Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы выражена в том, что для России как правопреемницы бывшего СССР проблема государственного долга имеет и весьма существенную обратную сторону. Россия продолжает оставаться одним из крупнейших кредиторов в мире: по имеющимся оценкам, различные страны должны России порядка 149 млрд. долларов.
Однако до настоящего времени не разработан механизм возвращения этих долгов, отсутствует закон об управлении внешним долгом, в структуре государственных органов власти нет органа, целенаправленно занимающегося данным вопросом, имеющего соответствующий статус и полномочия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....4
1 Образование и погашение государственного долга страны….…....6
1.1 Его сущность и причины образования…………………………..…6
1.2 Формы и виды государственного долга.. ………………………....9
1.3 Управление государственным долгом …………………………..11
2. Управление государственным долгом РФ…………………….....16
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2010 гг…………......16
2.2 Основные способы погашения государственного долга.…….....23
2.3 Современные методы управления государственным долгом......26
3 Основные направления совершенствования управления
государственным долгом в РФ………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………..……..36

Файлы: 1 файл

Гос долг.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

       В зависимости от срока погашения  и объема обязательств выделяют:

    • капитальный государственный долг;
    • текущий государственный долг;

       Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

       Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов  кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

       Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

       кредитных соглашений и договоров, заключенных  от имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

            государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

       договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

       договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

       соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [3].

       Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения  не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет [2]. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. 

            1.3 Управление государственным долгом

 

       Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой  к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [4].

       Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

       рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;

       конверсия - изменение доходности займа;

       консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

       новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

       унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

       отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

       дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга [5].

       В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

       безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства  перед инвесторами и кредиторами  без выставления дополнительных условий;

         единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами 

       единство  долговой политики - обеспечение единого  подхода в политике управления государственным  долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации  и муниципальным образованиям;

       согласованность - обеспечение максимально возможной  гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

       снижение  рисков выполнение всех необходимых  действий, позволяющих снизить как  риски кредитора, так и риски  инвестора;

         оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

       гласность - предоставление достоверной, своевременной  и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней  пользователям.

       Понятие и содержание управления государственной  задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в  широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. Этот процесс включает:

       формирование  государственной долговой политики;

       определение основных направлений и целей  воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

       установление  возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;

       установление  границ задолженности.

       Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

       Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств[4].

       Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга  определены в Бюджетном Кодексе  Российской Федерации. Управление государственным  долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.

 

        2. Управление государственным долгом РФ

       2.1 Анализ его динамики  и структуры за 2006-2010 гг.

 

       Рынок внутреннего долга не может считаться  уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где  финансовая сфера присутствует в  более или менее оформленном  виде и имеются хотя бы приблизительные  очертания финансовых рынков, выпускают  государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего  долга было призвано ликвидировать  практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка  государственных ценных бумаг, который  характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных  облигаций. Развитие российского рынка  внутреннего долга было непосредственно  связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления  макроэкономической политики, так и  в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного  денежного предложения стала  менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

       Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

  • Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  • Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
  • Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет, впервые выпущен в мае 2002г.
  • Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
  • Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
  • Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

       Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения  задолженности Банка внешнеэкономической  деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары  США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем  выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями  со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом  виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается  один раз в год [2].

       В структуре государственного внутреннего  долга Российской Федерации преобладают  среднесрочные облигации ОФЗ-ПД, ОФЗ-АД. (прил.1)

       По  сотоянию на 01.05.2010 года объём внутреннего  государственного долга составлял 2180,79 млрд.руб. динамика его развития с 1993года изображена на рисунке 1.  

       Рисунок1— Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации млрд. руб.[6] 

       Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность  различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших  до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 7 лет внутренний долг увеличился на 1 414,82 млрд. руб. (рис. 1)

       В 2009 году государственный долг увеличился на 594,91 млрд. руб. целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 86,063 млрд. руб. В соответствии с Федеральным законом ", утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Приложение 2).[11]

       Система управления государственным внешним  долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности  возникновения кризисов ликвидности  или платежеспособности, а также  на постепенном снижении зависимости  федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров  и ссудного капитала.

       Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

Информация о работе Основные направления совершенствования управления государственным долгом в РФ