Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.

Файлы: 1 файл

Преддипломная.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

При формировании доходов  основного финансового плана  государства 
(регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. 
Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Формы и методы образования  доходов бюджета изменяются под  воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. 
В экономической литературе выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:

  1. Обусловленность конкретных видов платежей, существующими экономическим и социально-политическими факторами, постоянным совершенствованием системы бюджетных доходов в соответствии с потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов роста экономики и реализации социальных программ;
  2. Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не связано с трудовыми усилиями предприятия. 

Эти принципы обусловлены  методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран  показывает, что, несмбтря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет: 
1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы. 
2. Обязательные платежи физических и юридических фирм, .взимаемые в виде разных налогов и сборов. 
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.

Все источники поступлений  в бюджет можно сгруппировать  по таким важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству вальвировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предпологающей установление единых

Доходы государства, понятие  более широкое, чем бюджетные  доходы, т.к. включают в себя помимо средств бюджета всех уровней  власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.

В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две  группы. 
Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других комерческих структур, а вторую от физических лиц. 
Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.

 

Сфера деятельности позволяет  разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам 
(промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства т т. п.). Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации комерческой деятельности.

Особое место имеет  их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.

В настоящее время  согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете 
Республики Беларусь на 2001 г.» доходы республиканского бюджета на 2001 г. формируются за счет: 
1. НДС и акцизов на товары (работы, услуги), ввозимые на таможенную

территорию РБ (20%, 10%); 
2. НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории РБ

(за

исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в

бюджеты: Бресткой области - 66%, Витебской - 47%, Гомельской - 42%,

Гродненской- 58%, Минская- 56%, Могилевская-51, г. Минск- 25%. 
3. акцизов на отдельные товары по спирту из пищевого сырья, водка, ликеро -

водочные изделия и  спиртосодержащим раствором (за исключением

отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 40%; 
4. налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений,

передаваемых в бюджеты  областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой-60%,

Витебской - 44%, Гомельской - 33%, Гродненской - 43%, Минская - 39%,

Могилевская-41%, г. Минск-25%; 
5. единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции

(за

исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска)

70%; 
6. налога на игорный бизнес (за исключением отчислений, передаваемых в

бюджеты областей и г. Минска) 50%; 
7. чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на

8. Чернобыльской АЭС  4%; доходов от внешней торговли  и внешнеэкономических операций 12%; 
10. доходов свободных экономических зон (налог на прибыль - 15%, НДС - 10%,

налог на доход - 15%); других обязательных платежей и иных поступлений.

Также в доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:

•республиканского фонда  поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (1,5% от выручки);

• государственного фонда  содействия занятости (1%, 0,5%

- для сельскохозяйственных  производителей); 
1. республиканского дорожного фонда- 40%;

•республиканского фонда  охраны природы -10%;

•республиканского фонда  «Энергосбережение» - 15%; 
2. гарантийного фонда- 10%.

Статьей 5 этого же Закона поступления доходов по основным источникам предусмотрены в определенных суммах (приложение 2).

Исходя из рассмотренного приложения, все доходы республиканского бюджета можно подразделить на следующие группы: 
3. текущие доходы; 
4. капитальные доходы;

•доходы СЭЗ; 
5. Доходы государственных целевых бюджетных фондов.

Каждая группа в свою очередь делиться на ряд подгрупп (приложение 2).

Согласно ст. 10 «Закона  о бюджете Республике Беларусь на 2001 год» 
Советы депутатов областного и базового территориального уровня в 2001 г. вводят на территории соответствующих административно - территориальных единиц свои налоги и сборы (ставки налогов и сборов, местные органы власти устанавливают самостоятельно, но не более 5%) (см. пункт 2.2.3).

В 2001г. в доход республиканского бюджета полностью поступают  средства 
(в т.ч. иностранные), полученные государственными органами (за рядом исключений) [ Закон РБ "О бюджете РБ на 2001г." ст. 34].

Исходя из рассмотренного, можно отметить, что порядок формирования доходов бюджета регулируется по большей части Законом «О бюджете Республике 
Беларусь». С учетом сложившейся практики данным Законом определяются вопросы формирования на республиканском и местном уровнях целевых бюджетных фондов, перечня и порядка введения местных налогов и сборов. Закон о бюджете на 2001 год содержит ряд новых принципиальных моментов, направленных, в первую очередь, на продолжение работы по упрощению порядка расчетов налогоплательщиков с бюджетом и рационализацию структуры налоговых платежей.

С этой целью в 2001 году объединяются чрезвычайный налог и  обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в единый платеж в размере 5% фонда заработной платы. По аналогичным соображениям в 2001 году объединяются в единый платеж целевые сборы в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местные бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, который производится плательщиками в размере 2,5% выручки от реализации товаров, работ, услуг. Отчисления средств пользователями автомобильных дорог и отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки уплачиваются в едином порядке по общему нормативу в размере 
2% выручки от реализации товаров, работ и услуг.

Возрастание роли бюджета  в регулировании воспроизводственных  процессов сопровождается бюджетизацией  финансовых ресурсов, т.е. усилением  их централизации в государственном  бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.

В течение последних  нескольких лет доля государственных  доходов в ВВП 
Беларуси оставалось высокой, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой, и весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.

Темпы роста отдельных  доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (табл. 2.1).

Очевидно, что основная масса доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений. Доля налоговых доходов в бюджете увеличилась с 88,1% в 1997 г. до 92,2% в 2001 г., соответственно неналоговые доходы бюджета уменьшились за этот период с 11,9 до 7,8%.

 

 

 


Информация о работе Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства