Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:55, курсовая работа
Актуальность работы выражена в том, что для России как правопреемницы бывшего СССР проблема государственного долга имеет и весьма существенную обратную сторону. Россия продолжает оставаться одним из крупнейших кредиторов в мире: по имеющимся оценкам, различные страны должны России порядка 149 млрд. долларов.
Однако до настоящего времени не разработан механизм возвращения этих долгов, отсутствует закон об управлении внешним долгом, в структуре государственных органов власти нет органа, целенаправленно занимающегося данным вопросом, имеющего соответствующий статус и полномочия.
Введение………………………………………………………………....4
1 Образование и погашение государственного долга страны….…....6
1.1 Его сущность и причины образования…………………………..…6
1.2 Формы и виды государственного долга.. ………………………....9
1.3 Управление государственным долгом …………………………..11
2. Управление государственным долгом РФ…………………….....16
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2010 гг…………......16
2.2 Основные способы погашения государственного долга.…….....23
2.3 Современные методы управления государственным долгом......26
3 Основные направления совершенствования управления
государственным долгом в РФ………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………..……..36
· задолженности странам - участницам Парижского клуба;
· задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
· задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
·
задолженности перед
· задолженности бывшим странам СЭВ;
· еврооблигационных займов;
·
ОВГВЗ (облигации внутреннего
· кредитов Центрального Банка России (приложение 3) .
По состоянию на 01.05.2010 года объем государственного внешнего долга РФ составил 41,9067млрд.долларов США., или 31,7138млрд.евро. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга.
Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.
Благоприятная
Рисунок— 2 Государственный внешний долг
Российской Федерации млрд.[6]
За последние 5 лет внешний долг снизился на 72,19 млрд.дол. США. Это способствовало повышению уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга в настоящее время является отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях. При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики РФ, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на сырьевые товары, прежде всего на энергоносители. Однако в нынешнем году начался рост внешних заимствований в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро;(приложение 2).
Размер
госдолга в абсолютном выражении
не дает полного представления о
состоянии экономики и
Рисунок
3— Соотношение внешнего долга в объёме
ВВП %[6,7,8]
В период с 2005 по2010 этот показатель в следствии роста ВВП и снижения внешнего долга снизился 6,45 раз. Вместе с тем в структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности. [9;64-65].
К существенным рискам, связанным со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:
-
исторически сложившаяся
-
несовершенство
-
неравномерный характер
-
неконтролируемые риски
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение
специальных налогов или
В
структуре погашения долга
Рисунок
4— Структура государственного внутреннего
долга РФ по срокам погашения, млрд. руб.[6]
2010-2014
года-года пиковых платежей по
внутреннему государственному
Под
управлением государственным
Хотя и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.
В
настоящее время основными
1.
Замещение государственного
2.
Удлинение сроков
3.
Повышение уровня рыночной
Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др. [10].
Нельзя
недооценивать негативные последствия
внутреннего долга, потому что при
определенных условиях он может стать
серьезной проблемой для
Информация о работе Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