Основы рыночного ценообразования и текущей оценки бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Краткое описание

Известно, что цена является денежным выражением стоимости товара. Стоимость товара образуется в сфере производства и складывается на рынке в процессе обмена.
Стоимость и закон стоимости играют в рыночном хозяйстве важную роль. Но они реализуются не напрямую, а опосредованно, т.е. через механизмы ценообразования, денежного обращения, кредита и инфляции, государственного регулирования рыночных отношений и рынков.

Файлы: 1 файл

1-Основы ценообразования.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Раздел 1. Основы рыночного  ценообразования  и текущей оценки бизнеса

Тема  1

    Общие представления о  механизме ценообразования 

    1. Цена: основные образующие факторы и функции
 

    Известно, что цена является денежным выражением стоимости товара. Стоимость товара образуется в сфере производства и складывается на рынке в процессе обмена.

    Стоимость и закон стоимости играют в  рыночном хозяйстве важную роль. Но они реализуются не напрямую, а  опосредованно, т.е. через механизмы  ценообразования, денежного обращения, кредита и инфляции, государственного регулирования рыночных отношений и рынков.

    Механизм  ценообразования достаточно сложен и в условиях рыночных отношений  проявляется через цены и их динамику. Он определяется множеством факторов, которые можно условно группировать по степени их долговременного влияния на динамику цены: стратегические и тактические.

    В стратегическом аспекте  формирования цены основное значение имеют отношения собственности и характеристика основных факторов производства в отраслевом масштабе и на отдельном предприятии.

    Отношения собственности определяют рамки  свободы установления цены. Цены на товары определяются их собственниками без прямого государственного вмешательства. Роль государства проявляется в  определении общих правил и принципов  ценообразования, и иногда в установлении предельных уровней рентабельности и цен на отдельные товары. Как правило, это цены товаров монопольных рынков.

    Основные  факторы производства формируют  долговременный уровень затрат по производству товара (рис.1.1). Это:

      - параметры и эффективность средств  производства;

      - параметры и качество предметов  труда;

      - ценность земельного участка  и других природных ресурсов (воды, недр и т.п.), используемых в  процессе производства товара;

      - информация и предпринимательская способность.

    В тактическом аспекте цена в значительной степени корректируется коньнктурой рынка, которая определяется:

      - полезностью товара для потребителей;

      - объемом производства товаров;

      - объемом потребления товара на  рынке.

    Факторы производства и параметры производства и потребления на рынке получают денежную оценку и модифицируются в стоимость основного и оборотного капитала, цену рабочей силы; предложения и спрос.

    Эти оценки  в условиях рыночной экономики  определяют реальный интервал цены.

    С одной стороны, она не может быть установлена ниже определенной границы, которая складывается как сумма денежных факторов производства и образует издержки производства.

      На уровне хозрасчетных оценок  предприятий им соответствует  себестоимость продукции. Индивидуальные  издержки производства конкретных товаропроизводителей будут составлять целый спектр величин, но на рынке сложатся некие общественно-необходимые затраты. Характер этих затрат зависит от особенностей производства и его отраслевой принадлежности. С учетом минимально - необходимых затрат, направляемых предприятием на свое развитие, нижним уровнем цены с точки зрения производителя будут воспроизводственные издержки.

    С другой стороны, - по условиям равенства  спроса и предложения складывается "верхний предел" цены, выше которого при определенных условиях товар не найдет своего покупателя.

    Уровень воспроизводственных затрат на производство товара в общем случае определяется, кроме перечисленных выше факторов, рядом других условий.

     Масштаб производства товаров различным образом  влияет на объем затрат.  Это зависит от размера применяемого для его оценки временного фактора, т.е. стратегического, средне или краткосрочного.

       В долговременном аспекте на  уровне отрасли можно выделить  два явно выраженных типа производства.

     Производства, для которых характерно возрастание затрат по мере расширения объемов выпуска продукции. Это наиболее характерно для отраслей, добывающих полезные ископаемые (нефте, угле, золотодобывающих и прочие) , когда по мере разработки ресурсов лежащих на поверхности при одновременном увеличении потребности в них на рынках, возникает необходимость применения более дорогих и фондоемких технологий и способов добычи. В результате затраты на получение единицы сырья возрастают (в сопоставимых ценах) по сравнению с предшествующими технологиями, используемыми в более благоприятных условиях. Причем рост объема затрат превышает рост объема добычи (выпуска продукции).

     Производства, для которых характерно снижение затрат по мере нарастания объемов  выпуска продукции. Это отрасли, связанные с переработкой сырья, информационными технологиями. В этих случаях первоначальные затраты на единицу продукции, связанные с созданием товара (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, создание производственной базы), снижаются с ростом объема производства, а использование новых технологий позволяет производить товаров больше, чем раньше.

    Долговременное  изменение затрат в обоих случаях  нужно рассматривать в течение периода, который охватывает смену условий и технологий производства , что иногда составляет несколько десятилетий.

    В кратковременном  аспекте на уровне отдельного предприятия зависимость затрат от объемов производства складывается иначе. По мере увеличения партии выпускаемого товара затраты на единицу изделия будут снижаться. Вместе с тем существует минимальный объем выпуска, ниже которого производство товара становится невыгодным. Увеличение объемов выпуска, как правило, сопровождается совершенствованием технологии производства и организации, что также способствует снижению затрат (в сопоставимых ценах).

