Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение налоговому планированию;
определить значение налогового планирования;
рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и значение налогового планирования 8
1.2. Принципы налогового планирования 20
1.3. Этапы налогового планирования 24
1.4. Методика налогового планирования ………………...………..……….. 28
Вывод по главе 1 ………………………………………………………...…… 35
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 36
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 38
2.2. Анализ структуры налогов в ЗАО «Волжский строительный трест» 40
2.3. Налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест» 46
Вывод по главе 2 …………………………………………………………...… 50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 53
3.1. Разработка схем минимизации налогов 53
3.2. Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест» 57
Вывод по главе 3 ……………………………………………………………... 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Наиболее сильно финансовые ресурсы предприятия уменьшают налоги групп 3 и 4.
При повышении эффективности налогового планирования необходимо использовать следующие расчеты:
1.
Формулы финансового
Ф = В - З - Нп - Ндр - Нпр,
где
Ф - финансовый результат;
В - выручка (включая внереализационные доходы);
З - все затраты предприятия, кроме налогов;
Нп - налог на прибыль;
Ндр - другие налоги, относящиеся на себестоимость;
Нпр- прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.
Пусть ставка налога на прибыль (в процентах) - Сп. Тогда сумма налога на прибыль будет выражаться формулой:
Нп = Сп * ( В - З - Ндр ),
а финансовый результат - выражением:
Ф = В - З - Сп * ( В - З - Ндр ) - Ндр - Нпр.
Выделим «жирным курсивом» финансовый результат предприятия до минимизации:
Ф = В - З - Сп * ( В - З - Ндр ) - Ндр - Нпр,
а после минимизации подчеркнем:
В - З - Сп * ( В - З - Ндр ) - Ндр - Нпр.
Тогда эффект (экономия) от минимизации будет:
Э = - З + З - Нп * ( - З + З - Ндр + Ндр ) - Ндр + Ндр - Нпр + Нпр.
Эта формула позволит оценить эффект от минимизации налогов.[21]
Любая разработанная схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям:
- разумность;
- эффективность — это оптимальность использования в схеме всех возможностей минимизации налогов;
- соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов;
- автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации;
- надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу;
- безвредность - предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.
Необходимо отметить, что минимизировать налоговые платежи возможно и криминальными методами, сама по себе минимизация имеет наивысшим результатом нулевое значение налоговых обязательств. Если идти по этому пути, то лучшим вариантом может оказаться полное прекращение предпринимательской деятельности и избавление от имущества.
В качестве примера минимизации налогов можно привести такой пример, как дробление бизнеса.
Если компания, выводит часть объема осуществляемых услуг, в отдельную организацию, и это действительно обособленное юридическое лицо, реально оказывает данные услуги, то проблемы нет. В таком случае ситуация соответствует фактическим отношениям сторон.
При этом, единственной целью является оптимизация налогов, однако налоги - это тоже часть затрат предприятия, и в рамках предпринимательской деятельности такие действия являются допустимыми.
В то же время, если дробление на компании происходит только по критерию «размер», а все предприятия ведут одну деятельность и централизованно управляются, то единственной целью такого дробления является уклонение от налогов, соответственно законность такого метода сомнительна.
Если же бизнес дробится по различным профилям и это связано с оптимизацией хозяйственной деятельности, приближением производственных мощностей к рынкам сырья или сбыта и т. д., то это законно, даже если совокупная налоговая нагрузка уменьшается.
Подчеркиваем, что если компания разделяется на две, чтобы получить налоговый эффект, и это единственная деловая цель, то налицо будет уклонение от налогов. Доктрина деловой цели предполагает, что такой целью не может признаваться одно лишь уменьшение налогов.
Деловой целью, например, может быть повышение эффективности управления затратами. Это касается и примера перевода сотрудников в штат других организаций. Перевод должен быть коммерчески обоснован, а действия налогоплательщика - обусловлены реальными экономическими причинами, но никак не налоговыми.
При осуществлении минимизации налогов особенно часто прибегают к использованию упрощенного режима налогообложения в целях налогового планирования.
Напомним,
что при использовании
1. Компания дробит свой бизнес, чтобы каждое подразделение соответствовало определению малого предприятия и платило налоги по упрощенной системе.
