Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы выражена в том, что для России как правопреемницы бывшего СССР проблема государственного долга имеет и весьма существенную обратную сторону. Россия продолжает оставаться одним из крупнейших кредиторов в мире: по имеющимся оценкам, различные страны должны России порядка 149 млрд. долларов.
Однако до настоящего времени не разработан механизм возвращения этих долгов, отсутствует закон об управлении внешним долгом, в структуре государственных органов власти нет органа, целенаправленно занимающегося данным вопросом, имеющего соответствующий статус и полномочия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....4
1 Образование и погашение государственного долга страны….…....6
1.1 Его сущность и причины образования…………………………..…6
1.2 Формы и виды государственного долга.. ………………………....9
1.3 Управление государственным долгом …………………………..11
2. Управление государственным долгом РФ…………………….....16
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2010 гг…………......16
2.2 Основные способы погашения государственного долга.…….....23
2.3 Современные методы управления государственным долгом......26
3 Основные направления совершенствования управления
государственным долгом в РФ………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………..……..36

Файлы: 1 файл

Гос долг.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

       Содержание

       Введение………………………………………………………………....4

       1 Образование и погашение государственного  долга страны….…....6

       1.1 Его сущность и причины образования…………………………..…6

       1.2 Формы и виды государственного долга.. ………………………....9

       1.3 Управление государственным долгом …………………………..11

       2. Управление государственным  долгом РФ…………………….....16

       2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2010 гг…………......16

       2.2 Основные способы погашения государственного долга.…….....23

       2.3 Современные методы управления государственным долгом......26

       3 Основные направления совершенствования управления

       государственным долгом в РФ………………………………………..29

       Заключение……………………………………………………………..34

       Список использованной литературы…………………………..……..36

       Приложения………………………………………………………….....37

 

        Введение 

       Данная  курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга  РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности  на общегосударственном уровне необходим  серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности  и целесообразности ведения переговоров  по его реструктуризации. При решении  проблемы госдолга необходимо активно  использовать теоретические наработки  в этой области.

       Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любого государства. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления  и развития международного сотрудничества государств.

       Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

       Вместе  с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.

       Мировая практика свидетельствует о широком  использовании государством заемной  политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг - это нормальное явление в  финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

       Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в  создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов  государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

       Предметом настоящей курсовой работы является система управления государственным  долгом Российской Федерации.

       Актуальность  работы выражена в том, что для  России как правопреемницы бывшего  СССР проблема государственного долга  имеет и весьма существенную обратную сторону. Россия продолжает оставаться одним из крупнейших кредиторов в  мире: по имеющимся оценкам, различные  страны должны России порядка 149 млрд. долларов.

       Однако  до настоящего времени не разработан механизм возвращения этих долгов, отсутствует закон об управлении внешним долгом, в структуре государственных  органов власти нет органа, целенаправленно  занимающегося данным вопросом, имеющего соответствующий статус и полномочия.

       Цель  курсовой работы является, изучение динамики и структуры государственного долга.

 

       1 Образование и погашение государственного долга страны

       1.1 Его сущность и  причины образования

 

       Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.

       В научной литературе государственный  долг определяется сложившейся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

       Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

       Основаниями для образования государственного долга являются:

       государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

       кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

       предоставление  государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает  не как заемщик, а как гарант погашения  обязательств за других заемщиков.

       факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

       соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет[1].

       Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации. Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. В соответствии со ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [1].

       Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки  возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. 

       1.2 Формы и виды  государственного  долга

 

       Существует  несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного  в основу данной классификации.

       В зависимости от заемщика государственный  долг подразделяется на:

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации;
  • муниципальный долг.

       Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный  долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

             Под государственным  долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности  субъекта имуществом, составляющим его  казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

    • внутренний долг;
    • внешний долг;

       Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные  металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

       Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие  в иностранной валюте [2].

Информация о работе Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