Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Первым и, наверное, наиболее важным этапом формирования производственной программы коммунального предприятия, которая служит основой расчета тарифов, является планирование объемов продукции, подлежащей производству и реализации.
Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, можно выделить жестко-регламентируемую последовательность технологических этапов, которые направлены на получение коммунальных ресурсов в необходимых количествах с необходимым качеством. К таким технологическим этапам можно отнести производство (добычу) коммунального ресурса, придание этому ресурсу необходимых свойств (качеств), транспортировка данного ресурса до потребителей. Для оказания услуг водоотведения сохраняются все те же производственные этапы, но следующие друг за другом в обратном порядке.
Рассмотрим
показатели производственной программы
на примере водоканала и теплосети.
Показатели производственной программы водоканала могут быть представлены следующими объемами:
в том числе
в том числе:
в том числе: населению,
организациям;
Показатели производственной программы теплоснабжающего предприятия могут быть представлены следующими объемами:
в том числе:
в том числе: населению,
Вне
зависимости от сферы деятельности коммунального
предприятия – водоснабжение, теплоснабжение,
электроснабжение, газоснабжение существуют
особенности формирования
производственной программы, присущие
каждому предприятию.
Первой
особенностью составления производственной
программы является балансовый
метод ее подготовки. Сам термин баланс
предполагает равновесие или сопоставимость
показателей какой-либо системы. То есть
все показатели производственной программы
взаимосвязаны и не могут существовать
сами по себе. В целом они составляют единую
систему, каждый из которых соподчинен
с остальными показателями. Кроме того,
балансовый метод подразумевает сопоставимость
показателей не только в структуре, но
и в динамике. То есть планируемые показатели
должны быть сопоставимы с фактическими
и наоборот.
Второй особенностью подготовки производственной программы является порядок ее разработки. Формирование производственной программы начинается с конечных показателей, то есть с объемов реализации. Далее, как бы поднимаясь вверх, добавляются объемы потребления тепловой энергии, электрической энергии, воды, отведения стоков, газа собственными подразделениями предприятия, потери в сетях, технологические нужды, получая в конце объемы производства.
То есть, расчет производственных показателей должен строиться по следующей последовательности:
1. Qреализ.питьев.+ Qпот.подр.= Qпол.отпуск
2. Qпол.отпуск.+ Qпотерь.= Qпокуп.+ Qотпуск
3.
Qотпуск+ Qтех.= Qпр.
Третьей особенностью формирования предприятием объемов производства и реализации является то, что объемы производства могут быть в составе одной или нескольких программ в зависимости от следующих условий:
Каждое
из приведенных условий
Перейдем к рассмотрению порядка формирования каждого элемента производственной программы.
объемы реализации могут быть определены одним из следующих способов:
Определение объемов реализации на основании приборов учета не вызывает особой трудности и заключается в периодическом снятии показаний (один раз в месяц, квартал, год). Таким образом, для тех потребителей, у которых установлены приборы учета, плановый объем реализации рассчитывается на основании показаний приборов учета за отчетный период с учетом планируемого потребителями изменения объемов потребления. Под планируемыми изменениями объемов реализации обычно подразумеваются такие изменения как:
-
пересмотр договорных объемов
потребления воды в
-
тенденция изменения объема
В тех случаях, когда покупателями продукции коммунальных предприятий являются юридические лица, приобретающие по договору электрическую энергию, тепловую энергию, воду, газ и осуществляющие прием стоков для нужд бытового потребления населением, изменение договорных объемов покупки может быть вызвано сносом ветхих и вводом новых жилых домов, миграцией населения и другими условиями.
При отсутствии приборов учета у такой группы потребителей, как население, при расчете объемов реализации обычно применяют нормативы потребления.
При отсутствии приборов учета у юридических лиц, часто применяются расчетные методы определения объемов реализации. При этом используются плановые, либо фактические показатели работы технологического оборудования предприятия-потребителя, физические параметры зданий, количество работающего персонала и технико-экономические показатели.
Объемы ресурсов, используемые на собственные нужды можно разделить на две части, которые в начале раздела были обозначены, как Qтех. (технологические нужды производства) и Qпот.подр. (потребность в коммунальных ресурсах основных производственных подразделений, производящих другую продукцию, вспомогательных подразделений, административного здания).
Технологические потребности коммунального предприятия в собственной продукции занимают не значительный объем в общем количестве производимой электрической энергии, тепловой энергии, воде, газе, приеме сточных вод, но в отличие от многих других показателей, вместе с потерями и утечками определяется эффективность работы коммунального предприятия.
1) Технологическими нуждами в водоснабжении могут быть вода на дезинфекцию и промывку систем водоснабжения (в том числе водопроводных сетей), нужды насосных станций, отбор проб, проведение анализов и приготовление реагентов и хозяйственно-питьевые нужды работников предприятия, занятых водоснабжением.
2) При производстве тепловой энергии к технологическим нуждам относятся продувка паровых котлов, подогрев мазута, технологические нужды хим.водоподготовки, отопление и хозяйственно-бытовые нужды котельной.
Расчет
потребности в собственной
Отпуск коммунальных ресурсов подразделениям предприятия в большей степени связан с потреблением их на хозяйственно-бытовые нужды: отопление зданий, освещение, работу душевых сеток и санитарных узлов.
Потери и их виды
Потери - важнейший показатель экономичности работы коммунального предприятия, наглядный индикатор состояния системы учета, эффективности сбытовой деятельности организации.
все
потери принято разделять на 2 большие
группы:
Формирование себестоимости реализации коммунальных ресурсов
Себестоимость составляют выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.
Из общего определения себестоимости можно выделить себестоимость производства и себестоимость реализации.
Тогда себестоимость производства можно обозначить как сумму расходов предприятия на производство продукции, формирующуюся в цехах основного и вспомогательного производства. Себестоимость реализации обозначим как сумму расходов предприятия на производство и реализацию продукции, формирующуюся из себестоимости производства и общехозяйственных расходов.