Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, курсовая работа
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
органов власти
различных уровней и
население, т.е. все участники общественного производства, - при уплате платежей
или использовании
бюджетных ресурсов;
4. бюджетные отношения формируют
центральное звено финансовой
системы благодаря широкому спектру, дает государство стремится учитывать
потребности расширенного воспроизводства, и через бюджетные расходы,
формируют пропорции перераспределения финансовых ресурсов между
подразделениями общественного производства, отрасли территориями и т.д.;
- бюджетные отношения
строго регламентируются
налоговым законодательством.
Учет специфики,
отмеченных выше сущностных особенностей
бюджетных отношений, на наш взгляд, должен находить отражение
в определении бюджета.
Между тем, как отмечалось выше (, существет
множество противоречий по поводу понятия
"бюджет". Но особый акцент который
часто делается в понимании бюджета как
финансового плана государства, формы
образования и расходования денежных
средств, фонда денежных средств и др.,
больше ориентирован на внешнюю его сущность.
В частности, в процессе своего функционирования
бюджетные отношения материализуются
в бюджетном фонде, но бюджетный фонд выступает
лишь как материальная форма, а не сущностное
выражение бюджета.
Бюджетный план
является организационной формой воплощения
бюджетных отношений и
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.
Устанавливаемые
в бюджетном плане
Вместе с тем, отражая реальное движение
бюджетных ресурсов и происходящие экономические
процессы через систему показателей по
доходам и расходам государства, бюджет
объективно выполняет контрольную функцию,
"предупреждая" о нежелательных тенденциях
с целью своевременного корректирования
бюджетной политики.
Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.
Все это позволяет определять бюджет как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.
Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т.е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов.
Современное государство использует бюджет для воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства. Это создало предпосылки для всеобъемлющего изучения роли бюджета. Однако такого не произошло по следующим причинам. Прежде всего, ряд экономистов, по- прежнему применяли односторонний подход к бюджету как объекту исследования, акцентируя внимание на расходных функциях бюджета. При этом вопросы налогообложения оставались без внимания.
Более того, длительное время государственный бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда государства, его основного финансового плана. По существу, бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом. Его основное назначение усматривалось в централизации части финансовых ресурсов и их распределении на общегосударственные нужды.
Ситуация стала меняться в конце 80 - начале 90-х годов. Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования.
В условиях формирования рынка производственные
отношения, основанные на полной экономической
независимости и самостоятельности хозяйствующих
субъектов, создают возможности для свободного
движения товаров и капиталов.
Рыночные отношения приводят к стихийному
образованию натуральных и стоимостных
пропорций, которые не всегда желательны
и содействуют экономическому росту. Поэтому
государство пытается воздействовать
экономическими методами на воспроизводственные
процессы, сгладить некоторые социальные
последствия стихийных рыночных сил.
В Республике Беларусь на начало 90-х годов пришелся переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования, и сопровождавшиеся спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиционной активности.
Первый самостоятельный
бюджет Республики Беларусь был составлен
на
1991 г. исходя из принятой Верховным Советом
БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете
Белорусской Советской Социалистической
Республики. В нем отражались следующие
показатели: объем республиканского бюджета
по доходам и расходам и предельный размер
бюджетного дефицита, нормативы отчислений
в союзный бюджет и бюджеты областей республики
и г.
Минска и др.
Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи (30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий,, объединений и организаций союзного управления, а также средств по взаиморасчетам.
Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного налога с населения, поступающих на ее территории. Это было результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходной базы государственного бюджета Белорусской ССР.
В доходной части
бюджета планировались и
Кроме того, был введен целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В бюджете отражались
поступления средств
22% доходов республиканского бюджета.
Законом "О
Государственном бюджете
Минской области норматив отчислений
от налога с оборота устанавливался в
размере 94,5%, Гродненской - 99,9%.
В расходной
части бюджета произошла
- 49,5% государство направляло на возмещение
разницы в ценах; государственные дотации
на покрытие убытков, образование хозрасчетных
фондов, надбавки к закупочным ценам на
сельхозпродукцию.
Впервые определен
статус местных бюджетов как самостоятельных
единиц в бюджетной системе
В 1991 г. Министерство финансов республики утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, что позволило упорядочить составление и исполнение бюджета, унифицировать бюджетную документацию, формы отчетности.
Однако более глубокие изменения в
бюджете происходят с 1992 г. Они связаны
с принятием ряда законодательных актов,
регламентирующих бюджетный процесс.
Прежде всего, имеется в виду Закон "О
бюджетной системе Республики
Беларусь", Закон "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики
Беларусь", ряд законов о налогах.
Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.
Начиная с этого времени
формирование доходной части бюджета
стало осуществляться на основе собственного
налогового законодательства, введенного
в действие с 1 января 1992 г., которое предусматривало
гарантии независимости республики как
суверенного государства в формировании
собственных доходов и защиту ее экономических
интересов. Переход к рыночным отношениям
диктовал необходимость замены прямого
налогообложения косвенным.
Новая налоговая система предусматривала
отмену налога с оборота, ориентированного
на применение фиксированных розничных
и оптовых цен и их государственное регулирование.
Вводился механизм налогообложения, применяемый
в европейских странах, в котором функционирует
система косвенных налогов, включающая
налог на добавленную стоимость и акцизы.
В то же время от введения новых видов налогов и доходов предполагалось мобилизовать 55,8 млрд. руб. С учетом этих замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в размере 91,5 млрд. руб. с ростом против уточненного плана 1991 г. на 63,4 млрд. руб., или в 3,3 раза.
В настоящее время
в составе бюджета
2% , то в 1998 г. - на 18,7% . По прогнозу на 2001
г. доля целевых фондов в бюджете определена
в размере 22,7% к уровню текущих и капитальных
доходов и
18,5% к общему объему доходов бюджета.
Процесс усиления централизации
финансовых ресурсов способствовал
возникновению еще одной особенности бюджета
- резкому увеличению размеров бюджетного
фонда государства. Только за последние
пять лет объем бюджета вырос почти в 60
раз, а за период с 1992 по 2000 г. в условиях
высокой инфляции он увеличился почти
в 7140 раз (без учета целевых бюджетных
фондов); его показатели дважды деноминировались
в связи с изменением нарицательной стоимости
денежной единицы Республики Беларусь
и масштаба цен
(в 1994 и 2000 г.).
Проведенный анализ состояния
доходной и расходной частей бюджета
Беларуси в период с 1992 по 2000 г. позволил нам сформулировать
и обобщить особенности его развития в
условиях трансформационной экономики,
к которым можно отнести следующие:
•расширение сферы бюджетных отношений и круга участников бюджетного процесса;
•усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;
•быстрый рост объема
бюджета; формирование в составе
бюджета целевых бюджетных
•сокращение доли местных
бюджетов в консолидированном бюджете;
•недостаточно рациональная структура доходов и расходов
бюджета; •усиление социальной направленности
расходов бюджета; •появление специфических
расходов, связанных с развитием рыночной
инфраструктуры и финансированием рыночных
преобразований; •формирование в составе
бюджета резервных фондов;
•устойчивый бюджетный дефицит.
2. Доходы и расходы
бюджета. Его роль в
Доходи бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Информация о работе Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства