Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты экономической сущности и содержания бюджета;
- проанализировать общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации;
- выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА……………………... 5
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…. 10
2.1 Общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………. 10
2.2 Структура доходов бюджета Российской Федерации………... 17
2.3 Структура расходов бюджета Российской Федерации………. 20
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ…………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 36
Приложение 1 Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2011 год…………………………………. 38
Совокупность государственных
доходов и расходов образует систему государственных
доходов и расходов.
2
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1
Общие принципы
построения государственного
бюджета России
Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в процессе перераспределения национального дохода и части национального богатства в связи с образованием централизованного денежного фонда у государства и с использованием его на оборону и управление, финансирование народного хозяйства.
Бюджет является государственным финансовым планом страны на текущий год и имеет силу закона.
Функции государственного бюджета:
1. Распределительная
(в значении перераспределения)
2. Контрольная:
становится известно, вовремя ли
поступают средства, достаточно
ли их, эффективно ли они
В бюджете участвуют все члены общества. Распределение происходит по вертикали. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы, представленной на рисунке 2.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии
с Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным
кодексом РФ (ст.10) бюджетная система
Российской Федерации состоит из
трех уровней:
Рисунок 2 – Основные функции бюджета
Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Бюджетов субъектов
Российской Федерации (региональных бюджетов)
и бюджетов территориальных
Местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации – совокупность всех видов бюджета.
В состав государственной бюджетной системы входят:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов, федеральных и территориальных бюджетов;
3. 21 республиканских бюджета;
4. 55 краевых и областных бюджет
5. Городские
бюджеты Москвы и С.-
6. 10 окружных бюджетных автономных округов;
7. Бюджет еврейской автономной области;
8. Около 29000 областных местных бюджетов.
Схему бюджетного
устройства Российской Федерации иллюстрирует
рисунок 3.
Рисунок
3. Схема бюджетного устройства Российской
Федерации
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:
- Единство бюджетной системы;
- Разграничение
расходов и доходов между
- Самостоятельность бюджетов разных уровней;
- Полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней;
- Полнота отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
- Сбалансированность бюджета;
- Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- Общее покрытие расходов бюджета;
- Гласность;
- Достоверность бюджета;
- Адресность
и целевой характер
1. Единство бюджетной
системы означает единство
2. Разграничение
доходов и расходов между
3. Важнейшим
является принцип
4. Полнота отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
5. Сбалансированность
бюджета – каждый бюджет
6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Гласность
– это обязательное
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.
Административно-
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Таким образом,
бюджетное устройство это взаимосвязь
между отдельными видами бюджета, организации
и принципы построения бюджетной
системы. Свод бюджетов в целом по
РФ или соответствующей территории
называется консолидируемым (объединенным)
бюджетом. В настоящее время на консолидирующий
бюджет приходится около 20% ВВП внебюджетных
фондов. Доля федерального бюджета в консолидирующем
составляет порядка 67%.
2.2
Структура доходов
бюджета Российской
Федерации
Доходы – это экономические
отношения, связанные с формированием
бюджетного фонда страны; это часть централизованных
финансовых ресурсов. Укрупненная структура
доходов бюджета представлена на рисунке
4.
Рисунок
4 – Структура доходов бюджета
Основные доходы в бюджет – налоговые доходы. На один лишь НДС приходится от 40 до 60%. Налоги, которые закреплены за определенными бюджетами, называются закрепленными доходами.
Регулирующие доходы – это денежные средства, выделяемые как дополнительные к нижестоящим от вышестоящих бюджетам. Они позволяют сбалансировать нижестоящие бюджеты.
Нижестоящими бюджетами из вышестоящих могут выделяться дотации и средства целевого назначения (субвенции). В бюджете разных стран помощь составляет 20-40% всех доходов. Все это средства бюджетного регулирования.
К неналоговым доходам относят согласно бюджетному кодексу:
- доходы от
использования имущества,
- доходы от оказания платных услуг;
- доходы от
продажи имущества,
- часть прибыли унитарных предприятий РФ, оставшаяся после уплаты налогов;
- прибыль ЦБ;
- доходы от
внешнеэкономической