Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, курсовая работа
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ»
ПРЕДДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
на тему: «Налоги, как основа формирования доходной базы
бюджета государства»
Учащийся
6 курса, группа 0752
Руководитель
МИНСК 2010
ВВЕДЕНИЕ
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта
формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приобретенных отраслей и социальную сферу.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.
Определяются принципы формирования доходов бюджета и их состав, в который входят: налоги, неналоговые платежи и доходы целевых бюджетных фондов. Так как налоги являются основным источником пополнения бюджета считается целесообразным рассмотреть их в следующей классификации: прямые налоги, косвенные налоги, местные налоги и сборы.
Государственный бюджет является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений – бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование центрального фонда денежных средств государства.
Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку «в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как указанных формациях господствовали натуральные отношения». Изначально формирования бюджетного фонда связано с оъективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей
Устанавливаемые в бюджетном
плане взаимоотношения по платежам
и ассигнованиям обладают всеобщностью
и охватывают, по существу, всю национальную
экономику и основную массу финансовых
ресурсов государства, оказывая тем самым
активное воздействие на процесс их образования
и использования. Несмотря на то, что бюджет
перераспределяет не весь чистый доход,
создаваемый экономическими субъектами,
он воздействует на общие размеры накоплений,
оказывая тем самым влияние на принятие
субъектами хозяйствования решений, касающихся
их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная
функция бюджета Вместе с тем, отражая реальное движение
бюджетных ресурсов и происходящие экономические
процессы через систему показателей по
доходам и расходам государства, бюджет
объективно выполняет контрольную функцию,
"предупреждая" о нежелательных тенденциях
с целью своевременного корректирования
бюджетной политики. Бюджетные взаимоотношения после утверждения
бюджетного плана как закона страны принимают
форму государственных обязательств.
Поэтому предусмотренные в нем принципы
формирования доходов, цели и объекты
финансирования становятся выражением
финансовой политики государства и являются
обязательными для всех субъектов, вовлеченных
в бюджетный процесс. Все это позволяет
определять бюджет как систему специфических
финансовых отношений, связанных с формированием
и использованием бюджетного фонда для
обеспечения функций государства на определенных
этапах общественного развития.Бюджетные
отношения сопровождают движение множества
денежных потоков, связанных с образованием
и использованием бюджетного фонда. Управляя
этими потоками, государство выстраивает
бюджетные отношения в соответствии с
проводимой бюджетной политикой, т.е. придает
им определенные формы: налоги, сборы,
трансферты и др. Бюджет становится важным
элементом в системе государственного
регулирования экономических и социальных
процессов.
Современное государство использует
бюджет для воздействия на производство,
накопление, потребление и другие стороны
воспроизводства. Это создало предпосылки
для всеобъемлющего изучения роли бюджета.
Однако такого не произошло по следующим
причинам. Прежде всего, ряд экономистов,
по- прежнему применяли односторонний
подход к бюджету как объекту исследования,
акцентируя внимание на расходных функциях
бюджета. При этом вопросы налогообложения
оставались без внимания. Более того, длительное
время государственный бюджет рассматривался
лишь с точки зрения централизованного
денежного фонда государства, его основного
финансового плана. По существу, бюджет
отождествлялся с народнохозяйственным
планом. Его основное назначение усматривалось
в централизации части финансовых ресурсов
и их распределении на общегосударственные
нужды. Ситуация стала меняться в конце
80 - начале 90-х годов. Развитие рыночных
отношений заставило взглянуть на бюджет
как на инструмент государственного регулирования.
В условиях формирования рынка производственные
отношения, основанные на полной экономической
независимости и самостоятельности хозяйствующих
субъектов, создают возможности для свободного
движения товаров и капиталов. Рыночные
отношения приводят к стихийному образованию
натуральных и стоимостных пропорций,
которые не всегда желательны и содействуют
экономическому росту. Поэтому государство
пытается воздействовать экономическими
методами на воспроизводственные процессы,
сгладить некоторые социальные последствия
стихийных рыночных сил.
