Бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.
ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА.
СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………5
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, НОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ……………………………………………………17
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…20
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

Файлы: 1 файл

финансы кр.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Субъектами  бюджетного права выступают:

- государство; 

-  регионы  РФ; 

- муниципальные  образования; 

- юридические  и физические лица, так как  каждый из них либо принимает участие в распределении доходов и расходов между бюджетом или участвует в качестве стороны на одной из стадий бюджетного процесса, либо является получателем денежных средств из бюджета в форме дотаций, субсидий и т.п.

Содержание  и особенности прав и обязанностей, входящих в статус субъекта бюджетного права, определяются, прежде всего, их принадлежностью к участию в  бюджетной деятельности государства. Они направлены на обеспечение эффективного использования бюджета в целях достижения или поддержания экономической и социальной стабильности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетные права  Российской Федерации: основы бюджетного устройства федерального правительства, республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Бюджетные компетенции  и полномочия федеральных органов  государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничение налогов и других доходов между уровнями  бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;
  • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
  • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление  кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
  • установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации и местным бюджетам;
  • установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
  • утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;
  • установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
  • определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
  • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов  власти в сфере формирования бюджетных  доходов и средств целевых  бюджетных фондов.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральными и региональными бюджетами.

Разграничение расходов между звеньями бюджетной системы  регламентируется Бюджетным кодексом РФ (раздел III, гл.11). Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исключительно из федерального, региональных и местных бюджетов и на расходы, совместно финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.

Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои законодательные  акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

Представительные органы субъектов Российской Федерации  вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры  ставок по ним и вводить налоговые  льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут предоставлять  налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов  Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Правовой основой функционирования  местных бюджетов в Российской Федерации являются законодательные акты, изданные в 1991-1999гг.

В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991г. №1550-1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный  раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.

В Законе зафиксированы  важные положения о том, что местные  органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.

Органы государственной  власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов  Российской Федерации содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, В этих целях указанные органы соответственно:

  • регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами  - в рамках федеральных целевых программ;
  • участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ  и региональных программ;
  • распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ,  а также иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
  • разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
  • оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
  • осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и законодательством субъектов  РФ.

Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения  органов государственной власти,  влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве  компенсации.

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетное устройство и бюджетная система 

Соединенных Штатов Америки.

 

Бюджетная система США  состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — т.н. школьных округов  и районов специального обслуживания. В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно несут ответственность за обеспечение населения основными государственными  услугами: начальное и среднее образование, местная полиция и пожарная  охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения. Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти  муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой  налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию  которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в Соединенных Штатах отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.  В федеральный бюджет США зачисляются поступления федерального подоходного  налога с физических лиц и корпораций, а также налога с фонда оплаты труда и некоторых налогов на продажи. В бюджеты штатов направляются поступления регионального подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также общий налог с продаж, который является основным источником их доходов. В муниципальные бюджеты направляются, прежде всего, поступления налогов на имущество, хотя в некоторых штатах муниципальные органы власти вводят свою ставку налога с продаж и подоходного налога. Межбюджетное выравнивание в США представлено сложной системой бюджетных грантов, выделяемых бюджетам различных уровней. При этом зависимость  бюджетов субнационального уровня от федеральных трансфертов достаточно сильна: так, в 1991 году средства федерального трансферта составляли в  среднем 17,6% к расходам консолидированных бюджетов штатов. В то же время,  доля финансовой помощи со стороны региональных бюджетов в расходах местных бюджетов составляла за тот же период 34.4%.  В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных  по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко  используется.

   Целевая финансовая  помощь предоставляется в виде  грантов двух типов.  Первый тип - блок-гранты - выделяется на финансирование достаточно  широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Существуют блок - гранты на здравоохранение, социальное обеспечение, а также на финансирование других расходных групп.  Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты, в рамках которых выделяются  средства на финансирование отдельной расходной программы. На федеральном  уровне используется несколько видов таких грантов. Например, трансферты, рассчитываемые на основе формулы, распределяются между бюджетами штатов и муниципальных образований согласно законодательно или административно  установленному критерию. Такой критерий предоставления финансовой помощи составляется с учетом расходных потребностей получателя средств, его возможности оказывать государственные услуги, стоимость оказания таких услуг, а также прилагаемые усилия по сбору налогов. Формулы расчета могут  варьироваться, но, как правило, они основываются на таких показателях, как  численность населения и душевой доход. Некоторые виды целевых грантов (такие как, например, гранты на осуществление определенного проекта)  выделяются на основе решения правительства бюджетам отдельных территорий в течение определенного срока.  Около половины всего объема целевой финансовой помощи предоставляется на  долевой основе, то есть выделение средств бюджетами вышестоящего уровня  происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего   уровня определенной доли расходных статей, охваченных действием гранта. В США не существует законодательной нормы, определяющей, что федеральный  бюджет должен быть сведен без дефицита, и федеральное правительство вправе  привлекать заемные финансовые ресурсы для финансирования дефицита федерального бюджета. В противоположность федеральному бюджету, законодательство штатов в большинстве случаев требует бездефицитности  региональных и местных бюджетов по текущим расходам, вследствие чего администрация штатов и муниципалитетов имеют право привлекать средства на  долгосрочной основе с целью финансирования только капитальных расходов, таких как, строительство образовательных учреждений и  финансирование общественных работ, а также на краткосрочной основе для  покрытия кассового разрыва в исполнении бюджета. Положения, регулирующие порядок заимствований, содержатся в конституциях и законах штатов, и как правило, сильно варьируются в зависимости от конкретного штата.  Основным способом государственных и муниципальных заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При этом процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственная бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система субъектов Федерации, которая объединяет 88 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

В России создана  достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и  другими актами с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

          Бюджет по отношению к осуществляемой  властью экономической политике  является производным продуктом,  он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Финансы: Учебник /С.В. Барулин.-2-е изд., стер. -  М.: КНОРУС, 2011.-640 с.
  2. Финансы: Учеб. Пособие/Под ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2007-416 с.
  3. Бюджетная система РФ: учебное пособие/ Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008-256 с.
  4. Финансовое право России; учебник/Ю.А. Крохина.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, - 2008.-720 с.
  5. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 540 с.
  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008. - 611с.
  7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2008. - 542с.
  8. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: «Дашков и к», 2008. – 568с.
  9. Игонина Л.л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2009. -330с.

Информация о работе Бюджетное устройство