Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель работы – углубление теоретических и методологических сторон налогового планирования, а также разработка практических рекомендаций и механизмов повышения эффективности налогового планирования в ЗАО «Волжский строительный трест».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
дать определение налоговому планированию;
определить значение налогового планирования;
рассмотреть принципы и этапы налогового планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и значение налогового планирования 8
1.2. Принципы налогового планирования 20
1.3. Этапы налогового планирования 24
1.4. Методика налогового планирования ………………...………..……….. 28
Вывод по главе 1 ………………………………………………………...…… 35
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 36
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Волжский строительный трест» 38
2.2. Анализ структуры налогов в ЗАО «Волжский строительный трест» 40
2.3. Налоговое планирование в ЗАО «Волжский строительный трест» 46
Вывод по главе 2 …………………………………………………………...… 50
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВОЛЖСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ» 53
3.1. Разработка схем минимизации налогов 53
3.2. Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Волжский строительный трест» 57
Вывод по главе 3 ……………………………………………………………... 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
- текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
- стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.
3. В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:
- использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
- использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
- использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.
4. В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов:
- пассивное, в основе которого лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик;
- активное, к которому относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.
Налоговое планирование выполняет операционные функции, функции контроля и функции планирования. Отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рис.1.1.), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.6
Проекция
конструкции налогового планирования
в виде пирамиды (рис. 1.1) неслучайна,
т.к. позволяет наиболее точно отобразить
имеющиеся связи и зависимости,
прослеживающиеся на всех “этажах” налогового
планирования. Цементирующим, фундаментальным
звеном в процессе налогового планирования
выступает оперативный уровень, также
часто именуемый в литературе текущим
внутренним налоговым контролем7.
Рисунок
1.1. Структура налогового планирования
Согласно п/п. 3 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ (далее по тексту НК РФ), каждое предприятие-налогоплательщик обязано «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения».
Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи. Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.
Как показывает мировая практика, при построении систем управления крупных организаций применяются системы финансового управления. Под финансовым управлением следует понимать управление с помощью финансовых инструментов. Это обусловлено тем, что вся поступающая на предприятие информация носит финансовый характер и тесно связана с движением стоимости создаваемого продукта.
Финансовое управление характеризует процесс управления с точки зрения применяемых методов и средств управленческого воздействия на те или иные объекты управления, т. е. с использованием специальных финансовых инструментов можно обеспечить управление производством, закупками, персоналом и т. п. При этом следует понимать, что, например, использование финансовых стимулов к работе путём введения в действие новой системы премирования или оплаты труда приводит к лучшему использованию трудовых ресурсов организации. Объектами воздействия являются трудовые ресурсы и эффективность их деятельности. Как правило, кадры находятся в ведении службы персонала и не являются объектом управления для финансовой службы компании.
Управление финансами охватывает вполне определённый объект – финансы организации. В данном случае все известные методы и средства управленческой деятельности применяются специально создаваемым субъектом управления (финансовой службой предприятия) для наиболее рациональной организации движения стоимостных потоков, которые в совокупности представляют собой процессы создания новой стоимости, формирования доходов и фондов, их последующего распределения и перераспределения. При этом налоговая деятельность предприятия так или иначе присутствует и в процессах управления финансами, и в процессах финансового управления.
В рамках финансового управления налоговая деятельность может быть рассмотрена как деятельность с использованием финансовых, прежде всего налоговых инструментов для обеспечения наиболее эффективных результатов деятельности предприятия и его взаимоотношений с государством. С одной стороны, предприятие само выступает в роли объекта воздействия со стороны государства, так как налоговые инструменты используются государством для изъятия части создаваемого дохода, стимулирования отдельных отраслей и т. п. С другой стороны, предприятие становится субъектом использования налоговых инструментов в отношении собственных служб, подразделений, филиалов, сфер бизнеса и т. п.
В рамках управления финансами организации налоговая деятельность реализуется как процесс управления налогами, включая управление объектами налогообложения, процедурами исчисления и уплаты налогов. Ещё более важной представляется реализация этих задач с точки зрения контроля налоговой отчётности. Однако фактически эти функции на предприятии не исполняются. Налоговая отчётность составляется специалистами бухгалтерских служб и редко подвергается последующей проверке со стороны службы внутреннего аудита. В то же время внешний аудит проводит подтверждение и проверку достоверности бухгалтерской отчётности предприятия.8
Финансовый контроль осуществляется путём получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчётности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для всех служб, отделов и подразделений организации. Число позиций и сроки представления отчётности могут быть различны. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки и их отношение к продажам (без НДС, акцизов и других налогов, заложенных в цене), эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платёжеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей позволяет осуществлять:
Основные причины недостаточного финансового контроля:
Таким
образом, рассматривая налоговую деятельность
вообще и налоговое планирование в
частности как функцию управления, можно
представить основные направления налогового
планирования на каждом этапе управленческого
цикла (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные
направления налогового планирования
Этап цикла управления | Направление налогового планирования | |
Прогнозирование | Расчёты и оценка налоговых последствий расширения масштабов бизнеса и изменения его характера. Расчёты и оценка налоговых последствий реализации инвестиционных планов и программ. Построение налоговой модели предприятия. Оценка тенденций развития налогового законодательства и их влияния на налоговые платежи предприятия | |
Планирование | Выбор схемы налогообложения. Разработка налоговой политики. Разработка налогового плана по всей совокупности объектов налогообложения. Разработка графика налоговых платежей | |
Организация и координация | Уточнение схемы налогообложения в связи с изменением в действующее налоговое законодательство. Внесение корректировок в налоговую политику предприятия. Разработка оперативных налоговых планов (поквартально) и корректировка годовых и оперативных планов в связи с изменением динамики объектов обложения и/или налоговой политики предприятия. Разработка оперативных графиков налоговых выплат. Организация и координация деятельности всех служб предприятия и принятие решений, существенно влияющих на формирование объектов налогообложения. | |
Сбор и регистрация данных | Разработка модели налогового учёта предприятия. Формирование информационной модели налогового учёта и документооборота, связанного с движением и изменением объектов налогового учёта. Разработка процедур формирования налоговой отчётности предприятия. Разработка форм и методики заполнения налоговых регистров | |
Контроль | Планирование мероприятий контроля налоговой отчётности предприятия. Проверка планируемых и фактических налоговых выплат. Контроль соблюдения графика налоговых выплат. Контроль исполнения обязанностей специалистами налоговой службы и иных служб, связанных с реализацией задач налоговой деятельности. Контроль своевременности представления информации, необходимой для реализации налоговой службой предприятия поставленных перед нею задач | |
Анализ | Выполнение аналитических расчётов и выявление факторов, влияющих на показатели налоговой отчётности предприятия. Выявление причин расхождений между плановыми и фактическими объёмами налоговых выплат. Анализ причин несоблюдения графиков налоговых выплат. Анализ причин невыполнения задач налоговой службы. Анализ причин отклонений от установленного графика представления информации и документов | |
Регулирование | Устранение причин расхождений или ошибок в данных налоговой отчётности. Устранение причин отклонений от планов, корректировка плановых расчётов. Устранение причин отклонений от установленного графика выплат, ликвидация недоимок по налогам и причин неплатежей. Работа с персоналом налоговой службы предприятия для обеспечения эффективности налоговой деятельности |
Налоговое планирование как функция управления включает вопросы об объекте управления, применяемых методах управления и др. Если рассматривать вопрос об объектах налогового планирования более детально, то это следует делать в рамках вопроса об объектах планирования вообще (рис. 1.2).
Важно отметить, что объектами налогового планирования должны быть не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование.
Текущие
планы финансово-хозяйственной
Следует отметить, что в процессе управления немаловажную роль играет процесс сбора информации и регистрации данных. Эту функцию на предприятие выполняет система учёта: бухгалтерского, производственного и управленческого. Безусловно, бухгалтерский учёт является непосредственной информа-ционной базой налогового учёта, но не может заменить его. И попытки приравнять формулы бухгалтерского и налогового учётов не представляются жизнеспособными. Более того, в силу тенденции перехода к учёту по международ-ным стандартам и последовательного изменения принципов формирования бухгалтерской отчётности.
Налоговый учёт – совершенно самостоятельная сфера учётной работы. Он имеет значение в отношениях между организацией и государством в лице уполномоченных органов управления. В отношениях с остальными пользователями отчётности организации налоговый учёт играет косвенную роль: определяет уровень ответственности организации перед государством и, следовательно, уровень её надёжности в партнёрских отношениях. Ясно, что ни один из инвесторов не захочет иметь дело с организацией, каким бы перспективным не представлялось предлагаемое направление вложений, если оно имеет серьёзные проблемы в отношениях с государством в части исполнения налоговых обязательств.
Общепринято, что современное налоговое законодательство не позволяет сделать бухгалтерский учёт простым и доступным для анализа, и он не может служить подспорьем для руководителя крупного предприятия в принятии управленческих решений. В то же время нет необходимости иметь «два в одном», и в организационном плане следует просто отделить бухгалтерскую деятельность от налоговой. При этом считается, что управленческий учёт – это и есть производственный учёт. Смешение понятий приводит к смешению задач и неисполнению функций.