Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение налоговому планированию;
определить значение налогового планирования;
рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и значение налогового планирования 8
1.2. Принципы налогового планирования 20
1.3. Этапы налогового планирования 24
1.4. Методика налогового планирования ………………...………..……….. 28
Вывод по главе 1 ………………………………………………………...…… 35
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 36
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 38
2.2. Анализ структуры налогов в ЗАО «Волжский строительный трест» 40
2.3. Налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест» 46
Вывод по главе 2 …………………………………………………………...… 50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 53
3.1. Разработка схем минимизации налогов 53
3.2. Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест» 57
Вывод по главе 3 ……………………………………………………………... 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ исправлен 11.01.2010.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

     Организационный аспект устанавливает структуру  системы, правила взаимодействия ее элементов.

     Необходимо  придерживаться следующего варианта организации  налогового менеджмента - выполнение всех управленческих функций на самостоятельной  основе без передачи части функций  по управлению финансовому менеджменту. Это позволит придать последовательность операциям, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственность за реализацию тех или иных налоговых мероприятий, осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений, повысить уровень экономической вовлеченности элементов системы.

     Предложенная  система налогового менеджмента  является действенным инструментом для практического использования  в деятельности организации. Данная система, обеспечив высокий уровень коммуникации между подразделениями, высшим руководством и собственниками, создаст предпосылки к поиску новых возможностей получения дополнительной прибыли, используя налоговый фактор в целях устойчивого развития организаций.

       Оценить результативность системы  налогового менеджмента можно  только по степени влияния  применяемых методов и способов на достижение определенных задач организаций в зависимости от этапа жизненного цикла. В работе представлен перечень критериев (с определенными ограничениями) оценки результативности налогового менеджмента в дополнение к существующему критерию в виде минимума налоговой нагрузки:

     - минимум налоговых платежей в  течение налогового периода (ограничениями  являются соблюдение законности  и достижение запланированного  уровня конечного финансового  результата);

     - минимум налоговых платежей за весь период функционирования организации (ограничением, кроме законности, является определенный уровень финансового результата за этот же период или предельно-допустимое соотношение: налоговые платежи к финансовому результату в каждом из налоговых периодов в течение всего времени осуществления организацией деятельности);

     - обеспечение равномерности формирования  налоговых обязательств в соответствии  с имеющимися финансовыми ресурсами  при обеспечении запланированного  уровня прибыли; 

     - максимум финансового результата при ограничении максимальной суммы уплачиваемых налогов или максимально допустимого приращения налоговых платежей на единицу прироста финансового результата.

     Налогоплательщик, проводящий мероприятия по оптимизации  налогообложения, обычно находится в зоне повышенного риска по сравнению с теми налогоплательщиками, которые не применяют данные мероприятия. В настоящее время идет ведомственный информационный обмен о типичных нарушениях налогового законодательства. Кроме того,  Высшим Арбитражным Судом недавно было дано определение необоснованной налоговой выгоде. Из этого следует, что фискальные органы и суды получили инструмент, позволяющий выявлять незаконные налоговые схемы и привлекать бизнес к ответственности.

     Теперь, если налоговые органы обнаружат в деятельности организаций несколько действий, направленных на снижение налогового бремени, они могут заподозрить организацию в экономической нечистоплотности и обратиться в суд. А он в свою очередь должен решить: соответствуют ли действия бизнеса «действительному экономическому смыслу». При этом  отсутствуют четкие критерии, которые безоговорочно свидетельствуют о необоснованной налоговой выгоде, и те, которые сами по себе об этом не свидетельствуют. Данное обстоятельство свидетельствует об усилении «налоговой опасности» для налогоплательщиков.

     Для эффективной работы налогового менеджмента  в системе управления фирмой, необходимо представить методика ранжирования по приоритетности инструментов налогового менеджмента для реализации функции планирования; разработать алгоритм формирования определенного набора инструментов налогового менеджмента в конкретной организации в целях реализации стратегии обеспечения устойчивого развития; разработать и представить постановку, формализацию и реализацию задачи применения смешанной формы кредитования инвестиционной деятельности организаций, а именно банковского кредита совместно с инвестиционным налоговым кредитом.

     Анализ  экономической литературы выявил факт: в большинстве источников с теми или иными подробностями упоминается весьма схожий набор инструментов налогового менеджмента для реализации функции планирования.

       В зависимости от целесообразности  применения одни и те же инструменты организаций могут быть и эффективными, и неэффективными.

