Бюджетное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты экономической сущности и содержания бюджета;
- проанализировать общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации;
- выявить проблемы управления государственным бюджетом Российской Федерации

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА……………………... 5
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…. 10
2.1 Общие принципы построения государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………. 10
2.2 Структура доходов бюджета Российской Федерации………... 17
2.3 Структура расходов бюджета Российской Федерации………. 20
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ…………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 36
Приложение 1 Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2011 год…………………………………. 38

Файлы: 1 файл

2004 Курсовая бюджетное устройство России курсовая по финансам.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2010 году 

Показатель Млрд. руб. В % к Справочно 2009 г.
ВВП итогу млрд. руб. В % к
ВВП итогу
Доходы 15715,9 35,3 100 13599,7 35,1 100
из  них:            
налог на прибыль организаций 1774,6 4 11,3 1264,6 3,3 9,3
налог на доходы физических лиц 1790,5 4 11,4 1665,8 4,3 12,2
страховые взносы на обязательное социальное страхование 2279,3 5,1 14,5 0 0 0
налог на добавленную стоимость: 
на  товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1329,1 3 8,5 1176,9 3 8,7
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  1169,5 2,6 7,4 873,4 2,3 6,4
акцизы  по подакцизным товарам (продукции):            
производимым  на территории Российской Федерации 441,4 1 2,8 327,4 0,8 2,4
ввозимым  на территорию Российской Федерации 30,1 0,1 0,2 19,8 0,1 0,1
налоги  на совокупный доход  207,7 0,5 1,3 175,5 0,5 1,3
налоги  на имущество 628,2 1,4 4 569,7 1,5 4,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1440,8 3,2 9,2 1080,9 2,8 7,9
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 56,1 0,1 0,4 5,2 0 0
из  них единый социальный налог 45,7 0,1 0,3 0 0 0
доходы  от внешнеэкономической деятельности 3227,7 7,3 20,5 2683,3 6,9 19,7
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 676,7 1,5 4,3 653,9 1,7 4,8
платежи при пользовании природными ресурсами 77,6 0,2 0,5 85,2 0,2 0,6
безвозмездные поступления 114,1 0,3 0,7 132,4 0,3 1
доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 46,1 0,1 0,3 64,2 0,2 0,5
 

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете  того уровня бюджетной системы, который  передает собственные доходы или  который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Источником доходов  бюджета от хозяйствующих субъектов  могут служить части валового внутреннего продукта – прибыль  и заработная плата. Через механизм приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности, реализации золотовалютных резервов также пополняются доходы бюджета.

С помощью государственных  займов от отдельных государств и (или) международных финансово-кредитных  структур реализуется источник доходов  бюджета от государственной внешнеэкономической и другой деятельности.

Продажа на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получение кредита под  залог государственного пакета акций  предприятий реализуют источник доходов бюджета от личных доходов  граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности.

Итак, по экономическому содержанию источники доходов бюджета  можно классифицировать следующим  образом. Рисунок 5. 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5 – Классификация источников доходов  бюджета по экономическому признаку 

Таким образом, формирование расходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации. Разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. 

2.3 Структура расходов  бюджета Российской  Федерации 

Расходы – это  экономические отношения, возникающие  при распределении централизованного  денежного фонда государства, в  связи с использованием его по отраслевому, целевому,индустриальному  назначению; это часть централизованных ресурсов государства, используемая для выполнения государственных функций.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в виде:

- ассигнований  на содержание бюджетных учреждений;

- средств на  оплату товаров, работ и услуг,  выполняемых физическими и юридическими  лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов  населению, включающих в себя  ассигнования на реализацию выплат  населению, установленных законодательством  РФ и ее субъектов, правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления;

- ассигнований  на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований  на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов  юридическим лицам (включая налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и платежей);

- субвенций и  субсидий физическим и юридическим  лицам;

- инвестиций  в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий  бюджета других уровней бюджетной  системы РФ, государственным внебюджетным  фондам;

- кредитов иностранным  государствам;

- средств на  обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Новые виды расходов бюджетов финансируются только с  начала очередного финансового года при условии их включения в  соответствующий бюджет. При определении  источников финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Формирование  расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных  услуг. Как я уже отмечал в  начале главы, в России в настоящее время идет реформа межбюджетных отношений. Так вот, ключевая задача этой реформы – предоставление региональным и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных с имеющимися финансовыми ресурсами. В РФ в соответствии с Бюджетным кодексом в настоящее время за каждым уровнем власти закреплены определенные расходы. Сама же структура расходов государственного бюджета (берется пример Федерального бюджета) выглядит следующим образом: 
 

Рисунок 6 – Структура расходов федерального бюджета 

С одной стороны, расходы – это расщепление  бюджета, а с другой, – основа формирования соответствующих фондов у субъектов хозяйствования.

