Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение налоговому планированию;
определить значение налогового планирования;
рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и значение налогового планирования 8
1.2. Принципы налогового планирования 20
1.3. Этапы налогового планирования 24
1.4. Методика налогового планирования ………………...………..……….. 28
Вывод по главе 1 ………………………………………………………...…… 35
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 36
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 38
2.2. Анализ структуры налогов в ЗАО «Волжский строительный трест» 40
2.3. Налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест» 46
Вывод по главе 2 …………………………………………………………...… 50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 53
3.1. Разработка схем минимизации налогов 53
3.2. Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест» 57
Вывод по главе 3 ……………………………………………………………... 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ исправлен 11.01.2010.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

    Налоговая политика и налоговый учёт хотя и являются существенной частью учётной политики и учётной деятельности организации, но не отражают всего многообразия и специфики учёта и регистрации всех фактов, совершаемых в процессе обычной финансово-хозяйственной деятельности. Эта специфика описывается двумя самостоятельными разделами: политикой в области производственного и управленческого учёта.

    Производственный  учёт описывает те факты и обстоятельства хозяйственной жизни предприятия, которые прямо связаны с его деятельностью, занимаемым положением на рынке, отраслевой характеристикой бизнеса, особенностями применяемых при производстве продукции (работ, услуг) техники и технологий, требованиями к качеству продукции и услуг и другими факторами.

    Данные  производственного учёта являются источником информации для формирования налоговой политики. Для исчисления налогов необходимо знать9:

  • правила учёта запасов и затрат на их приобретение (включая доставку) и хранение;
  • порядок документирования передачи материалов в производство;
  • применение методов полуфабрикатного учёта и методов нормативного учёта затрат;
  • правила и процедуры оценки незавершённого производства, а также списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи и порчи.

    Отсюда  видно, что производственный (управленческий) учёт не отражает влияние налогов на формирование финансового результата и не может в полной мере стать действенным инструментом в управленческой деятельности. 

1.2. Принципы налогового планирования 

    Вставая на путь уменьшения налоговых  платежей, каждый налогоплательщик неизбежно сталкивается с достаточно серьезным и жестким противодействием государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.

    Справедливости  ради стоит отметить, специальные  методы налогового контроля за деятельностью налогоплательщика весьма трудоемки и дорогостоящи и поэтому в настоящее время пока еще не приобрели всеобщего характера.

    Однако  возможность того, что активная деятельность налогоплательщика по оптимизации  налогового  бремени привлечет "особое" внимание фискальных органов, существует. В результате налоговое планирование приобретает характер "азартной игры на деньги с государством".

    Также необходимо учитывать опасность  наивного заблуждения (пусть даже возникшего в результате многолетней практики налогоплательщика) по поводу того, что с налоговыми  органами можно "договориться". Это относится как к незаконным методам ведения переговоров с должностными лицами (подарки, товары со скидкой, откровенный подкуп и т. п.), которые преследуются уголовным законодательством, так и абсолютно правомерными попытками налогоплательщиков согласовать свои позиции по вопросам налогообложения с налоговыми органами.

    Например, получая устные консультации от налоговых  органов, вы рискуете получить при проверке штрафные санкции из - за некорректной консультации и в лучшем случае моральное удовлетворение по поводу заявления руководителя налоговой инспекции о том, что сотруднику, давшему ответ, объявлен выговор.10

    Любой подход к проблеме экономии и риска  вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового  контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования  вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

    Налоговое планирование возможно и реально  при соблюдении принципов, основными  из которых являются:

    1) Принцип разумности.

    Разумность  в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо - что в меру". Что - то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие - применение налоговых санкций со стороны государства;

    2) Цена решения.

    Выгода, получаемая от налоговой  оптимизации  должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

    3) Комплексный подход.

    Выбрав  метод снижения какого - либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых  платежей;

    4) Юридическая чистота.

    Необходимо  проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять  пристальное  внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.11

    5)Временность.

    Налоговое законодательство самое подвижное  из всех отраслей права. Его обещает  изменить любой политик в любой  стране идущий на выборы. Иногда они  реализуют обещания. Фискальные органы специально отслеживают действия предпринимателей с целью создания нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов. Поэтому необходимо оценивать время окупаемости любого метода или способа. И сравнивать это время со временем вероятной жизни метода.

    6)Разделение оборотов, имущества и т.д. 

    Разделение  различных действий приводит к снижению налогов потому, что имеется возможность для каждого действия создать структуру, которая наиболее эффективно снижает налоги. Имеется в виду, что для недвижимости, других основных средств, оборота, персонала нужно использовать различные структуры, каждая из которых снижает наиболее значимый налог. Использование этого принципа позволяет не только снижать налоги, но зачастую и увеличить надежность бизнеса. Различные виды бизнеса также лучше развести в разные структуры, что позволит менять между ними взаимодействие при смене законодательства.12

    7) Индивидуальный подход.

    Только  изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать  тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.

    Подводя итог данного раздела, необходимо отметить, что налоговое планирование может  дать положительные результаты только в том случае, когда организация  придерживается всех вышеназванных принципов, а не каждого в отдельности. 

1.3. Этапы налогового  планирования 

    Принято выделять несколько этапов налогового планирования, каждый из которых, в  свою очередь состоит из целого набора взаимосвязанных процедур. Встречается выделение 4 или 6 этапов налогового планирования, которые охватывают период до регистрации организации и период текущей деятельности предприятия. В литературе при описании процесса налогового планирования на предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (рис. 1.3)13.

     

     Рисунок 1.3. Этапы налогового планирования 

    Знание  налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

    Соблюдение  налоговых законов — своевременная  и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

    Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений  и других документов в налоговые  органы, оказание помощи налоговым  органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях.

    Налоговая оптимизация — планирование и  управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой  позиции в стратегической перспективе.

    Другие  исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию14:

    - На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

    - На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

    - На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.

    - На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

    - На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

    - На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

    Третьи  полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая  структура15:

    - анализ хозяйственной деятельности;

    - вычленение основных налоговых проблем;

    - разработка и планирование налоговых схем;

    - подготовка и реализация налоговых схем;

    - включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

    Приведенные выше характеристики этапов налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. Но налоговое планирование — это неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление, ибо дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями. Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа16.

    Романовский М. В. считает, что налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта в широком смысле слова можно условно подразделить на четыре этапа17 (рис.1.4).

    На  первом этапе решается задача выбора профиля предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. Например, предприятие, производящее медицинскую продукцию, находится в лучшем налоговом режиме, т. е. имеет больше налоговых льгот, чем, скажем, фирма, специализирующаяся на производстве подакцизной продукции. Если оно относится к субъектам малого предпринимательства, то границы льгот расширяются. Еще более они расширяются, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне.

Информация о работе Повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест»