Основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Файлы: 1 файл

инфо.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

  1. По характеру обслуживаемого оборота:

     - Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым  организациям обычно крупными партиями (оптом).

     К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям для последующей переработки.

     - Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

     - Цены на услуги населению – тарифы на услуги ЖКХ, транспорта, связи и т.д.

     В сфере обращения действуют накидки (оптово-сбытовая и розничная).

     2.С учетом фактора времени постоянная, сезонная, ступенчатая. 

     3. Кроме того важно выделить такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

     1. Свободные цены – свободно  складываются на рынке под  воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.

     Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются  степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При  этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

     Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

     2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

     3. Фиксированные цены – прямо  устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).

       Формы и методы воздействия государства на цены.

       Различают прямое и косвенное воздействие  государства на цены. Прямое или административное вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установление определенных правил ценообразования.

       Формы прямого вмешательства:

        1. Общее замораживание цен (оно  применяется при чрезвычайно  сильном инфляционном развитии  экономики);

  1. Установление фиксированных цен и тарифов;
  2. Установление предельных цен или коэффициентов;
  3. Установление предельного норматива рентабельности;
  4. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок и скидок;
  5. Декларирование цен;
  6. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

       Косвенное воздействие на формирование цен:

       1. Установление налоговых или иных  платежей, ведущих к изъятию доходов  у потребителя или производителя.

       2. Государственная поддержка цен  и доходов в виде субсидий  и дотаций потребителю или  производителю.

       Финансовая  поддержка цен на продукцию и  услуги  может  быть представлена в такой классификации:

       - бюджетные и другие субсидии  к доходам потребителя, в частности,  избирательная поддержка спроса  остро нуждающихся и малообеспеченных  слоев населения;

       -  субсидии к ценам реализации отдельных конкретных товаров или отраслей;

       - субсидии к ценам на средства  производства, формирующим издержки (прежде всего в сельском хозяйстве,  и отраслях, перерабатывающих продукцию);

       - Прямое, как правило, частичное  финансирование межотраслевых программ и субсидирование производителя, непосредственно участвующего в осуществлении государственных программ.

       3. Создание условий для развития  здоровой конкуренции и предпринимательства.

       4. Разработка специальных правительственных  программ по развитию производства товаров народного потребления. 

     Основные  ценообразующие факторы:

     - величина средних издержек 

     - средняя отраслевая норма прибыли,

     - состояние финансовой системы  (именно: уровень и тенденции доходов  населения, покупательная способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты по отношению к денежным единицам основных торговых партнеров и т.д.)

     - соотношение спроса и предложения,  

     - наличие и состояние конкурентной  среды. 

     -  государственное регулирование цен. Регулируемые цены находятся под контролем государства, которое может воздействовать на них различными способами. Например, установление фиксированных цен на товары, имеющие социальную значимость (предметы первой необходимости). Государство может устанавливать предельный уровень рентабельности 

     Формирование  цены:

     Издержки  производства + прибыль + НДС = оптовая цена предприятия поставщика + снабженческо-сбытовая надбавка ( накидка) =  оптовая цена снабженческо-сбытовой организации (цена промышленности) + торговая наценка (скидка) = розничная цена.

  1. Методы  обоснования цен на продукцию и услуги предприятия.
 

       В зависимости от выбранной стратегии  цен строится общая политика ценообразования  предприятия, которая предполагает определение исходной цены и ее дальнейшую корректировку с учетом рыночных факторов.

       Методика  расчета исходных цен на товары, как правило, состоит из следующих  этапов:

    • постановка задач ценообразования,
    • определение спроса,
    • оценка издержек,
    • анализ цен и качества товаров конкурентов,
    • выбор метода ценообразования,
    • расчет исходной цены,
    • учет дополнительных факторов,
    • установление окончательной цены.

       При выборе метода ценообразования нужно  учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов и т.п.). 

       При расчете цены используют следующие  методы ценообразования:

       - расчет цены на основе экономической  обоснованности расходов;

       - «Средние издержки плюс прибыль» - основой расчета являются средние  издержки производства плюс наценка. Наценка может варьировать в широких пределах, главное – она должна учитывать особенности текущего спроса и конкуренции;

       - Расчет цены на основе анализа  безубыточности и обеспечения  целевой прибыли. В основе данного  метода – график безубыточности или коммерческое бизнес-планирование желаемой прибыли;

       - установление цены на основе  уникальности выпускаемого товара  – при этом исходят не только  из издержек производства, но  и ценности товара для покупателя. Рекомендуется также учитывать  не только экономические, но и психологические факторы цены, такие, как престижность товара (дорогие автомобили, часы, драгоценности);

       - индексный метод – к фактически  сложившейся цене применяются  индексы (коэффициенты), на которые  увеличивается или уменьшается цена.

       В ценах на каждом этапе их формирования учитываются издержки организации, прибыль, НДС. На ряд товаров в  цены также включаются суммы акцизов  по установленным ставкам. 
 

       4. Методы государственного регулирования  цен и тарифов 

       В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию  государственной ценовой политики и законодательства РФ.

       Государственная политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

          В настоящее время существует  многоуровневая система органов, принимающих участие  в ценообразовании, а именно различают три уровня: федеральный, региональный и местный.

       Перечень  федеральных органов РФ, принимающих  прямое или косвенное воздействие  на вопросы цен и тарифов, сформирован  в соответствии с указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов  исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.

       Федеральными  органами исполнительной власти, занимающимися  вопросами ценообразования, являются : Министерство экономического развития, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба.

       Самым авторитетным федеральным органом  исполнительной власти, занимающимся вопросами ценообразования, является Министерство экономического развития РФ. Оно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет в Правительство и РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и актов по вопросам государственного регулирования цен и тарифов; нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров; развития конкуренции.

       Минэкономразвития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам.

       В целях совершенствования структуры  федеральных органов исполнительной власти указом президента от 20 мая 2004 г. Из ведения Министерства экономического развития и торговли выведена Федеральная служба по тарифам, руководство которой теперь осуществляет правительство РФ.

       Федеральная служба по тарифам является федеральным  органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляет государственное регулирование (определение, установление цен и тарифов,  контроль за установлением цен и тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэродромов, услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.

Информация о работе Основы ценообразования