    Факторы долговременного характера ставят в наиболее благоприятную ситуацию те предприятия, которые имеют современные  средства производства , технологию, пользуются передовыми методами труда, т.е. в целом несут более низкие воспроизводственные издержки.

     Факторы текущего характера более благоприятны для субъектов,  которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться  коньюнктурой рынка; для этого  требуются  гибкость,  тщательная  подготовка производства и производственной инфраструктуры,  грамотное использование маркетинга и высокопрофессиональные  кадры.

     Особое  влияние на механизм образования  цен оказывают факторы, характеризующие особенности конкретной хозяйственной системы и конкретного рынка товаров. К ним можно отнести:

    - характер  экономической системы и ее  сбалансированность;

    - темпы инфляционного  процесса;

    - методы государственного регулирования  цен;

    - развитость  инфраструктуры рынка;

    - степень монополизации  рынка и методы конкурентной  борьбы;

    - влияние на цену колебаний экономических циклов;

    Определяющее  значение в механизме формирования рыночных цен в рамках развитой рыночной экономики имеют конкуренция  и характер рынка. Конкуренция является своеобразным двигателем экономики. Она  основывается на законе стоимости и обеспечивает динамику механизма ценообразования.

    Конкуренцию можно рассматривать, как борьбу товаропроизводителей за обладание рынком сбыта товаров ценовыми и неценовыми методами с целью получения наибольшей прибыли. Она является атрибутом любого хозяйства, основанного на обмене, важнейшие ее черты проявляются в следующем:

    - конкуренция представляет единственный и ничем не заменимый механизм общественной оценки затрат на производство товара и результатов его продажи.

      В результате осуществляется избирательная оценка потребителями лучших и худших видов производств через выбор тех или иных товаров по тем или иным ценам с учетом их качества; естественным путем определяется предельная возможность функционирования того или иного производства; происходит накопление и перелив капитала.

    - она действует на всех этапах  и уровнях воспроизводственного  процесса;

    - основа конкуренции находится  в процессе производства и  определяется его прогрессом  и совершенствованием; но наиболее  явно она выступает в сфере  обмена и потребления, где наблюдается уже как конкуренция товаров и услуг,  капиталов, рабочей силы, кредита, валюты и т.п.;

    - она действует как между продавцами (за рынки сбыта  товаров), так  и между продавцами и покупателями ( по поводу цен);

    - каждое звено конкуренции связано с определенной специализацией деятельности и существующими профессиональными организациями и группами;

    - участвуя в конкуренции, участники  обмена выступают на рынке  прежде всего как владельцы  товаров (или других ценностей), независимо от того, кем эти ценности произведены (ими самими, на принадлежащем им имуществе и т.п.); при этом может оказаться, что в конкуренцию вступают товары произведенные в разное время и в разных условиях. В этом проявляется относительная самостоятельность конкуренции и рынка.

    Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни и взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.

    В теории ценообразования выделяются следующие функции: учетная, стимулирующая, распределительная; функция сбалансирования спроса и предложения и функция как средство рационального размещения производства.

     Учетная функция выполняет задачу учета и измерения затрат  общественного труда. Она обусловлена стоимостной природой цены, и поэтому в аспекте хозрасчетных характеристик отражает воспроизводственные издержки создания товара в ходе обмена. Другими словами, признание правильности произведенных затрат происходит на рынке, при непосредственном контакте сторон и их интересов в условиях конкуренции. Поэтому рыночная цена может существенно отличаться от цены производства (воспроизводственных издержек). Это заставляет производителя контролировать свои издержки, сопоставлять их с затратами конкурентов, снижать их либо повышать качество товара.

     В этом плане цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей  на различных уровнях хозяйствования:

    Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Это обусловлено возможными колебаниями уровня прибыли в составе цены путем повышения (или снижения) доли прибыли через использование надбавок или скидок. Так можно стимулировать или тормозить экономические процессы, структурную перестройку отраслей, изменение качества продукции и т.д.

     Распределительная функция цены связана с отклонениями цены производства от рыночных цен, которые обусловлены воздействием всего спектра рыночных факторов. Она носит в основном макроэкономический характер: цены участвуют в распределении и перераспределением национального дохода между отраслями, секторами экономики, слоями населения, регионами и т.д. Например, за счет использования акцизов в составе цен на предметы роскоши и престижные товары обеспечивается перераспределение денежных доходов более состоятельных слоев населения в состав социальных фондов бюджета.

     Функция сбалансирования  спроса и предложения проявляется в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением (или, если говорить в денежных оценках: между предложением и спросом). Это проявляется следующим образом: значительно завышенная против цены производства рыночная цена (при отсутствии явно выраженной монополии) говорит о диспропорции между спросом и предложением на конкретный товар и требует принятия мер по увеличению предложения. В результате происходит увеличение производства товара за счет расширения объемов производства существующими производителями, либо через появление новых и ужесточение конкуренции. Одновременно цена начнет снижаться (при прочих равных условиях). Противоположная картина будет развиваться при рыночной цене, которая окажется ниже цены производства: это сигнал для производителей о том, что рынок товаром переполнен, и свободные капиталы необходимо вкладывать в другие товары или сферы производства и потребления.

Информация о работе Основы рыночного ценообразования и текущей оценки бизнеса