     Предлагается  дифференцировать налоговые инструменты в зависимости от влияния на налоговую нагрузку организации, влияния на стратегическую цель. Таким образом, налоговые инструменты в каждом конкретном случае могут быть нейтральными и корректирующими. Также обоснована необходимость дифференциации инструментов налогового менеджмента по степени возможных финансовых потерь.

     Разработанная дифференциация может использоваться для обоснования выбора значимых  инструментов налогового менеджмента  в конкретной организации.

     Для каждой конкретной организации необходимо формировать такие налоговые инструменты, применение которых сведет к минимуму возможные финансовые потери, связанные с признанием у  организации необоснованной налоговой выгоды.

     Как свидетельствует проведенный анализ, применение статистических и аналитических методов обоснования значимости инструментов налогового менеджмента для реализации функции планирования в современных российских экономических условиях ограничено из-за отсутствия долговременных и эмпирически проверенных данных.

     Налоговый менеджмент можно условно разделить  на несколько этапов.

     На  первом этапе определяется стадия жизненного цикла организации и ее стратегические цели.

     На  втором этапе формируется набор  инструментов налогового менеджмента  для реализации функции планирования, включающий максимально возможный перечень.

     На  третьем этапе выявляется превосходство  рассматриваемых инструментов по выбранным  критериям. В нашем случае каждому  из этих инструментов экспертным образом  дается оценка по следующим основным критериям:

     - оценка влияния инструмента на  налоговую нагрузку организации; 

     - оценка влияния инструмента на  поставленные цели и задачи  в зависимости от стадии жизненного  цикла;

     - оценка степени возможных финансовых  потерь.

     Для оценки приоритетности инструментов определяются коэффициенты нормированной значимости сравниваемых объектов (инструментов). Отметим, что сравнению могут подлежать как количественные, так и качественные показатели. Результаты расчета заносятся в таблицу.

     На  четвертом этапе полученные расчетные значения приоритетов сравниваемых инструментов ранжируются в вариационный ряд, на основании которого осуществляется выбор лучшего инструмента по наибольшему значению приоритета по всем критериям.

     После выбора значимых инструментов налогового менеджмента необходимо разработать мероприятия по их  реализации.

     На  основании вышеизложенного подхода  в работе была выявлена значимость нескольких инструментов налогового менеджмента  для реализации функции планирования. Расчеты показывают, что из представленных инструментов наиболее значимыми являются: изменение сроков уплаты налога в виде инвестиционного налогового кредита; правильная организация сделок; формирование учетной политики.

    Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию  налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

    Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям, в том числе и само банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии никто не работал.

    Сокращение  налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли  предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Нельзя забывать, что правильное налоговое планирование должно помочь не только сократить налоги, но и устранить возможные ситуации «доначисления налогов» при проверке контролирующими органами. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Такой подход включает в себя слаженную работу команды юристов, бухгалтеров и финансистов, включая специалистов имеющих разнопрофильное образование.

    Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это  обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения  и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате налогов.

    Налоговая оптимизация включает в себя:

    - проверку схем налогообложения;

    - устранение системных ошибок в налоговом учете;

    - разработка новой модели уплаты налогов;

    - консультации по оптимизации налогов отдельных хозяйственных операций;

    - экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам уплаты налогов и сборов;

    - консультации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

    - консультации по вопросам устранения двойного налогообложения.

    Рассмотрим пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест».

    При уплате налога на добавленную стоимость  ЗАО «Волжский строительный трест» имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, полный перечень которых дан в НК РФ. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму налога, полученную от покупателей, то налог в бюджет уплачиваться не будет. При этом разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой признается как сумма излишне уплаченного налога и подлежит учету в пользу текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу, либо возвращается налогоплательщику в установленном порядке.

    При планировании НДС руководству ЗАО «Волжский строительный трест» следует учитывать особенности данного налога, которые связаны с тем, что в качестве объекта обложения признается весь оборот, а не добавленная стоимость:

    - В отдельных случаях НДС может превратиться из косвенного налога в прямой налог с оборота.

    - Предоставляя льготу по НДС для одних налогоплательщиков, бюджет возмещает ее за счет других.

    Льготы  по существу могут не давать ожидаемого эффекта, так как делают льготников менее конкурентоспособными – покупатели продукции теряют право возмещения НДС, следовательно, при равных ценах, с большей вероятностью предпочтут поставщика, не использующего льготы.

    В связи с этим, прежде чем добиваться льготы, руководству ЗАО «Волжский строительный трест» необходимо:

    - определить конкретную выгоду от применения льготы;

Информация о работе Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»