Государственный бюджет и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы - рассмотреть государственный бюджет.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
1. изучить функции государственного бюджета;
2. рассмотреть понятие бюджетного дефицита и профицита;
3. рассмотреть виды государственного долга.

Оглавление

Введение
1.Понятие государственного бюджета: понятие и роль в экономике
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2.Принципы функционирования бюджетной системы РФ
2. Доходы и расходы бюджетов, их классификация.
2.1.Доходная часть бюджета
2.2.Расходы государственного бюджета
2.3. Суть бюджетного дефицита и профицита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 250.02 Кб (Скачать)

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом  через федеральные  целевые  программы, региональные целевые программы.

В расходной  части бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Размер резервных  фондов в федеральном бюджете  не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных  фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.

Средства резервных  фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Соотношение доходов и расходов бюджета предполагает следующие варианты:

  • сбалансированность бюджета -расходы бюджета и его доходы совпадают;
  • дефицит бюджета -  расходы бюджета превышают его доходы - имеет место отрицательное сальдо бюджета;
  • профицит бюджета - доходы бюджета превышают его расходы - имеет место положительное сальдо бюджета.

Состояние бюджета  определяется следующими факторами:

  • долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
  • стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
  • текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов.
 

2.3. Суть бюджетного дефицита и профицита

Дефицит и профицит – это сложные финансовые категории.  
Дефицит бюджета выражает отношения, возникающие в процессе поиска и распределения денежных средств сверх имеющихся  бюджетных доходов государственными органами власти и органами местного самоуправления.

Профицит бюджета  – это отношения, возникающие  при распределении появившихся  сверх запланированных в бюджете  доходов государственными органами власти и органами местного самоуправления.

Бюджетный дефицит  может быть хроническим или иметь  краткосрочный характер (если несоответствие расходов и доходов ограничено рамками  одного года).  Согласно Бюджетному кодексу РФ дефицит федерального бюджета на очередной финансовый год  не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета, дефицит бюджета региона  не должен превышать 15% утвержденного  объема годового дохода бюджета, дефицит  местного бюджета – не более 10% от объема годового дохода местного бюджета. Возможными причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • кризисные явления в экономике;
  • чрезвычайные обстоятельства (война, крупные стихийные бедствия);
  • структурная перестройка экономики (крупные централизованные вложения в развитие общественного производства);
  • чрезмерное "раздувание" расходных статей в угоду политическим интересам (увеличение социальных расходов накануне выборов, милитаризация экономики в мирное время и т.п.).

В случае принятия государственного бюджета с дефицитом  законом о бюджете утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета.

Едиными для  бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

-источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

-  кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

-  бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

-  кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

-   изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

-  иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

-  государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

-  кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

-  кредиты  кредитных организаций в иностранной  валюте;

-  иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов

Заключение

В данной работе была сделана попытка проанализировать государственный бюджет.В 90-е годы переходного периода экономики в рыночные отношения бюджеты РФ хронически были дефицитными.  В 2000 г. впервые в послеперестроечные годы был сформирован сбалансированный федеральный бюджет. В 2001 году в РФ был принят сбалансированный  бюджет, но  исполнен с профицитом. С 2002 по 2008 гг. федеральный бюджет планировался и исполнялся с профицитом. Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику сказалось на значительном сокращении доходного потенциала территорий, что привело к корректировке параметров федерального бюджета 2009 г. с профицитного к дефицитному балансу. Федеральный бюджет на 2010 и ближайшую перспективу планируется дефицитным. Все расчеты можно увидеть в приложениях.

Приложения

Общие параметры  федерального бюджета — 2010

Общими параметрами  бюджета называют суммарные цифры  ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в  значительной степени влияют на цифры  будущих доходов и расходов.

На что будут  потрачены деньги?

Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с  большим дефицитом.Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались — мы предлагаем вам посмотреть самим. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов: 
 

2 значения «с учетом инфляции» получены с учетом

показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

Данные позволяют  охватить взглядом все расходы федерального бюджета и сформировать первое впечатление. Также предлагаю сравнение структуры расходов по статьям.

Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения

Если анализировать  изменения в бюджете на 2010 год  по сравнению с бюджетом на текущий  год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных  статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные  вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

3 статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи  расходов изменились значительнее всего.

Приведем диаграмму  лидеров изменений среди подстатей  расходов:

Межбюджетные  трансферты

Интересно, что  статья межбюджетных трансфертов увеличилась  на 174 млрд, однако динамика ее компонентов  еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному  фонду, которые выросли более  чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был  
компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Национальная  экономика

Статья «Национальная  экономика» оказалась в самом  большом минусе — расходы по ней  снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением  объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Общегосударственные расходы

Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные  отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а  также ростом расходов на «другие  общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд).

3 согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд руб.

Выводы

Общая картина  ясна: расходы бюджета-2010 незначительно  отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно  выросли показатели общегосударственных  расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному  фонду), а также умеренно выросли  расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически  неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для  финансирования вышеприведенных увеличившихся  расходов были значительно сокращены  расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному  фонду РФ), а также умеренно (в  пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении  относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям  о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с  текущим годом стоит относиться достаточно критично. 

Источники покрытия дефицита

Превышение расходов федерального бюджета над доходами в 2010 году составит 2937 млрд рублей (6,8% ВВП России — 2010). Для покрытия этого дефицита предполагается использовать несколько источников финансирования, которые разделяют на «внутренние» источники (займы внутри страны и расходование резервов) и «внешние» (займы у иностранных государств и финансовых организаций). 

Таким образом, 85% дефицита-2010 будет покрыто за счет внутренних источников и 15% —  за счет внешних. Интересна также более подробная структура «внешних» и «внутренних» источников финансирования

Как видно из распределения, основными источниками  покрытия дефицита-2010 являются 3 статьи:

  • Средства резервного фонда и фонда национального благосостояния — 2245,8 млрд руб. (76,4% от дефицита-2010 и в то же время — около 44% от совокупных средств резервных фондов).
  • Выпуск государственных обязательств в рублях — 588 млрд руб. (19,3% от дефицита-2010).
  • Выпуск государственных обязательств в иностранной валюте — 552,5 млрд руб. (19% от дефицита-2010).

«Отрицательные» источники финансирования

Как видим, общая  сумма средств, которую предполагается привлечь с помощью этих источников, на целых 429,8 млрд руб. больше, чем сумма  дефицита-2010. Это обусловлено тем, что другие статьи, которые формально  называются источниками финансирования, — в 2010 году сами потребуют расходов средств в сумме 429,8 млрд руб. —  то есть фактически будут не источниками  финансирования, а наоборот — источниками  дополнительных расходов, которые формально  не попадают в дефицит. Такими «отрицательными» источниками финансирования будут, например, расходы на покупку ценных камней и металлов, выдача кредитов и ссуд другим бюджетам, погашение задолженностей перед иностранными государствами и организациями по взятым ранее кредитам и т. д. (см. диаграмму)

Выпуск государственных  обязательств

В то же время  если от выпуска государственных  обязательств в рублях и иностранной  валюте планируется для покрытия дефицита в итоге привлечь в сумме  около 1120,8 млрд руб., то фактически новых  обязательств будет выпущено на большую  сумму — часть этих средств  пойдет на покрытие обязательств, выпущенных в прошлые годы. Так, как видно  из графика новых обязательств, в  рублях будет выпущено на 844,1 млрд руб. (из них 275,7 млрд пойдет на покрытие «старых» обязательств), а новых государственных  ценных бумаг в иностранной валюте будет выпущено на сумму 602,9 млрд руб. (из них 50,4 млрд пойдет на покрытие обязательств по бумагам, выпущенным в прошлые  годы). Общая сумма новых зарубежных кредитов (ценные бумаги в иностранной  валюте и новые кредиты у иностранных  государств и международных организаций) составит 614 млрд руб. ($18 млрд). С учетом этих заимствований государственный  внешний долг РФ к концу 2010 года составит до $63,3 млрд, что ~5% от ВВП.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджетное устройство