Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение налоговому планированию;
определить значение налогового планирования;
рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и значение налогового планирования 8
1.2. Принципы налогового планирования 20
1.3. Этапы налогового планирования 24
1.4. Методика налогового планирования ………………...………..……….. 28
Вывод по главе 1 ………………………………………………………...…… 35
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 36
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 38
2.2. Анализ структуры налогов в ЗАО «Волжский строительный трест» 40
2.3. Налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест» 46
Вывод по главе 2 …………………………………………………………...… 50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 53
3.1. Разработка схем минимизации налогов 53
3.2. Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест» 57
Вывод по главе 3 ……………………………………………………………... 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ исправлен 11.01.2010.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современной экономики. Противодействие налогам как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщика не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало и будет существовать до тех пор, пока будет государство и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов – фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога – легального (на основе закона) принудительного и обязательного изъятия части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд.

    Во  многих научных работах, посвященных налоговому планированию,  приводится множество определений налогового планирования, указывается место налогового планирования в системе управления предприятием, проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения. В то же время проблема планирования налоговых платежей рассматривается учеными в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам. Теоретическое обоснование принципов и методов налогового планирования, формулирование научной методологии организации налогового планирования, выявления его места в системе общеэкономического планирования на предприятии отходит на второй план, что представляется весьма необоснованным и практически пагубным, так как без наличия установленных и признанных принципиальных положений налоговое планирование не сможет реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в ипостаси инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

    Налоговое планирование в организации способно стать одной из важнейших функций  управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должной теоретической обоснованности, а на практике применяется только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия, носит бессистемный характер. Все выше изложенное обусловливает актуальность темы настоящей работы.

    Степень разработанности  проблемы. В научной литературе проблемы налогового планирования рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных экономистов: А.В. Брызгалин, С.В. Барулин, А.Ю. Казак, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, Р.Г. Самоев, В.Г. Князева, М.В. Романовский, И.Г. Русакова, Т.Ф. Юткина, Т.А. Гусева, Д. Кэмпбелл, Е. Томсетт и Д. Джонсон и др.

    Серьезные разработки по вопросам  налогового планирования выполнены Р.Ф. Галимзяновым,  А.  Горбуновым,  С.  Гуськовым,  В.Я.  Кожиновым, Т.А. Козенковой, А.Н. Медведевым, Д. Мельником, Б.А. Рогозиным, Д.Н. Тихоновым, Д.Г. Черником и многими другими.

    Приведенные в литературе дефиниции, определяющие  налоговое планирование как "минимизацию налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ"1 либо как "законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств"2,  сужают сущность налогового планирования, рассматривая ее исключительно с ограничительных позиций и  противопоставляя тем самым налогоплательщика фискальным органам. Теоретическое обоснование принципов и методов налогового планирования, формулирование научной методологии организации налогового планирования, выявления его места в системе общеэкономического планирования на предприятии наименее разработаны.

    Вместе  с тем, налоговое планирование должно стать одной из важнейших функций управления финансами предприятием, которая пока не имеет должной теоретической обоснованности. На практике данный инструмент финансового менеджмента, применяемый в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, носит пока бессистемный характер.

    Вышеизложенное подтверждает актуальность настоящей работы и подчеркивает недостаточную степень разработанности проблемы.

    Цель  работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».

     В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи:

  • дать определение налоговому планированию;
  • определить значение налогового планирования;
  • рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;
  • охарактеризовать структуру налогов объекта исследования;
  • изучить налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест»;
  • рассмотреть схемы минимизации налогов;
  • определить пути оптимизации  налогового планирования на объекте исследования.

    Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе управления налогами, между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами с другой.

    Объект  исследования - ЗАО «Волжский строительный трест».

    Методологической  основой проведенного исследования является диалектический метод познания, позволяющий изучать экономические явления в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, реализовать сочетание комплексного, системного и ситуационного подходов к изучаемой теме. В процессе исследования применялись такие методы и приемы, как анализ и синтез, сравнения и группировки, графических изображений, системный подход и др.

    Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики налогообложения, управления налогами, налогового планирования и оптимизации налоговых платежей, а также законодательные акты Российской Федерации, Постановления Правительства России и другие нормативные акты, касающиеся исследуемых проблем.

    Информационной  базой исследования послужили статистическая отчетность Госкомстата РФ, Минфина России, Федеральной налоговой службы по Саратовской области, отчетные данные предприятий и результаты авторских расчетов. В работе также использовались материалы публикаций в специальных журналах, периодической печати и в сети Internet.

    Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение имеют уточнение понятий налогового планирования, целей и функций налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта, адекватных современному состоянию налоговой системы государства, предложены актуальные направления совершенствования элементов налогового политики. Результаты исследования расширяют и углубляют теоретическую и методологическую базу для оптимизации налоговых платежей хозяйствующими субъектами.

    Практическая  значимость исследования заключается в том, что методические приемы и рекомендации, предложенные в  исследовании, могут быть использованы при разработке законодательных и нормативных актов федерального и регионального уровня, а также в управленческой налоговой деятельности предприятий. Реализация сформулированных в работе рекомендаций позволит повысить уровень развития налогового планирования в коммерческих организациях, что позитивно скажется на результатах их деятельности.

    Структура работы. Настоящая дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе определены теоретические основы налогового планирования, определены сущность, значение, принципы и этапы налогового планирования. Вторая глава посвящена налоговому планированию в ЗАО «Волжский строительный трест». В третьей главе  рассмотрены схемы минимизации налогов и пути оптимизации налогообложения ЗАО «Волжский строительный трест». 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

1.1. Сущность и значение налогового планирования 

    Пока  есть государство, пока есть частная  собственность – государству  будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов, так как других достаточных источников для этого практически не существует. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современной экономики. Противодействие налогам как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщика не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало и будет существовать до тех пор, пока будет государство и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов – фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога – легального (на основе закона) принудительного и обязательного изъятия части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд.3

    Необходимость налогового планирования заложена в  самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или  иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

    Кроме того, налоговое планирование обусловлено  заинтересованностью государства  в предоставлении налоговых льгот  в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

    В основе налогового планирования лежит наиболее полное и правильное применение всех разрешенных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умелое использование пробелов, существующих в налоговом законодательстве, учет позиции налоговой администрации, а также понимание финансовой и инвестиционной политики государства с целью минимизации налоговых взносов4.

    Сущность  его выражается в признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

    Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица.

    Использование налогового планирования на предприятии  выгодно для самого предприятия - в плане укрепления его платежеспособности. Выгодой для хозяйствующего субъекта будет точное соблюдение порядка исчисления и уплаты налога, правильное определение налоговой базы, применение налоговых вычетов, ставок, льгот и т.д., а, следовательно, отсутствие штрафов и пени в результате правильного и умелого определения и перечисления суммы налога.5

    Кроме того, это выгодно и для государства - в плане совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты налогов, а также в плане стабильности поступления налоговых доходов  в бюджеты всех уровней.

    Одной из главных целей налогового планирования является минимизация налоговых платежей, при реализации которой характерно активное поведение налогоплательщика. Оно заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых платежей.

    Основной  задачей налогового планирования на предприятии является предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

    Налоговое планирование можно классифицировать по следующим основаниям:

    1.В зависимости от организационной структуры предприятия:

    - индивидуальное;

    - корпоративное, особенностью которого является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации.

    2. В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

    - текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы

    - контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;

Информация о работе Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»