Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретических основ и осуществление анализа бюджетного устройства стран с различным типом государственного устройства. Исходя из поставленной цели курсовой работы, необходимо выделить и решить следующие задачи:
─ изучить теоретические основы бюджетного устройства различных стран;
─ сравнить финансовые системы стран с различной государственной системой управления;
─ рассмотреть пути совершенствования финансовой системы России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетного устройства различных стран
1.1 Различные системы государственного управления (формы государственного устройства)……………………………………………………………………………………….4
1.2 Построение бюджета и финансовой системы в унитарном и федеративном
государствах…………………………………………………………………………………… ...10
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РАЗЛИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Общие принципы построения бюджетных систем зарубежных стран…………………...14
2.2 Строение финансовой системы России……………………………………………………..16
2.3 Строение финансовой системы зарубежной страны (на примере Украины)…………….23
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ….....27
Заключение………………………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 263.00 Кб (Скачать)

    Приоритетные  задачи ближайших трех лет – снижение налогового бремени с соответствующей  оптимизацией государственных расходов, снижение инфляции и процентных ставок, сокращение вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

    Совокупные  потребности финансирования основных государственных функций, а также  реформ, предусмотренных финансовой политикиой, не превысят существующий уровень расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в реальном выражении при условии кардинального повышения эффективности расходов,

    устранения  нерациональных государственных обязательств, изменения механизмов финансирования бюджетной сферы. Существенную экономию бюджетных средств можно получить за счет повышения эффективности расходов для государственных нужд.

    Снижение  налогового бремени необходимо осуществлять в увязке с перераспределением доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, реформой региональных финансов.

    Для создания эффективно работающей экономической  системы, способной к саморазвитию, необходимо обеспечить комплексность  и высокие темпы реформ. Затягивание  отдельных реформ, отсрочки в принятии важнейших законов приводят к тому, что уже принятые законы оказываются неработоспособными. Это резко снижает эффективность преобразований.

    Обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста предполагает создание эффективного механизма перераспределения ресурсов между экспортно-сырьевым и перерабатывающим секторами экономики с целью ускоренного развития потенциально конкурентоспособных производств и интенсификации ресурсосбережения. Такой механизм должен органично дополнять комплекс общих мер по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата.

    Государство будет обеспечивать долгосрочную стабильность и предсказуемость условий экономического развития для всех субъектов экономики. Основными инструментами, задающими бизнесу необходимые ориентиры, являются Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, Государственная программа вооружений, программы реформирования естественных монополий, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, федеральная адресная инвестиционная программа, среднесрочные финансовые планы. Факторами укрепления стабильности являются переход к среднесрочному бюджетному планированию и политика государства в области развития производственной инфраструктуры.

    Для решения задач, предусмотренных финансовой политикой, необходимо:

  • обеспечение принятия решений по большинству мероприятий финансовой политики на уровне министерств и ведомств в соответствии с их компетенцией;
  • определение ответственных исполнителей по основным мероприятиям финансовой политики за конкретным министерством или ведомством, разрабатывающим календарный план по их реализации и перечень необходимых правовых актов, а также несущим ответственность за исполнение этих мероприятий;
  • обеспечение публичности процесса выработки предложений по решению определенных финансовой политикой задач с участием общественности, научных и экспертных кругов;
  • разработка предложений о принятии дополнительных мер по реализации нормативных правовых актов;
  • создание рабочих групп по разработке нормативных документов с включением в них независимых экспертов, представителей бизнеса и общественности.

    Предполагаемые  результаты

    Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:

    повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

    повышение конкурентоспособности российской экономики;

    снижение  макроэкономических рисков;

    формирование  модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

    Оценка  темпов экономического роста в результате осуществления финансовой политики основана на:

    ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и привлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициями административных и налоговых издержек;

    предполагаемом  повышении эффективности использования  факторов производства, в частности  росте производительности труда;

    преодолении кризисных тенденций в мировой экономике.

    Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока российского капитала благодаря  мерам по улучшению инвестиционного  климата – оптимизации налоговой  нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранится высокая норма валовых сбережений – 28-30 процентов валового внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта до 23 процентов. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.

    Инвестиционные  ресурсы предприятий будут увеличиваться  как за счет собственных средств  в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6

    процента  и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5 процента собственные  средства, используемые на инвестиции, возрастут в 1,61-1,73 раза.

    Примерно  такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том  числе иностранных инвесторов, компенсируя  тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

    В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.

    Стимулирование  инновационной активности, повышение  качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

    Обеспечение высоких темпов экономического роста  создаст необходимые условия  для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 30-34 процента.

    Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и  миграционных компонентов, преодоления  деформаций в структуре распределения  доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.

    Новые механизмы финансирования пенсий и  формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.

    Прогнозируемое  повышение конкурентоспособности  российских товаров и услуг будет  проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в росте доли несырьевого

    экспорта  в его совокупном объеме. Объем  импорта товаров инвестиционного  назначения будет расти более  высокими темпами.

    Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров в 2008 году возрастет до 11 процентов.

    Обеспечение макроэкономической стабильности будет  основой устойчивости экономического развития в целом.

    Прохождение пиков долговых платежей, обусловленное сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть, позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит решение задач социально-экономического развития в последующие годы. Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса.

    Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.

    Этот  процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности  рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.

    Реализация  финансовой политики позволит запустить  новый механизм устойчивого роста  российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым  фактором этого процесса станет повышение  привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.

    Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения.

    Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и производств, около 30 процентов – за счет технологических направлений энергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов.

    Повышение энергоэффективности станет одним  из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации.

    В экономике произойдет структурный  сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в ближайшие годы это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения.

    Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи).  
 
 
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Информация о работе Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства