Основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Файлы: 1 файл

инфо.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Социальные (общественные) границы рынка

     Социальные (общественные) границы необходимо выделять, исходя из принципа общественной полезности (значимости). Продукция естественно-монопольного сектора присутствует в себестоимости практически всех товаров и услуг. Низкие цены на продукцию инфраструктурных отраслей являются одним из наиболее существенных конкурентных преимуществ российской экономики. Более того, товары (услуги) естественных монополий непосредственно потребляются населением. Это определяет особую роль естественно-монопольного сегмента для государства и жизни общества.

     Некоторые специалисты предлагают вообще отказаться от понятия «естественная монополия» и заменить его понятием «публичная служба», «служба, необходимая всем», «служба общего экономического значения», которые пока не известны российскому законодательству, но которые намного точнее отражают суть естественной монополии. В Европейском союзе согласно Римскому договору допускается существование монополии и ограничение конкуренции в отношении всех «служб общего экономического значения», а в нормативно-правовых актах стран ЕС присутствует такое понятие, как «общее социальное (общественное) значение».

     Однако  российское законодательство не учитывает  социальных функций естественно-монопольного сектора. Признание социальной (общественной) функции естественных монополий позволит выделить те сферы, в которых, в силу общественной значимости, конкуренция может быть невозможна и даже опасна, а цены должны быть регулируемыми, а в некоторых случаях и дотируемыми государством. В основном это касается сфер, обслуживающих население. Например, ни в одной стране мира, кроме Японии, железнодорожные пассажирские перевозки не стали рентабельными, и все развитые страны дотируют их. Проект газификации регионов также невозможен ни без участия государства, ни без существования монополии ОАО «Газпром», поскольку в условиях конкуренции вряд ли какая-либо из компаний возьмет на себя эти функции.

     В электроэнергетике конкуренция  на розничном рынке вообще может  быть опасной. Стабильность энергоснабжения - вопрос национальной безопасности. И любое «несовершенство» рынка в электроэнергетической отрасли вследствие невозможности хранения электроэнергии может быть по последствиям для общества намного серьезнее, чем в любой другой.

     Стратегические границы рынка

     Стратегические границы близки к социальным и также очерчивают сферы, где конкуренция должна быть ограничена в силу стратегических (политических или геополитических) причин.

     Это очерчивание - отнюдь не создание монопольного рынка в традиционно конкурентных отраслях, как пытаются доказать представители ультралиберальных идей. Для отраслей естественно-монопольного сектора вертикально-интегрированная организация экономических отношений в отрасли является более «естественной». Принцип эндогенности структуры естественно-монопольных отраслей выражается в том, что разделение естественно-монопольной отрасли на конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности является искусственным процессом, в результате чего вновь формируется вертикально-интегрированная компания.

     Так, например, после проведенных в Великобритании реформ электроэнергетики (а в Великобритании была проведена одна из самых либеральных реформ электроэнергетики), пришлось «вернуться к точке отправления» - генерирующим компаниям было разрешено участвовать в приватизации распределительных компаний. В результате возникли вертикально-интегрированные компании, не только производящие электроэнергию, но и распределяющие ее. Создание вертикально-интегрированных компаний, в т.ч. слияние с топливными компаниями, является ключевой тенденцией всех либерализованных энергорынков. Отсюда следует, что поспешное и искусственное разделение энергетических компаний, не обусловленное рынком, в конечном счете, приводит лишь к «обратной» консолидации.

     Учитывая  сказанное, можно сделать вывод о том, что разделение естественно-монопольной отрасли путем выделения собственно монопольного ядра преждевременно. Практика показывает, что во многих случаях после фактического разделения естественной монополии по сферам деятельности в дальнейшем намечался обратный процесс. 

     Производственная  и инвестиционная программы 

     Основой формирования любых тарифов вне  зависимости от вида коммунального  предприятия является разработанные  производственная и инвестиционные программы.

     финансовые потребности организации коммунального комплекса - расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры;

     В настоящее время можно выделить два основных понятия производственной программы. Первое понятие предусмотрено действующим законодательством и является более широким по значению. Согласно действующему законодательству производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры. Таким образом, данное определение подразумевает весь перечень мероприятий, направленный на производство электрической и тепловой энергии, воды, газа, прием сточных вод в том числе план по объемам производства, план выполнения ремонтных работ, проведения мероприятий по  реконструкции и другие разделы плана, который раньше назывался более емким названием – техпромфинплан.

     Другое, более узкое, определение производственной программы, которое наиболее широко используется специалистами данной отрасли, характеризует ее как  задание по количеству и качеству продукции, устанавливаемое на плановый период исходя из потребностей потребителей и возможностей их удовлетворения.  Такое определение производственной программы предполагает, что она является основным, ведущим разделом комплексного плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия и неразрывно связана с остальными его разделами. В связи с этим составление плана предприятия начинается с расчета его производственной программы.

  Производственная программа включает:

  1) обоснование обеспечения прогнозируемого  объема и качества производимых  организацией коммунального комплекса  товаров (оказываемых услуг) в  соответствии с требованиями, установленными  техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;

  2) план мероприятий по повышению  эффективности деятельности организации  коммунального комплекса, предусматривающий  улучшение качества производимых  ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

     3) план мероприятий по энергосбережению  и повышению энергетической эффективности  в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

     Основными целями составления производственной программы при формировании цен и тарифов на коммунальные услуги является расчет расходов по статьям затрат, а также определение себестоимости и цены единицы услуги в целом. Тарифы и цены на коммунальные услуги формируются в соответствии с принятой калькуляционной единицей, отвечающей какому-либо натуральному (физическому) показателю.

     Вторым  важным разделом общего плана работы коммунального предприятия является инвестиционная программа. Действующим  законодательством под инвестиционной программой понимается программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Выделение такой программы отдельно и придание ей особого статуса связано с экономическим состоянием отрасли в целом. Со времен начала реформ 90-ых годов прошлого века в коммунальной сфере до сих пор данная отрасль остается экономически отсталой с большим физическим износом всех основных фондов. Придание инвестиционной программе статуса обязательной на федеральном уровне и определение на ее основе надбавок к тарифам, а также тарифов на подключение, по мнению некоторых экономистов, позволит целенаправленно, без отвлечения, направить полученные при взимании надбавок и платы за подключения средства на модернизацию основных фондов коммунальных предприятий. Кроме того, инвестиционная программа является основой плана капиталовложений, учитываемых в прибыли. Расходы на мероприятия инвестиционной программы, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, учитываются при определении финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение или за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. 

  Методы  регулирования тарифов  на товары и услуги организаций коммунального  комплекса

      при государственном регулировании  тарифов должны соблюдаться следующие  основные принципы:

  • обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии на основе доступности и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в теплоэнергетике;
  • определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
  • обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством РФ и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации;
  • обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии;
  • обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности РФ;
  • создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
  • определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
  • учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
 

  Одним из наиболее существенных факторов справедливой тарифной политики является методология  регулирования цен и тарифов. Именно применение того или иного метода задает начальные условия расчета тарифов, оказывает стимулирующее воздействие на коммунальные предприятия по сокращению расходов при сохранении или улучшении качества коммунальных услуг.

  Для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:

  1) метод установления фиксированных  тарифов;

  2) метод установления предельных  тарифов;

  3) метод индексации установленных  тарифов.

    • метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала.
 

  Метод установления фиксированных  тарифов

  Фиксированные тарифы утверждаются на основании метода экономически обоснованных расходов (затрат);

     Метод экономически обоснованных расходов предусматривает обязанность для регулирующих органов определять состав расходов только с учетом оценки их экономической обоснованности. При этом методе тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Под необходимой валовой выручкой подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

     При определении необходимой валовой выручки (расчет потребности в финансовых средствах на приобретение материальных и энергетических ресурсов, оплату подрядных работ и услуг) регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены), цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.

     В необходимую валовую выручку  включаются планируемые на расчетный  период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). 

Информация о работе Основы ценообразования