Государственный бюджет и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы - рассмотреть государственный бюджет.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
1. изучить функции государственного бюджета;
2. рассмотреть понятие бюджетного дефицита и профицита;
3. рассмотреть виды государственного долга.

Оглавление

Введение
1.Понятие государственного бюджета: понятие и роль в экономике
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2.Принципы функционирования бюджетной системы РФ
2. Доходы и расходы бюджетов, их классификация.
2.1.Доходная часть бюджета
2.2.Расходы государственного бюджета
2.3. Суть бюджетного дефицита и профицита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 250.02 Кб (Скачать)

Российский Новый Университет 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Финансы»

На  тему: «Государственный бюджет и бюджетное  устройство» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы «Э-2»

                                                                          Алексашкина Александра

                                                                               Проверила: Кувшинова Ю.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Волоколамск 2010г.

 

 

Содержание:

Введение     

1.Понятие государственного  бюджета: понятие и роль в экономике 

1.1. Общие принципы  построения бюджетной системы 

1.2.Принципы функционирования  бюджетной системы РФ 

2. Доходы и расходы бюджетов, их классификация.

2.1.Доходная часть бюджета 

2.2.Расходы государственного бюджета

2.3. Суть бюджетного дефицита и профицита

Заключение

Приложения

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий год и  среднесрочную перспективу, поэтому  разработке его показателей уделяется  особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Государственный бюджет как явление в истории  человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм  не знал единого документу, который  объединял бы все доходы и расходы  государства). Его появление связано  с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам управления государственной  и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.

По материальному  содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое  значение бюджета многогранное, и  в частности, оно состоит в  том как законодательный орган  утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем  самым народные представители реализуют  волю народа.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

Таким образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

В самом общем  виде государственный бюджет можно  определить как финансовый счет, в  котором представлена сумма доходов  и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Кроме того, государственный  бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения  законодательной властью как  сумму ожидаемых налоговых поступлений  и предполагаемых государственных  расходов.

Актуальность  данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного  документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор  мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа  бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности госбюджета России.

Важно отметить, что сложность написания данной курсовой работы состоит в том, что  государственный бюджет в Российской Федерации составляется ежегодно. И  проводить анализ бюджета на 2009г дело достаточно сложное, поскольку необходимо знать итоги экономического развития страны за 2009 год и программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Цель написания  курсовой работы - рассмотреть государственный  бюджет.

Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  задач:

1. изучить функции  государственного бюджета;

2. рассмотреть  понятие бюджетного дефицита  и профицита;

3. рассмотреть  виды государственного долга.

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

Государственный бюджет - это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных  задач и функций.

Бюджеты,входящие в бюджетную сиситему РФ,самостоятельны и не включаются друг в друга,т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет,а местный  бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Через государственный  и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи  и налоги от предприятий государственной  формы собственности.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Использование средств государственного бюджета  осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска  средств на конкретные сферы и  мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе. [2]

1.1. Общие принципы  построения бюджетной  системы

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению  средств и контролю за их эффективным  использованием. В этом смысле функции  бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно  к государственному бюджету принято  выделять следующие функции, связанные  с государственным устройством:

1. вмешательство  в экономику;

2. поддержание  государственного аппарата управления;

3. правоохранительные  органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение  и образование;

5. оборона страны.

Все эти функции  во многом возможны именно благодаря  финансовой системе.

1.2.Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

  • Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • Самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Сбалансированность бюджета;
  • Единство бюджетной системы;
  • Эффективность  и экономность использования бюджетных средств;общее покрытие расходов бюджета;
  • Общее покрытие расходов бюджета;адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1.Единство бюджетной  системы означает единство правовой  базы,денежной системы,форм бюджетной  документации,принципов бюджетного  процесса,санкций за нарушения  бюджетного законодательства,а также  единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы,ведение бухгалтерского  учета средств федеральных бюджетов  и местных бюджетов.

2.Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ-это закрепление(полностью  или частично)соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за органами власти  РФ ,органами государственной власти  субъектов Рфи органами местного  самоуправления.

3.Важнейшим является  принцип самостоятельности всех  бюджетов.

-право законодательных(представительных)органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом  уровне бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

-наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы,определяемых в соответствии с законодательством РФ;

-законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов,полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

-право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов;

-право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления  самостоятельно  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов;

-недопустимость  изъятия доходов,дополнительно полученных  в ходе исполнения  законов  (решений)о бюджете,сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов.

4.Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов,бюджетов  государственных внебюджетных фондов  означает,что все доходы и расходы  бюджетов,бюджетов государственных  внеебюджетных фондов и иные  обязательныепоступления подлежат  отражению в бюджетах,бюджетах  государственных внебюджетных фондов  в обязательном порядке и в  полном объеме.Все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств,средств государственных   внебюджетных фондов,аккумулированных  в бюджетной системе РФ.

5.Сбалансированность  бюджета-каждый бюджет должен  быть сбалансирован,т.е. объем  предусмотренных бюджетом расходов  должен соответствовать суммарному  объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита.

6.Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает,что  при составлении и исполнении  бюджетов органы власти и получатели  бюджетныхъ средств должны исходить  из необходимости достижения  заданных результатов с использованием  определенного бюджетом объема  средств.

7.Общее покрытие  расходов означает,что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов из источников  финансирования его дефицита.

8.Гласность-это  обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении,полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов,а также доступность  иных сведений по решению законодательных  органов государственной власти,органов  местного самоуправления;обязательная  открытость для общества и  СМИ процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам  бюджетов,в том числе по вопросам,вызывающим  разногласия либо внутри законодательного  органа государственной власти,либо  между законодательным и исполнительным  органами государственной власти.

9.Достоверность  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10.Адресность  и целевой характер бюджетных  средств-бюджетные средства выделяются  в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением  направления их на финансирование  конкретных целей.

2. Доходы и расходы бюджетов, их классификация.

 Доходы государственного бюджета выражают отношения, связанные с изъятием государством в принудительном порядке части национального дохода у юридических и физических лиц  и  аккумулированием этих денежных средств в бюджетном фонде для осуществления своих функций.

По своему материальному содержанию доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и накапливающиеся в бюджетном фонде.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджетное устройство