Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, курсовая работа
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
При формировании доходов
основного финансового плана
государства
(регионов) возникают финансовые взаимоотношения
между участниками процесса.
Это дает основание рассматривать доходы
как экономическую категорию - совокупность денежных отношений
по поводу изъятия и централизации части
финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения
всегда имеют распределительный характер,
стоимостную форму, и их обязательным
участником является государство. Именно
государство для образования доходов
своего бюджета вступает в финансовые
взаимоотношения с отдельными звеньями
хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные
нужды часть созданного или полученного
ими национального дохода.
Формы и методы образования
доходов бюджета изменяются под
воздействием многих объективных и субъективных
факторов, среди них первостепенное влияние
оказывает уровень развития производительных
сил, производственных отношений, финансовой
науки. Не менее важное воздействие на
доходы имеют сложившаяся конкретная
экономическая и социальная ситуация,
экономическая политика в данном периоде,
выбранные приоритеты развития общества,
стратегия достижения намечаемых задач
и др. Однако в любом случае главное назначение
мобилизованных доходов - создание устойчивой
финансовой базы, позволяющей органам
власти всех уровней управления осуществлять
свои функции, удовлетворять общегосударственные
потребности. Назначение доходов - покрыть
расходы бюджета. Но при этом необходимо
найти такие формы финансовых взаимоотношений
с субъектами хозяйствования, методы изъятия
доходов в бюджет, которые бы стимулировали
повышение производительности труда,
рациональное использование всех ресурсов,
увеличение поступлений. В этом заключается
не только фискальное назначение доходов,
но и их стимулирующая функция, обеспечивающая
расширение материальной основы их роста,
укрепление доходной части бюджета.
В экономической литературе выделяют
следующие основные принципы формирования
доходов государства:
Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.
Анализ формирования
доходов бюджетов различных стран
показывает, что, несмбтря на многообразие
конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала
денежных поступлений в бюджет:
1. Государственное имущество, общегосударственные
ресурсы. За пользование ими могут взиматься
плата, вноситься определенные взносы.
2. Обязательные платежи физических и юридических
фирм, .взимаемые в виде разных налогов
и сборов.
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных
займов, доходов от реализации других
ценных бумаг, лотереи, части вкладов в
государственные банки и др.
Все источники поступлений в бюджет можно сгруппировать по таким важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству вальвировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предпологающей установление единых
Доходы государства, понятие более широкое, чем бюджетные доходы, т.к. включают в себя помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.
В зависимости от плательщика,
доходы можно разделить на две
группы.
Первую из них образуют поступления от
юридических лиц, т.е. предприятий, организаций,
других комерческих структур, а вторую от физических лиц.
Первая группа платежей (в виде налогов,
сборов, неналоговых доходов) преобладает
в доходах бюджета и республики. Одновременно
увеличивается доля платежей в результате
расширения объектов налогообложения,
а также роста доходов отдельных групп
граждан. Четко выраженной становится
тенденция расширения объектов обложения
юридических и физических лиц за счет
включения в налогооблагаемый оборот
имущества, земли, природных ресурсов
и др.
Сфера деятельности позволяет
разделить доходы бюджета на платежи, поступающие
от субъектов материального производства,
а также от учреждений, организаций, предприятий
непроизводственной сферы. Более детализированной
является классификация их по отраслям
хозяйства, культуры и ведомствам
(промышленности, транспорта, сельского
хозяйства, торговли, коммунального и
жилищного хозяйства т т. п.). Платежи зависят
также от вида предприятий, формы его управления,
организации комерческой деятельности.
Особое место имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.
В настоящее время
согласно ст.4 Закона Республики Беларусь
«О бюджете
Республики Беларусь на 2001 г.» доходы республиканского
бюджета на 2001 г. формируются за счет:
1. НДС и акцизов на товары (работы, услуги),
ввозимые на таможенную
территорию РБ (20%, 10%);
2. НДС на товары (работы, услуги), производимые
на территории РБ
(за
исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в
бюджеты: Бресткой области - 66%, Витебской - 47%, Гомельской - 42%,
Гродненской- 58%, Минская-
56%, Могилевская-51, г. Минск- 25%.
