Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Социальные (общественные) границы рынка
Социальные (общественные) границы необходимо выделять, исходя из принципа общественной полезности (значимости). Продукция естественно-монопольного сектора присутствует в себестоимости практически всех товаров и услуг. Низкие цены на продукцию инфраструктурных отраслей являются одним из наиболее существенных конкурентных преимуществ российской экономики. Более того, товары (услуги) естественных монополий непосредственно потребляются населением. Это определяет особую роль естественно-монопольного сегмента для государства и жизни общества.
Некоторые
специалисты предлагают вообще отказаться
от понятия «естественная
Однако
российское законодательство не учитывает
социальных функций естественно-
В электроэнергетике конкуренция на розничном рынке вообще может быть опасной. Стабильность энергоснабжения - вопрос национальной безопасности. И любое «несовершенство» рынка в электроэнергетической отрасли вследствие невозможности хранения электроэнергии может быть по последствиям для общества намного серьезнее, чем в любой другой.
Стратегические границы рынка
Стратегические границы близки к социальным и также очерчивают сферы, где конкуренция должна быть ограничена в силу стратегических (политических или геополитических) причин.
Это
очерчивание - отнюдь не создание монопольного
рынка в традиционно
Так, например, после проведенных в Великобритании реформ электроэнергетики (а в Великобритании была проведена одна из самых либеральных реформ электроэнергетики), пришлось «вернуться к точке отправления» - генерирующим компаниям было разрешено участвовать в приватизации распределительных компаний. В результате возникли вертикально-интегрированные компании, не только производящие электроэнергию, но и распределяющие ее. Создание вертикально-интегрированных компаний, в т.ч. слияние с топливными компаниями, является ключевой тенденцией всех либерализованных энергорынков. Отсюда следует, что поспешное и искусственное разделение энергетических компаний, не обусловленное рынком, в конечном счете, приводит лишь к «обратной» консолидации.
Учитывая
сказанное, можно сделать вывод о
том, что разделение естественно-монопольной
отрасли путем выделения собственно монопольного
ядра преждевременно. Практика показывает,
что во многих случаях после фактического
разделения естественной монополии по
сферам деятельности в дальнейшем намечался
обратный процесс.
Производственная
и инвестиционная
программы
Основой формирования любых тарифов вне зависимости от вида коммунального предприятия является разработанные производственная и инвестиционные программы.
финансовые потребности организации коммунального комплекса - расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры;
В настоящее время можно выделить два основных понятия производственной программы. Первое понятие предусмотрено действующим законодательством и является более широким по значению. Согласно действующему законодательству производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры. Таким образом, данное определение подразумевает весь перечень мероприятий, направленный на производство электрической и тепловой энергии, воды, газа, прием сточных вод в том числе план по объемам производства, план выполнения ремонтных работ, проведения мероприятий по реконструкции и другие разделы плана, который раньше назывался более емким названием – техпромфинплан.
Другое, более узкое, определение производственной программы, которое наиболее широко используется специалистами данной отрасли, характеризует ее как задание по количеству и качеству продукции, устанавливаемое на плановый период исходя из потребностей потребителей и возможностей их удовлетворения. Такое определение производственной программы предполагает, что она является основным, ведущим разделом комплексного плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия и неразрывно связана с остальными его разделами. В связи с этим составление плана предприятия начинается с расчета его производственной программы.
Производственная программа включает:
1)
обоснование обеспечения
2)
план мероприятий по повышению
эффективности деятельности
3)
план мероприятий по
Основными целями составления производственной программы при формировании цен и тарифов на коммунальные услуги является расчет расходов по статьям затрат, а также определение себестоимости и цены единицы услуги в целом. Тарифы и цены на коммунальные услуги формируются в соответствии с принятой калькуляционной единицей, отвечающей какому-либо натуральному (физическому) показателю.
Вторым
важным разделом общего плана работы
коммунального предприятия
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса
при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
Одним из наиболее существенных факторов справедливой тарифной политики является методология регулирования цен и тарифов. Именно применение того или иного метода задает начальные условия расчета тарифов, оказывает стимулирующее воздействие на коммунальные предприятия по сокращению расходов при сохранении или улучшении качества коммунальных услуг.
Для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1)
метод установления
2) метод установления предельных тарифов;
3)
метод индексации
Метод установления фиксированных тарифов
Фиксированные тарифы утверждаются на основании метода экономически обоснованных расходов (затрат);
Метод экономически обоснованных расходов предусматривает обязанность для регулирующих органов определять состав расходов только с учетом оценки их экономической обоснованности. При этом методе тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Под необходимой валовой выручкой подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При определении необходимой валовой выручки (расчет потребности в финансовых средствах на приобретение материальных и энергетических ресурсов, оплату подрядных работ и услуг) регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены), цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.
В
необходимую валовую выручку
включаются планируемые на расчетный
период регулирования расходы, уменьшающие
налоговую базу налога на прибыль организаций
(расходы, связанные с производством и
реализацией продукции (услуг), и расходы,
не учитываемые при определении налоговой
базы налога на прибыль (относимые на прибыль
после налогообложения).