Бюджетное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты экономической сущности и содержания бюджета;
- проанализировать общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации;
- выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА……………………... 5
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…. 10
2.1 Общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………. 10
2.2 Структура доходов бюджета Российской Федерации………... 17
2.3 Структура расходов бюджета Российской Федерации………. 20
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ…………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 36
Приложение 1 Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2011 год…………………………………. 38

Файлы: 1 файл

2004 Курсовая бюджетное устройство России курсовая по финансам.doc

— 295.50 Кб (Скачать)
 

Таким образом, формирование объема и структуры  расходов бюджета осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены основные приоритеты расходов федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ  БЮДЖЕТОМ 

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет  функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых  рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием. Таблица 3

Таблица 3.

Исполнение  консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, млрд. рублей. 

  Доходы Расходы Профицит, дефицит(-)
2009г. 13599,7 16048,3 -2448,6
2010г. 15715,9 17301 -1585,1
 

Уже начиная  со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным  мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в  год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. – 17,0% к ВВП и в 2013г.–16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рисунок 1). 
 
 

Рисунок 7. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был  связан с реализацией антикризисных  мер.

В настоящее  время российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета  закладываются актуальные на текущий  момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 4).

Таблица 4

Оценка  и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.

Показатели Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013
Цена Urals (мировые) долл./барр. 61,1 75,0 75,0 78,0 79,0
Инфляция дек. / дек. 8,8 7-8 6-7 5-6 4,5-5,5
ВВП млрд. руб. 39 064 45 175 50 389 55 950 61 920
% к  пред. г. -7,9 4,0 4,2 3,9 4,5
Промышленное  производство % к пред. г. -9,3 7,6 3,9 3,8 4,9
Инвестиции  в основной капитал % к пред. г. -16,2 2,5 10,0 3,5 7,4
Оборот  розничной торговли % к пред. г. -4,9 5,2 5,0 5,6 6,0
Объем платных услуг населению % к пред. г. -4,2 1,6 2,9 4,0 4,8
Реальная  заработная плата % к пред. г. -3,5 4,9 3,5 4,0 4,7
Реальные  располагаемые доходы населения % к пред. г. 2,3 4,4 3,6 3,6 4,2
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост % к пред. г. 24,2 44,9 9,4 8,8 7,9
Экспорт млрд. долл. США 303,4 378,2 389,2 411,8 432,0
Импорт млрд.долл. США 191,8 238,8 277,5 303,1 334,0
Уровень безработицы к экономически активному  населению % 8,6 7,7 7,4 7,1 6,7
 

По последним  оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.

С учетом изложенного  и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:

- возможное снижение  поступления нефтегазовых доходов  в 2011-2013 годах по сравнению  с принятым в прогнозе уровнем  вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, в том числе и в результате установления льгот в части взимания вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на месторождениях Восточной Сибири;

- возможный больший  рост индекса потребительских  цен и, соответственно, возможное  увеличение расходов в связи  с необходимостью осуществить  индексацию социальных выплат;

- возможное укрепление  рубля к доллару США и евро  и, как следствие, ухудшение соотношения экспорта и импорта;

- возможные колебания  движения спекулятивного капитала  в результате высокой зависимости  российского рынка от динамики  финансовых рынков развитых и  развивающихся стран.

Частично снижение дефицита предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.

При этом уменьшение государственных расходов может  вызвать снижение темпов роста в  краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе  сохранение государственной поддержки  экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.

При этом большинство  стран, в том числе сопоставимые по объемам ВВП с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных расходов. Еще одной мерой для этих государств является повышение налогов. Соотношение этих двух мер может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.

В 2010 году источниками  покрытия дефицита федерального бюджета  в России являются средства резервных  фондов и заимствования. Однако уже  со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета  в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут  превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может  быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные  изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013 году – на 0,9 % к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Российская экономика  пока менее эффективна по сравнению  с другими странами, и требует  реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.

Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная и  налоговая политика в 2011-2013 годах  будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

3) создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

4) обеспечение  долгосрочной устойчивости и  сбалансированности пенсионной  системы;

5) повышение  качества человеческого капитала;

6) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

7) реализация  Программы по повышению эффективности  бюджетных расходов на период  до 2012 года.

В ближайшее  время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Поскольку в  процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,7% к ВВП в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

При этом для  развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Решения, принимаемые  в области законодательства о  налогах и сборах, с одной стороны, будут направлены на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и одновременно – создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетное устройство России