Расходы характеризуются  с качественной и количественной сторон. Качественная устанавливает  природу расходов. Количественная – величину выделенных средств.

Расходы подразделяются:

- по целевому  содержанию;

- по общественному  назначению;

- по отраслям;

- по времени  (текущие и капитальные).

Все это лежит  в основе бюджетной классификации  расходов. Расходы (направления) лежат в основе структуры бюджета. В СССР структура расходов была стабильна: 1/2 – хозяйственные цели, 1/3 – социальные цели.

Виды расходов бюджета

1. На социально-культурные  цели. При их планировании исходят  из норм и экономических возможностей страны. Нормы устанавливаются или на основе анализа потребностей или исходя из опыта прошлых лет. Различают нормы:

a. Основанные  на натуральных показателях использования  материальных ценностей (питание,  медикаменты);

б. Индивидуальные выплаты (зарплата, пенсии, командировочные расходы).

Расходы включают:

- на образование;

- культуру;

- искусство;

- СМИ;

- здравоохранение  и спорт;

- реализацию  социальной политики.

2. На оборону.  Они зависят от: международной  обстановки, проводимой политики, экономических возможностей.

Включают в  себя:

- содержание  армии;

- научно-исследовательские  работы;

- военное строительство;

- закупка техники  и т.д.

В развитых странах  расходы на оборону от 20 до 40 процентов.

3. На управление. Включают:

- содержание  органов власти и управления;

- суд;

- прокуратуру;

- правоохранительные  органы.

В развитых странах  примерно 11%. Без суда и т.п. – 3%.

4. На обслуживание  государственного долга. В составе  расходов выделяются средства  по целевому назначению или  целевым программам. В составе расходов бюджета предусматриваются резервные фонды. Они используются для финансирования непредвиденных расходов в текущем году.

Резервные фонды:

- Резервный фонд  бюджета формируется в бюджете  всех уровней.

- Резервный фонд  президента. Только в федеральном бюджете не более 1%.

Расходы бюджета  связаны с доходами общим количеством. Измеряются в денежных единицах страны или в % от ВВП.

Таблица 2

Структура расходов консолидированного бюджета  Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2010 году 

Показатель Млрд. руб. В % к Справочно 2009 г.
ВВП итогу млрд. руб. В % к
ВВП итогу
Расходы 17301 38,9 100 16048,3 41,4 100
из  них на:            
общегосударственные вопросы  1438,9 3,2 8,3 1313,8 3,4 8,2
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 261 0,6 1,5 236,3 0,6 1,5
национальную  оборону 1279,7 2,9 7,4 1191,2 3,1 7,4
национальную  безопасность и правоохранительную деятельность 1339,4 3 7,7 1245,9 3,2 7,8
национальную  экономику 2323,9 5,2 13,4 2782,1 7,2 17,3
из  нее на:            
топливно-энергетический комплекс 48,5 0,1 0,3 74,7 0,2 0,5
сельское  хозяйство и рыболовство 262,3 0,6 1,5 279,1 0,7 1,7
транспорт 462,2 1 2,7 372,7 1 2,3
дорожное  хозяйство 645 1,4 3,7 601,9 1,6 3,8
связь и информатику 69,2 0,2 0,4 49,1 0,1 0,3
прикладные  научные исследования в области  национальной экономики 123 0,3 0,7 113,6 0,3 0,7
другие  вопросы в области национальной экономики 535,2 1,2 3,1 1119,4 2,9 7
жилищно-коммунальное хозяйство 1071,5 2,4 6,2 1006,1 2,6 6,3
социально-культурные мероприятия 9819,2 22,1 56,8 8479,6 21,9 52,8

Информация о работе Бюджетное устройство России