Основы рыночного ценообразования и текущей оценки бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Краткое описание

Известно, что цена является денежным выражением стоимости товара. Стоимость товара образуется в сфере производства и складывается на рынке в процессе обмена.
Стоимость и закон стоимости играют в рыночном хозяйстве важную роль. Но они реализуются не напрямую, а опосредованно, т.е. через механизмы ценообразования, денежного обращения, кредита и инфляции, государственного регулирования рыночных отношений и рынков.

Файлы: 1 файл

1-Основы ценообразования.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в рыночных условиях следующим образом. С помощью механизма цен происходит (в условиях, которые выявила функция сбалансирования спроса и предложения) перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли.

     Все функции цены взаимосвязаны и  взаимодействую, а в ряде случаев  вступают в противоречие: например, снижение цены (стимулирующая функция) приводит к сокращению предложения товара и приведение его в соответствие со спросам на него (функция сбалансирования спроса и предложения).

1. 2. Система цен в национальной экономике

    Цена, сложившаяся на различных рынках в процессе обмена под воздействием многообразных факторов,  в общем случае покрывает издержки производства, которые включают производственные и коммерческие затраты, а также нормальную прибыль производителя. Отклонения фирменных цен от равновесной  цены приводит к появлению экономической прибыли и убытков.

    Издержки производства и обращения отражают стоимостную оценку производственных факторов: земли, труда, капитала, которая модифицируется  соответственно в ренту, заработную плату персонала и амортизационные отчисления (рис. 1.1.), а предпринимательской способности соответствует  прибыль. Кроме факторов производства, которые определяют нижнюю границу цены товара с позиций производителя, на уровень цены оказывают воздействие соотношение спроса и предложения, а также ограничения рынка.

    Такое представление о цене помогает понять методологию ее формирования с позиций производителя. Но подобное описание состава издержек (на схеме 1.1.) носит общий характер и может существенно отличаться от фактического состава его элементов. Составляющие издержек по содержанию находятся  в зависимости от  отраслевой принадлежности продукции. Особенности производства и обращения придают конкретным ценам свойственную только им модификацию как по составу, включаемых в них затрат, так и по их структуре.

    В зависимости от экономических признаков цены в макроэкономике классифицируются в зависимости:

  • от обслуживаемой ими сферы товарного обращения;
  • от территории действия;
  • от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов;
  • по степени свободы цен от воздействия государства при их определении;
  • в зависимости от степени новизны товара.

    В зависимости от обслуживаемой  сферы товарного  обращения, действующие в макроэкономике цены образуют систему, которая состоит из отдельных блоков. Они отражают стадии движения товаров от процесса производства в сферу обращения, а также особенности различных производств с учетом их отраслевой принадлежности.

    К этим блокам цены относятся по признаку обслуживаемой ими сферы товарного обращения:

  • закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;  это оптовые цены реализации сельскохозяйственной продукции. Они являются договорными. Их отличие от других видов цен заключается в освобождении от акцизов и налога на добавленную стоимость;
  • оптовые цены на продукцию промышленности (базовых отраслей, а также легкой и пищевой промышленности);
  • цены на строительную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы на платные услуги населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

    Система цен находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Блоки цен тесно взаимосвязаны; в основе этой взаимосвязи лежит принцип "сообщающихся сосудов", - изменение цен в одном из основных блоков системы довольно быстро передается "по цепочке" во все другие блоки.

    Ведущую роль во всей системе играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности: топливно-энергетической, металлургии. Повышение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен всей экономики. Существуют свои взаимосвязи между отдельными блоками или их частями.

    Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

    - все цены формируются на единой  методологической основе, которая  построена на законах стоимости,  спроса и предложения и учитывает  комплекс ценообразующих факторов;

    - все объекты экономической деятельности, обслуживаемые ценами, взаимосвязаны (в производственном, экономическом, технологическом и прочих аспектах) и образуют единый,  хозяйственный комплекс.

     Система цен подвижна не только в целом, но и в своих блоках цен и ценах  на конкретные товары. Она взаимодействует и с экономической средой, в которой действуют цены, а именно: товарным производством, конкуренцией, формами собственности.

     В зависимости от территории действия цены классифицируются следующим образом:

     - единые (поясные) цены, которые могут устанавливаться и регулироваться государственными органами (на газ, топливо, электроэнергию и др.);

     - региональные (зональные) цены, регулируемые  региональными органами власти и управления; они учитывают региональные особенности формирования издержек производства и реализации; это могут быть цены на большинство коммунальных услуг, оказываемых населению, а также закупочные цены.

