Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы выражена в том, что для России как правопреемницы бывшего СССР проблема государственного долга имеет и весьма существенную обратную сторону. Россия продолжает оставаться одним из крупнейших кредиторов в мире: по имеющимся оценкам, различные страны должны России порядка 149 млрд. долларов.
Однако до настоящего времени не разработан механизм возвращения этих долгов, отсутствует закон об управлении внешним долгом, в структуре государственных органов власти нет органа, целенаправленно занимающегося данным вопросом, имеющего соответствующий статус и полномочия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....4
1 Образование и погашение государственного долга страны….…....6
1.1 Его сущность и причины образования…………………………..…6
1.2 Формы и виды государственного долга.. ………………………....9
1.3 Управление государственным долгом …………………………..11
2. Управление государственным долгом РФ…………………….....16
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2010 гг…………......16
2.2 Основные способы погашения государственного долга.…….....23
2.3 Современные методы управления государственным долгом......26
3 Основные направления совершенствования управления
государственным долгом в РФ………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………..……..36

Файлы: 1 файл

Гос долг.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

 

        3. Основные направления  совершенствования  управления государственным  долгом в РФ

 

       В нынешних условиях существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  • разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

       Можно выделить два основных направления  совершенствования управления государственным  внутренним долгом РФ: усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

       Первое  направление - это осуществление  административных мер против стандартных  схем нелегального вывоза капитала - занижения  экспортных цен, не возврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

       Второе  направление для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

       В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:

  1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
  2. расширение объемов внутренних заимствований на погашение внешнего долга;
  3. активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2010 и 2012 гг.;
  4. проведение сбалансированной политики между увеличением ликвидности российского внешнего долга путем повышения его рыночной составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;
  5. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и повышения ее инвестиционного рейтинга к 2012 году.

     Главными  целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее  должно быть решение следующих задач:

     - улучшение качества долга за  счет снижения стоимости его  обслуживания, совершенствования структуры;

     - обеспечение стабильного обслуживания  как внешних, так и внутренних  обязательств страны при любой кризисной ситуации;

     - содействие достижению инвестиционного  кредитного рейтинга и его  дальнейшему повышению, что не  только обеспечит удешевление  новых заимствований для государства  и частных структур, но и будет  способствовать приливу новых  прямых и портфельных инвестиций;

     - гибкое реагирование на изменяющиеся  условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование  наиболее благоприятных источников  и форм заимствований;

     - обеспечение надежного механизма  перевода заемных средств в  инвестиции, ставящего реальные  заслоны на пути их нецелевого  использования. Дополнительные заемные  средства должны привлекаться  только для финансирования и  кредитования приоритетных проектов  и программ при условии их  эффективного использования;

     - усиление привлекательности российских  долговых бумаг для широкого  круга инвесторов, предотвращение  резких колебаний их цены на  мировых финансовых рынках;

     - создание комплексной системы  управления государственным долгом  с участием органов государственной  власти, которая позволит адекватно  формулировать и реализовывать  национальные интересы в этой  сфере;

     - совершенствование учета и мониторинга  государственного долга, внедрения  прогрессивных технологий по  управлению долгом, позволяющих  контролировать состояние долговой  нагрузки экономики и отслеживать  ход выполнения государственных  обязательств в режиме реального  времени.

       Представляется  целесообразным в короткие сроки  завершить урегулирование долга  бывшего СССР путем погашения  обязательств по этому долгу перед  Парижским клубом кредиторов и трансформации  этого долга в инструменты, позволяющие  осуществлять гибкое управление им .

       Со  странами, не являющимися членами  Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать  операции по ускоренному погашению  долга путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной  стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.

       Политика  управления задолженностью РФ перед  правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том числе осуществления  заимствований у правительств иностранных  государств и международных финансовых организаций, нуждается в существенной корректировке и будет строиться  на необходимости жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной  политики государства:

  1. формирование необходимой институциональной и нормативной среды для обеспечения своевременной эффективной реализации проектов и совместных программ, финансируемых за счет этих заимствований;
  2. установление объемов, форм и направлений привлечения кредитов Всемирного банка с учетом целесообразности финансирования за счет этих средств работы по следующим направлениям:

       - финансирование крупных проектов  в области инфраструктуры, имеющих  общегосударственное значение;

       - осуществление институциональных  преобразований, прежде всего в  государственном секторе экономики;

       - осуществление долгосрочных социальных  программ.

  1. расширение круга международных финансовых организаций, финансирующих проекты на территории РФ;
  2. расширение сотрудничества с международными банками развития в плане более активного и масштабного использования финансовых инструментов, не предусматривающих существенных государственных гарантий.

       Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться  на постепенном сокращении задолженности  перед этой организацией.

       Модификация заемной политики предполагает привлечение  внешних финансовых ресурсов в форме  облигационных займов.

       С целью улучшения условий осуществления  внешних заимствований и поддержания  доступа РФ на международные рынки  капитала требует совершенствования  и институциональная структура  взаимоотношений с иностранными инвесторами.

 

           Заключение 

       Таким образом, в последние годы благодаря  благоприятной конъюнктуре мировых  сырьевых рынков, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в  абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно  за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали  всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь  обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.

       Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг. Основной формой государственного кредита являются государственные  займы, характеризующиеся тем, что  временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций  привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем  выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

       Опасный рост бюджетных дефицитов и объемов  госдолгов по всему миру продолжается. Чтобы предотвратить превращение  Великой рецессии во вторую Великую  депрессию, без финансовых стимулов не обойтись. Но обойдутся они миру очень дорого, убежден профессор  экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.

       При этом, убежден Рубини, кризисы имеют тенденцию трансформироваться. То, что изначально было избыточным долгом частного сектора, сегодня стало бюджетным дефицитом и растущим госдолгом из-за финансовых стимулов и национализации частных потерь. События в Греции, Португалии, Ирландии, Италии и Испании — это как раз пример второй стадии нынешнего глобального финансового кризиса. «Так что последний финансовый кризис еще не закончился, вместо этого он достиг нового и более опасного этапа», — предупреждает Рубини в колонке Project Syndicate.

       Теперь  у государств три альтернативы: или уменьшать дефициты и долги через большие налоги и снижение затрат, или соглашаться на инфляцию, чтобы снизить объемы долгов в собственной валюте, или объявлять дефолт. Первый вариант означает неизбежное замедление экономического выздоровления в краткосрочный период.

       В прошлые годы программамы помощи были посвящены Bear Stearns, Fannie Mae, Freddie Mac, Lehman Brother, AIG. Недавние выходные были посвящены уже Греции. «Прогресс налицо: сначала происходило спасение частных фирм, а теперь — спасение спасателей, или правительств», — отмечает Рубини. При этом объем помощи тоже прогрессирует. На спасение Bear Stearns было направлено $40 млрд, на Fannie Mae и Freddie Mac — $200 млрд, на AIG — $250 млрд, программа помощи проблемным активам в США обошлась в $700 млрд, а помощь проблемным членам еврозоны составляет $1 трлн. «Что происходит, когда правительства, которые должны финансировать такую помощь, откажутся? Кто будет выручать из беды правительства, которые выручали из беды частные банки? Наша внутренняя механика работы с долгами все больше похожа на аферу Понци — создателя первой финансовой пирамиды», — убежден экономист.

       Мировой кризис заставил крупных инвесторов пересмотреть свое отношение к кредитным  рискам. Россия в данном контексте  рассматривалась как страна с  повышенными инвестиционными рисками, что не замедлили подтвердить  основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.

Информация о работе Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