3. акцизов на отдельные товары по спирту
из пищевого сырья, водка, ликеро -
водочные изделия и спиртосодержащим раствором (за исключением
отчислений, передаваемых
в бюджеты областей и г. Минска)
40%;
4. налогов на доходы и прибыль юридических
лиц (за исключением отчислений,
передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой-60%,
Витебской - 44%, Гомельской - 33%, Гродненской - 43%, Минская - 39%,
Могилевская-41%, г. Минск-25%;
5. единого налога для производителей сельскохозяйственной
продукции
(за
исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска)
70%;
6. налога на игорный бизнес (за исключением
отчислений, передаваемых в
бюджеты областей и г.
Минска) 50%;
7. чрезвычайного налога для ликвидации
последствий катастрофы на
8. Чернобыльской АЭС
4%; доходов от внешней торговли
и внешнеэкономических операций 12%;
10. доходов свободных экономических зон
(налог на прибыль - 15%, НДС - 10%,
налог на доход - 15%); других обязательных платежей и иных поступлений.
Также в доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:
•республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (1,5% от выручки);
• государственного фонда содействия занятости (1%, 0,5%
- для сельскохозяйственных
производителей);
1. республиканского дорожного фонда- 40%;
•республиканского фонда охраны природы -10%;
•республиканского фонда
«Энергосбережение» - 15%;
2. гарантийного фонда- 10%.
Статьей 5 этого же Закона поступления доходов по основным источникам предусмотрены в определенных суммах (приложение 2).
Исходя из рассмотренного
приложения, все доходы республиканского
бюджета можно подразделить на следующие
группы:
3. текущие доходы;
4. капитальные доходы;
•доходы СЭЗ;
5. Доходы государственных целевых бюджетных
фондов.
Каждая группа в свою очередь делиться на ряд подгрупп (приложение 2).
Согласно ст. 10 «Закона
о бюджете Республике Беларусь на
2001 год»
Советы депутатов областного и базового
территориального уровня в 2001 г. вводят
на территории соответствующих административно - территориальных единиц свои
налоги и сборы (ставки налогов и сборов,
местные органы власти устанавливают
самостоятельно, но не более 5%) (см. пункт
2.2.3).
В 2001г. в доход республиканского
бюджета полностью поступают
средства
(в т.ч. иностранные), полученные государственными органами
(за рядом исключений) [ Закон РБ "О бюджете
РБ на 2001г." ст. 34].
Исходя из рассмотренного,
можно отметить, что порядок формирования
доходов бюджета регулируется по большей
части Законом «О бюджете Республике
Беларусь». С учетом сложившейся практики
данным Законом определяются вопросы
формирования на республиканском и местном
уровнях целевых бюджетных фондов, перечня
и порядка введения местных налогов и
сборов. Закон о бюджете на 2001 год содержит
ряд новых принципиальных моментов, направленных,
в первую очередь, на продолжение работы
по упрощению порядка расчетов налогоплательщиков
с бюджетом и рационализацию структуры
налоговых платежей.
С этой целью в 2001 году
объединяются чрезвычайный налог и
обязательные отчисления в государственный
фонд содействия занятости в единый платеж
в размере 5% фонда заработной платы. По
аналогичным соображениям в 2001 году объединяются
в единый платеж целевые сборы в местный
целевой бюджетный фонд стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, отчисления
в местные бюджетные жилищно-инвестиционные
фонды и целевые сборы на финансирование
расходов, связанных с содержанием и ремонтом
жилищного фонда, который производится
плательщиками в размере 2,5% выручки от
реализации товаров, работ, услуг. Отчисления
средств пользователями автомобильных
дорог и отчисления в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки уплачиваются в едином порядке по
общему нормативу в размере
2% выручки от реализации товаров, работ
и услуг.
Возрастание роли бюджета
в регулировании
В течение последних
нескольких лет доля государственных
доходов в ВВП
Беларуси оставалось высокой, несмотря
на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом
тем, что сохранялся сильный контроль
государства над экономикой, и весьма
незначительными сдвигами в плане структурных
реформ.
Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (табл. 2.1).
Очевидно, что основная
масса доходов бюджета
Информация о работе Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства