществлять перераспределение.