Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение налоговому планированию;
определить значение налогового планирования;
рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и значение налогового планирования 8
1.2. Принципы налогового планирования 20
1.3. Этапы налогового планирования 24
1.4. Методика налогового планирования ………………...………..……….. 28
Вывод по главе 1 ………………………………………………………...…… 35
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 36
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 38
2.2. Анализ структуры налогов в ЗАО «Волжский строительный трест» 40
2.3. Налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест» 46
Вывод по главе 2 …………………………………………………………...… 50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 53
3.1. Разработка схем минимизации налогов 53
3.2. Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест» 57
Вывод по главе 3 ……………………………………………………………... 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ исправлен 11.01.2010.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

    Последнее положение относится ко второму  этапу налогового планирования, когда решается вопрос о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений. При этом под выгодным расположением предприятия подразумевается не только льготный налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность беспошлинного перевода полученных доходов из одного региона (страны) в другой, условия получения налогового кредита, заключения налоговых соглашений и т. д. 
 

 

     Рисунок 1.4. Этапы налогового планирования 

    Третий  этап налогового планирования является основным, так как здесь изучаются возможности максимально полного и правильного использования налоговых льгот, снижения объемов налоговых платежей по результатам текущей деятельности налогоплательщиков. При этом на сокращение налоговых обязательств оказывают влияние не только перечисленные факторы (первый и второй этапы), но и такие, как выгодное заключение с налоговой точки зрения сделки, привлечение финансовых и трудовых ресурсов, кругооборот основных и оборотных средств, ускоренная амортизация, хорошее знание налогового законодательства и др.

    Четвертый этап налогового планирования – рациональное с налоговой точки зрения размещение финансовых средств и активов  предприятия. Задачей финансового  менеджера является изучение налогового климата и налогового законодательства страны, соответствующий выбор инвестиционной политики с целью получения максимальной прибыли при минимизации затрат, в том числе налоговых.18 

1.4. Методика налогового  планирования 

    Налоговое планирование разделяют на внешнее  и внутреннее. Внешнее планирование может проводиться следующими методами:

  1. Замена налогового субъекта. Основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует наиболее благоприятный режим налогообложения. Так, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний – имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определённого уровня – позволяет экономить на прямых налогах.
  2. Изменение вида деятельности налогового субъекта. Предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определённое вознаграждение, или использование договора товарного кредита – из соображений более лёгкого учёта и меньшего налогообложения.
  3. Замена налоговой юрисдикции. Заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определённых условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Например, оффшорные зоны.

    Способы снижения налоговых платежей путём  внутреннего планирования подразделяют на общие и специальные.

    Среди общих методов выделяют:

  1. Выбор учётной политики предприятия. Этот документ, разрабатываемый и принимаемый один раз в финансовый год, является важнейшей частью внутреннего налогового планирования. Примером может служить выбор метода ускоренной амортизации, переоценки основных средств.
  2. Оптимизация через договор. Позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идёт, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах чётких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Всё это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учётом графика поступления и расхода денежных и товарных потоков, а также выполнения работ, указания услуг.
  3. Использование льгот. Использование различных льгот и налоговых освобождений. Льготы – одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы – один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жёстко лимитируют сегмент их использования. Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определённых элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Как правило, значительную часть льгот предоставляет местное законодательство.

    Наряду  с общими методами внутреннего планирования налогоплательщиками могут быть использованы специальные методы налоговой оптимизации. Они отличаются от общих тем, что имеют более узкую сферу применения, но как и общие, могут применяться на всех предприятиях. К ним относятся.

  1. Замена отношений. Основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т. д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т. д. На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется операцией, позволяющей достичь той же или максимально близкой цели, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. Здесь должен заменятся весь комплекс прав и обязанностей, а не только название договора, иначе налоговые органы могут самостоятельно или через суд провести переквалификацию сделки и применить порядок налогообложения, соответствующий фактическому содержанию операции. Примером применения данного метода может служить замена посреднического договора (комиссии, поручения и т. д.) на договор поставки (подряда, возмездного оказания услуг) с отсрочкой платежа.
  2. Разделение отношений. Базируется на методе замены, но в этом случае, в отличие от предыдущего заменяется не вся хозяйственная операция, а только её часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько. Этот метод применяется в случаях, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата. Например, разделение операции по реконструкции здания на собственно реконструкцию и капитальный ремонт; разделение договора подряда с физическим лицом на договор подряда на выполнение работ и договор купли-продажи материалов; при капитальном строительстве крупных объектов заключается ряд договоров: договор подряда заказчика с генеральным подрядчиком, договоры субподряда генерального подрядчика с субподрядчиками.
  3. Отсрочка налогового платежа. Срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т. д.) и календарным периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т. п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий налоговый период, что позволяет существенно сэкономить оборотные средства. В качестве примера можно привести: отсрочка уплаты НДС с авансов полученных в счёт предстоящей поставки товаров (работ, услуг); отсрочка возникновения облагаемого оборота путём перечисления денежных средств в последний день отчётного периода.
  4. Прямое сокращение объекта налогообложения. Цель данного метода – снижение размера объекта, подлежащего налогообложению (воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т. д.), либо замена этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или необлагаемым вообще. При этом сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Например, сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения; сокращение объекта обложения по налогу на имущество путём проведения инвентаризации; сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путём проведения переоценки основных средств; сокращение налогооблагаемой прибыли, возникающей в результате признания партнёром финансовых санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.

