Государственный бюджет и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы - рассмотреть государственный бюджет.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
1. изучить функции государственного бюджета;
2. рассмотреть понятие бюджетного дефицита и профицита;
3. рассмотреть виды государственного долга.

Оглавление

Введение
1.Понятие государственного бюджета: понятие и роль в экономике
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2.Принципы функционирования бюджетной системы РФ
2. Доходы и расходы бюджетов, их классификация.
2.1.Доходная часть бюджета
2.2.Расходы государственного бюджета
2.3. Суть бюджетного дефицита и профицита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 250.02 Кб (Скачать)

2.1. Доходная часть бюджета  формируется в основном за счет  налоговых поступлений. Основными источниками налоговых поступлений являются:

  • предпринимательская прибыль, созданная или полученная в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, банковской сфере и других отраслях народного хозяйства ;
  • заработная плата наемных работников как материального, так и нематериального производства;
  • доходы лиц, работающих не по найму;
  • рента  земли.

 Большую долю  налоговых поступлений в доходной  части бюджета составляют косвенный  налог -НДС, из прямых налогов  - налог на добычу полезных  ископаемых.

Дефицит бюджета  государства может быть профинансирован  за счет дополнительных источников:

  • за счет продажи части национального богатства страны (доходы от использования или отчуждения государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи золотовалютных резервов и т.п.);
  • за счет государственных внутренних и внешних заимствований;
  • за счет эмиссии бумажных денег.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые  доходы и безвозмездные поступления. В соответствии с бюджетной классификацией РФ в доходы государственного бюджета зачисляются:

  1. Налоговые доходы государственного бюджета: доходы от федеральных налогов и  сборов, в т.ч. от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов,  пеней  и штрафов.
  2. Неналоговые доходы:

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности; 

- доходы от  продажи имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности;

- доходы от  платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности  (штрафы, конфискации, компенсации  и т.п.); средства самообложения  граждан;

- иные неналоговые  поступления.

3. Безвозмездные  поступления: 

- дотации, субсидии  из других бюджетов бюджетной  системы,

- субвенции из  федерального, региональных бюджетов, иные  
            межбюджетные трансферты,

-  безвозмездные  поступления от физических, юридических  лиц, международных организаций,  правительств иностранных государств, добровольные пожертвования.

Налоговый кодекс РФ определяет систему налогов и  сборов, представляющую собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории РФ. Если в 1992 г. функционировало 54 различных обязательных платежа, то с 2006 г. взимается 13 налогов и сборов, также установлены 4 специальных налоговых режима.

Согласно  Налоговому кодексу РФ, предусмотрена трехуровневая  система взимания налогов и сборов (классификация налогов по правовому регулированию): федеральные, региональные, местные. Разделение налогов по уровням власти устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения и отмены налогов, установления льгот, налоговых ставок и других элементов налогообложения.

Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ, это:

- НДС

- акцизы

- налог на  доходы физических лиц (НДФЛ)

- налог на  прибыль организаций

- налог на  добычу полезных ископаемых (НДПИ)

- водный налог

- страховые взносы  в Пенсионный фонд РФ, Фонд  социального страхования РФ, Фонд  обязательного медицинского страхования  РФ

- регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых

- сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов

-государственная  пошлина.

        Региональными налогами признаются  налоги, которые установлены Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. К региональным налогам относятся:

        - транспортный налог

        - налог на игорный бизнес       

        - налог на имущество организаций,

        Местными налогами признаются  налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, обязательных к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актам представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. К местным  налогам доходам относятся:

        - земельный налог

        - налог на имущество физических  лиц.

Налоговым кодексом РФ установлены  четыре специальных  налоговых режима:

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная  система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

  - система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции

С 1 января 2005 г. из налоговой системы России исключена  таможенная пошлина и отнесена к неналоговым доходам, отменены регулирующие доходы, с 1 января  2009 г. отменен Единый социальный налог, но введены страховые взносы во внебюджетные социальные фонды РФ.

Налоговые доходы играют решающую роль в формировании доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с этим разработка механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы имеет большое значение для экономического роста, социального развития, сглаживания региональных и экологических различий, выравнивания финансовой базы различных субъектов власти.

Начиная с 2005 г. в Российской Федерации установлено распределение между бюджетами бюджетной системы РФ на долговременной основе всех федеральных налогов.  Бюджетным кодексом  РФ принципиально изменен состав собственных доходов бюджета, содержательные характеристики которых уточнены в 2007 г.  Это создает для региональных властей  финансовую базу для наращивания налогового потенциала и роста налоговых поступлений, поскольку у них появляется уверенность в постоянстве  законодательства и экономическая заинтересованность в развитии производства и росте объектов ВВП.

Распределение налоговых доходов означает законодательное закрепление федеральными органами власти соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ и характеризуется следующими положениями.

1.Федеральные  налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты поселений (городских и сельских) на основании нормативов отчислений. При этом  в городские бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, подлежат зачислению по нормативам, установленным для бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

  1. Региональные налоги полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ.
  2. Местные налоги полностью зачисляются в бюджеты городских округов и бюджеты городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются. В бюджеты муниципальных районов зачисляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях.

      К налоговым доходам Федерального  бюджета относятся доходы от:

- федеральных  налогов, сборы, платежи, взносы, пошлины.

 К налоговым  доходам бюджетов регионов относятся:

- доходы от  региональных налогов;

- налоговые  доходы от федеральных налогов  и сборов, в т.ч. по налогам  от специальных налоговых режимов,  по  нормативам отчислений, установленным  Бюджетным кодексом РФ и федеральными  законами о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период;

  - доходы  от государственной пошлины.

  К налоговым  доходам местных бюджетов относятся

  - доходы  от местных налогов;

  - налоговые  доходы от федеральных налогов  и сборов, в т.ч. по налогам  от специальных налоговых режимов,  по  нормативам отчислений, установленным  Бюджетным кодексом РФ и федеральными  законами о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период;

   - доходы  от региональных налогов по  нормативам отчислений, установленным  органами государственной власти  субъектов РФ;

   - от государственной  пошлины.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют специфические черты, отличающие их от налоговых поступлений:

- порядок их  установления, исчисления и взимания  регламентируется комплексом нормативных документов: Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановлениями Правительства РФ и другими;

- для неналоговых  доходов не определены конкретные  ставки, сроки уплаты, льготы и  другие налоговые элементы;

- целый ряд  неналоговых платежей не носит обязательного и регулярного характера;

- для неналоговых  платежей характерна большая  целевая направленность использования  поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;

- неналоговые  доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

В настоящее  время состав неналоговых доходов  бюджета определяется Бюджетным  кодексом РФ.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- доходов от использования, продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- прочих лицензионных сборов;

- таможенных пошлин и таможенных сборов;

- платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

-  платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;

- платы за пользование водными объектами;

- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- консульских сборов;

- патентных пошлин;

Информация о работе Государственный бюджет и бюджетное устройство