Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:21, реферат
Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год. В чём проблема? Как её решать? В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней.
ВВЕДЕНИЕ 2
глава 1. Бюджетное устройсво России
БЮДЖЕТ,БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ. 3
Принципы бюджетного устройства 6
глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ Федерализм
2.1Специфика Российской модели бюджетного федерализма. 8
2.2 Синдром хронической дотационности российских регионов…………………….11
2.3. Движение в сторону германской модели бюджетного федерализма…………………..16
Заключение 21
Список используемой литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 2
глава 1. Бюджетное устройсво России
БЮДЖЕТ,БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ. 3
Принципы бюджетного устройства 6
глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ Федерализм
2.1Специфика Российской модели бюджетного федерализма. 8
2.2 Синдром хронической дотационности российских регионов…………………….11
2.3. Движение в сторону германской модели бюджетного федерализма…………………..16
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год. В чём проблема? Как её решать? В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней.
Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.
Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям в условиях перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Необходимо наметить пути решения проблем, которые целесообразно разбить на две группы.
К
первой следует отнести те
из них, которые определяются
федеративным устройством
А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения.
В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»,
«Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов.
Кроме того, ежегодно принимаются:
федеральный закон о
В Ст. 1. Закона « Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительным) органами.
К
бюджетным правоотношениям
отношения, возникающие между субъектами
бюджетных правоотношений в процессе
формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, осуществления
государственных и
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Настоящий Кодекс
В соответствии с Конституцией РФ бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд занятости населения РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ).
Второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно,
бюджетное устройство РФ определяется
ее государственным устройством - в
унитарных государствах бюджетная
система имеет два уровня - государственный
бюджет и местные бюджеты (однако
и в унитарных, и в федеративных
государствах бюджеты нижестоящих
уровней (нижестоящих государственных
и административно-
Необходимо
также отметить, что до принятия
БК РФ внебюджетные фонды,
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ (схема 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
СХЕМА 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
СХЕМА 2. Консолидированный бюджет области.
Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
На схеме 2 приведена структура консолидированного бюджета области.
Консолидированный (сводный)
бюджет области выполняет функцию
объединения бюджетных
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Строится бюджетная система на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.
Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т. д.
В соответствии с законодательством принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.
Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюджетными правами соответствующих представительных и исполнительных органов власти. Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» установлено следующее разграничение: к ведению исполнительных органов власти относится составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение, контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований; к ведению представительных органов власти относится рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением, утверждение отчёта о его исполнении.
При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета выступают внутренние и внешние заимствования.
Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.
Внешними заимствованиями федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.
Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:
• развитие экономики;
• реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
• совершенствование налоговой системы и системы межбюджетных отношений;
• усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;
• глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;
• четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.