    Из  всего вышесказанного видно, что  налогоплательщик имеет достаточно много инструментов налогового планирования, которые при их грамотном использовании могут существенно снизить размер налоговых платежей на вполне законных основаниях. Но набор инструментов налогового планирования, совокупность применяемых при этом схем и методов постоянно изменяются. Это связано с изменением законов и иных нормативных актов, а также с изменением правовой оценки тех или иных действий органами, осуществляющими применение правовых норм (налоговые органы, суды).

    Из-за нестабильности внешней правовой среды  предприятие не может осуществить  налоговую оптимизацию применительно к своей деятельности раз и навсегда. Ему приходится постоянно отслеживать все происходящие изменения и корректировать в соответствии с ними проводимые мероприятия по налоговой оптимизации.

    Наиболее существенные изменения влекут необходимость пересмотра всей схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и возможно её кардинального изменения. Именно такого рода изменения произошли совсем недавно в налоговом законодательстве. Речь идёт о внесении существенных изменений во вторую часть НК РФ, а именно о введении в действие с 01 января 2003 г. гл. 26.2 НК РФ «Упрощённая система налогообложения». Данный специальный налоговый режим позволяет существенно снизить налоговое бремя для налогоплательщиков и является инструментом налогового планирования не только для предприятий, перешедших на упрощённую систему, но и для тех, кто согласно п.3 ст. 346.12 НК РФ не вправе её применять.

    Методика  налогового планирования определяется рядом факторов:19

  • спецификой объекта налогообложения;
  • спецификой субъекта налогообложения;
  • определённой возможностью обхода налога, предоставляемой методом налогообложения, способами исчисления и уплаты налога, которые лежат в определении суммы налога;
  • использованием определённых вариантов учётной и договорной политики;
  • возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

    Исходя  из двух существующих систем налогового права, в экономической литературе выделяют две системы налогового планирования:

  • в англосаксонской системе налоговое планирование определяется как организация деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на определённый период без нарушения закона;
  • в романо-германской системе налоговое планирование заключается в выборе между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленном на достижение максимально низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

    В России присутствуют элементы обеих  систем. Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединённых в единую систему и направленных на максимальный учёт возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование величин конкретных налогов.

 

     ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 

  • Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.
  • Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
  • Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.
  • Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:
    • риски налогового контроля
    • риски усиления налогового бремени
    • риски уголовного преследования
  • Принципы налогового планирования

      В процессе оптимизации налоговых  платежей следует придерживаться следующих  принципов:

    • Принцип разумности и экономической обоснованности: Любая схема должна быть продумана до мелочей.
    • Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной.
    • Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.
    • Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.
    • Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)
 
 
 

    ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 

2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 

    Закрытое  акционерное общество «Волжский строительный трест» было зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Нижегородской области за основным государственным регистрационным номером 1075250000682.

    Основными направлениями деятельности ЗАО «Волжский строительный трест» являются:

    - строительство и реконструкция  промышленных и гражданских объектов;

    - устройство фундаментов;

    - электромонтажные и пусконаладочные работы.

    ЗАО «Волжский строительный трест» выполняет заказы на строительство, а также расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт - жилых домов, коттеджей, объектов гражданского, промышленного, сельскохозяйственного назначения высотой до 40 м.

    Предлагает  строения металлические, из монолитного  бетона, из камня, кирпича, блоков, сборных  железобетонных и деревянных конструкций, в том числе водонапорные башни, резервуары, газгольдеры и прочее.

    Все виды строительных и электромонтажных работ осуществляют только сертифицированные специалисты и монтажники, имеющие высокую квалификацию.

Информация о работе Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»