     По степени свободы от регулирующего воздействия государства на их определение цены классифицируются так:

    - свободные цены, складывающиеся на рынке под воздействием всего набора ценовых факторов независимо от государственных органов; государство воздействует на уровень таких цен только через влияние на конъюнктуру рынка;

    • регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное влияние государственных органов:

      -  либо методами прямого ограничения  их роста или снижения;

      -  либо  путем регламентации рентабельности  продукции;

      -  либо  каким-либо аналогичным методом.

     - фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.

      Цены  определенным образом испытывают  влияние на их уровень степени новизны товара; существуют методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время:

  • метод “снятия сливок”, при котором с момента появления товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить такой товар; снижение цены производится лишь после спада первой волны спроса;
  • метод проникновения на рынок заключается в том, что предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цена на аналогичные товары конкурентов;
  • престижная цена устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами;
  • скользящая (падающая) цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;
  • цены на изделия уже снятые с производства ориентированы на ограниченный круг потребителей, нуждающихся в этих товарах; они могут быть выше, чем цены на товары массового производства.

      Рассмотрим  более подробно виды и разновидности цен от обслуживаемой ими сферы товарного обращения; от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. 
 

    1.3. Состав оптовых цен на продукцию промышленности. Розничные цены. 

      Оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий в порядке оптового товарооборота,  т. е. оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности на продукцию. Они свою очередь подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

      Оптовые цены предприятия - это цены изготовителей продукции, по которым она реализуются ее потребителям. Состав цены обеспечивает воспроизводственные издержки производителя и является основой для внутрифирменного планирования, анализа и расчета стоимостных показателей деятельности предприятия. Состав оптовой цены предприятия показан на рис.1.2. В целом она обращена к производству и тесно связана с ним.

      Разновидностью  оптовой цены является трансфертная цена. Она применяется при коммерческих операциях между подразделениями внутри одной фирмы и может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги или работы. Использование трансфертных цен может повлиять на конкурентоспособность фирмы за счет  снижения этих цен по сравнению ценами на  аналогичные товары или  услуги внешних поставщиков.

      Оптовые цены промышленности - это цены, по которым предприятия - потребители оплачивают продукцию ее производителям или сбытовым (посредническим) организациям с учетом коммерческих издержек по их доставке и обслуживанию процесса снабженческо-сбытовой деятельности. Состав цены приведен на рис.1.3., она больше тяготеет к сфере обращения, в которой функционируют организации оптовой торговли.

      Разновидностью  оптовой цены промышленности является цена биржевого товара, которая формируется в ходе биржевых торгов и учитывает качество стандартного товара. При этом соотношение спроса и предложения учитываются максимальным образом; фактически биржевая цена в наибольшей степени соответствует понятию равновесной рыночной цены.

      Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям. Эти товары, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в производстве или домашнем хозяйстве.  Состав розничной цены показан на рис.1.4.

    Налог на добавленную стоимость (НДС), включается в состав цены и оплачивается конечным потребителем; промежуточные покупатели оплачивают часть налога как разницу между НДС, продаваемого ими товара, и НДС покупаемого товара. Торговая скидка возмещает издержки обращения торговых организаций и  формирует их прибыль. 

    1.4. Тарифы на грузовые перевозки, порядок учета в ценах транспортных расходов

      Тарифы грузового и пассажирского транспорта представляют собой цены или  плату за перемещение грузов и пассажиров, которые взимаются транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Эти цены  устанавливаются на единицу веса груза и единицу его перемещения и зависят от вида транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный и т. п.), видов грузов (скоропортящиеся и т. д.) и методов перевозки (навалом, контейнерами и т.п.).

      Тарифы  на перевозку грузов различают следующим  образом:

  • по видам, в том числе:

         -  общие тарифы,  которые применяются для основной  массы грузов;

         - исключительные  тарифы, том числе:  повышенные  или пониженные для отдельных направлений, которые применяются  с целью ограничения нерациональных перевозок;

         -  льготные тарифы, вводимые для отдельных видов  грузов;

         - местные.

  • по форме построения применяют:

      - табличные, показывающие величину  платы за перевозку единицы   груза (1 тонны, 1 вагона и т.п.)  до определенного пункта назначения;

      - схемные, в которых плата за  перевозку определяется на основе тарифа за 1 т/км с добавлением ставки за начально-конечные операции; эта ставка отражает расходы в пунктах отправки и прибытия такие, как  аренда платформы, подача вагонов, погрузочно - разгрузочные работы.

    Тарифы  имеют свои особенности по видам  транспорта.  Так на железнодорожном транспорте тарифы дифференцируются:

     - по родам грузов и видам отправок в соответствии с тарифными схемами, которые учитывают вид и массу отправки, грузоподъемность вагона;

     - по расстояниям перевозки с применением поясов дальности;

Информация о работе Основы рыночного ценообразования и текущей оценки бизнеса