Бюджетное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты экономической сущности и содержания бюджета;
- проанализировать общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации;
- выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА……………………... 5
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…. 10
2.1 Общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………. 10
2.2 Структура доходов бюджета Российской Федерации………... 17
2.3 Структура расходов бюджета Российской Федерации………. 20
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ…………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 36
Приложение 1 Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2011 год…………………………………. 38

Файлы: 1 файл

2004 Курсовая бюджетное устройство России курсовая по финансам.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Совокупность государственных доходов и расходов образует систему государственных доходов и расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1 Общие принципы  построения государственного  бюджета России 

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в процессе перераспределения национального дохода и части национального богатства в связи с образованием централизованного денежного фонда у государства и с использованием его на оборону и управление, финансирование народного хозяйства.

Бюджет является государственным финансовым планом страны на текущий год и имеет  силу закона.

Функции государственного бюджета:

1. Распределительная  (в значении перераспределения)  – связана с концентрацией средств у государства и использованием их в установленных целях;

2. Контрольная:  становится известно, вовремя ли  поступают средства, достаточно  ли их, эффективно ли они используются.

В бюджете участвуют  все члены общества. Распределение  происходит по вертикали. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы, представленной на рисунке 2.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней: 

Рисунок 2 – Основные функции бюджета

    Федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

    Бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

    Местных бюджетов.

Бюджетная система  Российской Федерации – совокупность всех видов бюджета.

В состав государственной  бюджетной системы входят:

1. Федеральный  бюджет;

2. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов, федеральных  и территориальных бюджетов;

3. 21 республиканских бюджета;

4. 55 краевых и  областных бюджет

5. Городские  бюджеты Москвы и С.-Петербурга;

6. 10 окружных  бюджетных автономных округов;

7. Бюджет еврейской  автономной области;

8. Около 29000 областных  местных бюджетов.

Схему бюджетного устройства Российской Федерации иллюстрирует рисунок 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3. Схема бюджетного устройства Российской Федерации 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  следующие:

    - Единство  бюджетной системы;

    - Разграничение  расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;

    - Самостоятельность  бюджетов разных уровней;

    - Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов  разных уровней;

    - Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

    - Сбалансированность  бюджета;

    - Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

    - Общее покрытие  расходов бюджета;

    - Гласность;

    - Достоверность  бюджета;

    - Адресность  и целевой характер использования  бюджетных средств.

1. Единство бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации – это закрепление  (полностью или частично) соответствующих  видов доходов и полномочий  по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим  является принцип самостоятельности  всех бюджетов:

  1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  5. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета – каждый бюджет должен  быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность  – это обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность  бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность  и целевой характер бюджетных  средств – бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Конституцией  Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной  целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.

Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в  области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Таким образом, бюджетное устройство это взаимосвязь  между отдельными видами бюджета, организации  и принципы построения бюджетной  системы. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории называется консолидируемым (объединенным) бюджетом. В настоящее время на консолидирующий бюджет приходится около 20% ВВП внебюджетных фондов. Доля федерального бюджета в консолидирующем составляет порядка 67%. 

2.2 Структура доходов  бюджета Российской  Федерации 
 

Доходы – это экономические отношения, связанные с формированием бюджетного фонда страны; это часть централизованных финансовых ресурсов. Укрупненная структура доходов бюджета представлена на рисунке 4. 

Рисунок 4 – Структура доходов бюджета 

Основные доходы в бюджет – налоговые доходы. На один лишь НДС приходится от 40 до 60%. Налоги, которые закреплены за определенными бюджетами, называются закрепленными доходами.

Регулирующие  доходы – это денежные средства, выделяемые как дополнительные к  нижестоящим от вышестоящих бюджетам. Они позволяют сбалансировать нижестоящие бюджеты.

Нижестоящими  бюджетами из вышестоящих могут  выделяться дотации и средства целевого назначения (субвенции). В бюджете  разных стран помощь составляет 20-40% всех доходов. Все это средства бюджетного регулирования.

К неналоговым  доходам относят согласно бюджетному кодексу:

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной собственности;

- доходы от  оказания платных услуг;

- доходы от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;

- часть прибыли  унитарных предприятий РФ, оставшаяся  после уплаты налогов;

- прибыль ЦБ;

- доходы от  внешнеэкономической деятельности  и от реализации государственных  запасов и резервов.

Информация о работе Бюджетное устройство России