2. Холдинг создает предприятия, работающие по упрощенной системе, для выполнения сервисных функций (уборка офисов, погрузочно-разгрузочные работы, техническое обслуживание оборудования).
3.
Предприятие реализует продукцию через
предпринимателя – единщика, продавая
ему продукцию с минимальной наценкой,
чтобы перевести налоговую нагрузку на
физическое лицо «на упрощенке».
3.2.
Пути оптимизации
налогообложения в ЗАО
«Волжский строительный
трест»
В процессе обоснования необходимости обособления налогового менеджмента в управлении финансовыми потоками организаций был определен понятийный аппарат налогового менеджмента в современных условиях, дана интерпретация понятия налогового менеджмента, выявлена взаимосвязь основных налоговых инструментов налоговой политики государства и инструментов налогового менеджмента в организациях.
Как показал анализ экономической литературы, возрастающая роль налогового менеджмента в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом причин. Потребность в выделении налогового менеджмента диктуется внешними и внутренними причинами. К внешним причинам можно отнести: сложность, изменчивость, неопределенность, альтернативность норм налогового законодательства; тяжесть налогового бремени для хозяйствующего субъекта; возрастающий поток информации; увеличение размеров организаций и усложнение форм деятельности; неопределенность и динамизм внутренней и внешней среды. В качестве внутренних причин можно назвать ограниченность финансовых ресурсов и возрастающая опасность их потерь; возрастающая цена ответственности за принятые решения по сохранению бизнеса в условиях возрастающей конкуренции в процессе жизненного цикла развития организации. В настоящее время усиливается значение налогового менеджмента как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов.
Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового менеджмента на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового менеджмента, прежде всего в системе управления финансовыми потоками хозяйствующих субъектов.
Предпринятые попытки
Анализ
существующего понятийного
Налоговый менеджмент
Проведенный анализ экономической литературы показал, что главная цель налогового менеджмента - повышение объема оборотных средств предприятия, максимизация прибыли. Данный подход противоречит положениям общей теории систем.
С позиций системного подхода цель налогового менеджмента не должна отличаться от цели, присущей финансовому менеджменту. Различия появляются только в задачах, методах достижения главной цели системы высшего порядка.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников организаций в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости организации, что реализует конечные финансовые интересы ее владельцев. А максимизация рыночной стоимости организации немыслима без процесса воспроизводства.
Можно сделать вывод, что, учитывая направления налоговой политики государства, налоговый менеджмент должен стать воздействующим фактором, призванным перестроить внутреннюю среду конкретной организации таким образом, чтобы достичь ее целей и задач.
Прежде
чем разработать систему
С позиций общей теории систем налоговый менеджмент рассматривается в трех аспектах: элементном, функциональном, организационном.
В рамках системы налогового менеджмента необходимо выделить следующие элементы:
В отличие от установленных законодательно условно-постоянных параметров, переменные параметры налога – объекты налогового менеджмента, посредством воздействия на которые могут быть существенно изменены результаты деятельности организаций за счет рациональной налоговой политики и эффективного использования налоговых инструментов в рамках действующего законодательства. Значит, именно этими параметрами необходимо целенаправленно управлять. Таким образом, переменные параметры налога являются налоговыми корректорами в управлении финансовыми потоками организаций. Такой параметр как налогооблагаемая база необходимо отнести к основным налоговым корректорам системы в виду того, что он законодательно не определен. Это дает право налогоплательщику применять различные варианты оптимизации налогооблагаемой базы.
Предложенный объектно-субъектный состав позволит повысить уровень экономической вовлеченности предложенных элементов системы и поможет определить эффективные налоговые корректоры, посредством воздействия на которые будут существенно изменены результаты деятельности организаций.
Функциональный аспект устанавливает круг функций, которые должна выполнять система и все ее элементы. Функциональная подсистема формирует логику функционирования системы.
Можно сделать вывод об отсутствии единства в понимании сущности и функций налогового менеджмента, а также принципов системного их взаимодействия. Это приводит к различной трактовке основных понятий, применяемых в налоговом законодательстве, и снижает эффективность реализации налоговой политики. Такие понятия должны базироваться на единой экономической основе. Их взаимосвязь и взаимозависимость должны быть научно обоснованны, и соответствовать основным понятиям теории управления сложными экономическими системами. С позиций общей теории управления функциями налогового менеджмента являются планирование, организация, мотивация и контроль.