Первый самостоятельный бюджет Республики
Беларусь был составлен на
1991 г. исходя из принятой Верховным Советом
БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном
суверенитете Белорусской Советской Социалистической
Республики. В нем отражались следующие
показатели: объем республиканского бюджета
по доходам и расходам и предельный размер
бюджетного дефицита, нормативы отчислений
в союзный бюджет и бюджеты областей республики
и г. Минска и др.
Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи (30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий,, объединений и организаций союзного управления, а также средств по взаиморасчетам.
В доходной части бюджета планировались и целевые поступления. В частности, в связи с ограниченностью средств в бюджете и необходимостью проведения в 1991 г. неотложных мероприятий предусматривались поступления в фонд финансирования республиканских и региональных социальных программ за счет привлечения в этот фонд до 40% амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов государственных предприятий и организаций союзного, республиканского и местного подчинения. Плановая сумма поступлений определялась на уровне 2,2% от всех доходов государственного бюджета. Средства указанного фонда предусматривалось направить на строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство новых и расширение действующих предприятий по выпуску товаро- народного потребления, других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной платы работникам народного образования, здравоохранения и культуры. Кроме того, был введен целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В бюджете отражались
поступления средств государственного социального
страхования в связи с уменьшением тарифов
с 37 до 26% —1,3 млрд. руб., или
22% доходов республиканского бюджета.
Законом "О Государственном
бюджете Белорусской ССР на 1991
год" предусматривались отчисления в местные
бюджеты областей и г. Минска от общегосударственных
налогов и доходов: от налога с оборота
- по дифференцированным нормативам; от
прибыли предприятий и организаций союзного
и республиканского подчинения - 12%; от
поступлений по реализации государственного
внутреннего выигрышного займа - 50% . Для
укрепления доходной базы местных бюджетов
отдельным областям передавался почти
весь контингент налога с оборота, поступающего
на их территории. Например,
Минской области норматив отчислений
от налога с оборота устанавливался в
размере 94,5%, Гродненской - 99,9%.
В расходной части
бюджета произошла
- 49,5% государство направляло на возмещение
разницы в ценах; государственные дотации
на покрытие убытков, образование хозрасчетных
фондов, надбавки к закупочным ценам на
сельхозпродукцию
Впервые определен статус
местных бюджетов как самостоятельных
единиц в бюджетной системе
В 1991 г. Министерство финансов республики утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, что позволило упорядочить составление и исполнение бюджета, унифицировать бюджетную документацию, формы отчетности.
Однако более глубокие
изменения в бюджете происходят
с 1992 г. Они связаны с принятием ряда законодательных
актов, регламентирующих бюджетный процесс.
Прежде всего, имеется в виду Закон "О
бюджетной системе Республики
Беларусь", Закон "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики
Беларусь", ряд законов о налогах.
Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.
Начиная с этого времени формирование
доходной части бюджета стало осуществляться
на основе собственного налогового законодательства,
введенного в действие с 1 января 1992 г.,
которое предусматривало гарантии независимости
республики как суверенного государства
в формировании собственных доходов и
защиту ее экономических интересов. Переход
к рыночным отношениям диктовал необходимость
замены прямого налогообложения косвенным.
Новая налоговая система предусматривала
отмену налога с оборота, ориентированного
на применение фиксированных розничных
и оптовых цен и их государственное регулирование.
Вводился механизм налогообложения, применяемый
в европейских странах, в котором функционирует
система косвенных налогов, включающая
налог на добавленную стоимость и акцизы.
В то же время от введения новых видов налогов и доходов предполагалось мобилизовать 55,8 млрд. руб. С учетом этих замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в размере 91,5 млрд. руб. с ростом против уточненного плана 1991 г. на 63,4 млрд. руб., или в 3,3 раза.
Информация о работе Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства