Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.

Файлы: 1 файл

Преддипломная.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

 

 

 

В настоящее время  в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов: если в 1997 г. объем бюджета по этой причине увеличился на 
2% , то в 1998 г. - на 18,7% . По прогнозу на 2001 г. доля целевых фондов в бюджете определена в размере 22,7% к уровню текущих и капитальных доходов и 
18,5% к общему объему доходов бюджета.

Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал возникновению еще одной особенности бюджета - резкому увеличению размеров бюджетного фонда государства. Только за последние пять лет объем бюджета вырос почти в 60 раз, а за период с 1992 по 2000 г. в условиях высокой инфляции он увеличился почти в 7140 раз (без учета целевых бюджетных фондов); его показатели дважды деноминировались в связи с изменением нарицательной стоимости денежной единицы Республики Беларусь и масштаба цен 
(в 1994 и 2000 г.).

Проведенный анализ состояния доходной и расходной частей бюджета 
Беларуси в период с 1992 по 2000 г. позволил нам сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях трансформационной экономики, к которым можно отнести следующие:

•расширение сферы бюджетных отношений  и круга участников бюджетного процесса;

•усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;

•быстрый рост объема бюджета; формирование в составе бюджета целевых  бюджетных фондов;

•сокращение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете; 
•недостаточно рациональная структура доходов и расходов бюджета; •усиление социальной направленности расходов бюджета; •появление специфических расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных преобразований; •формирование в составе бюджета резервных фондов; 
•устойчивый бюджетный дефицит.

www.Referatik.Ru  -  Дипломы, Курсовые и Рефераты на Заказ! 
Без предоплаты, Индивидуально и Не Интернет! 
Тел: (495) 223-11-00 с 11 до 18 ч. Подробнее
  

 

•  Государственный бюджет Республики Беларусь и его доходы   
•  Финансовая система как совокупность самостоятельных ...  
•  Государственный бюджет: его структура и основные принципы ...  
•  Проблемы формирования бюджета Кировской области  
•  Налоги и государственный бюджет  
•  Косвенное налогообложение  
•  Стадии бюджетного процесса  
•  Неналоговые доходы бюджета  
•  Государственная политика ценообразования в Республике ...  
•  Государственный бюджет в финансовой системе государства ...  
•  Анализ структуры доходов государственного бюджета на примере ...  
•  Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь  
•  Политические права и свободы граждан Республики Беларусь  
•  Национальная символика Беларуси  
•  Республика Беларусь как объект туризма  
•  Государственный бюджет как экономическая категория  
•  Правовое регулирование игр и пари в Республике Беларусь  
•  Уголовный кодекс республики Беларусь  
•  Правовое положение Президента Республики Беларусь  
•  Государственный бюджет - основа финансовой системы экономики

Посмотреть еще...

Реферат: Государственный  бюджет Республики Беларусь и его  доходы

ВВЕДЕНИЕ

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего  продукта формируется структура  общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе  хозяйствования.

Управляя бюджетным  процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако как  в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход 
; страны из затянувшегося кризиса.

В современной  экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной базы бюджета.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов  определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. 
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

Важным источниками бюджетов социалистических стран являлись и  привлеченные средства: займы, остатки  вкладов населения в сберегательном банке. Широко использовались для скрытия дефицита кредитные ресурсы и эмиссия денег. Не случайно официальная статистика отрицала наличие бюджетного дефицита (исключение - первые годы ВОВ) и даже показывало постоянное повышение доходов над расходами, Впервые недостаток доходных источников для покрытия расходов Государственного бюджета СССР был признан лишь в 1989г.

До 1991г. бюджет Республики Беларусь был частью бюджета СССР. Но так  как первый самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания суверенитета республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом 
(22% налога на прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета становится то, что главное назначение бюджета - обеспечение функций государства РБ; в казну РБ начали зачисляться налог с оборота и подоходной налог с населения; появился чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт; также в бюджет стали поступать средства от выкупа акционерами государственной собственности и часть ресурсов фонда государственного страхования.

Цель- курсовой работы заключается  в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики; выявить положительные тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства; дать оценку происшедшим изменениям в составе доходов бюджета за последние годы.

Предполагается рассмотрение таких вопросов как: сущность бюджета  и его значение в функционировании государства, особенность бюджета  Республики 
Беларусь на современном этапе.

Далее определяются принципы формирования доходов бюджета и их состав, в который входят: налоги, неналоговые платежи и доходы целевых бюджетных фондов. Так как налоги являются основным источником пополнения бюджета считается целесообразным рассмотреть их в следующей классификации: прямые налоги; косвенные налоги; местные налоги и сборы.

Для раскрытия темы потребовалась  проработка ряда научных изданий. Этой проблемой занимались ученые с давних времен, например в своей работе, посвященной исследованию истории  русских финансов, и награжденной 
Императорской академией наук Демидовской премией, Д. Толстой писал: "Первою заботою членов всякого возникшего общественного союза бывает установление и признание верховной власти, долженствующей охранять общие и частные интересы. Но эта власть, поставленная выше всякого частного произвола, не могла бы существовать, ни быть полезною, если бы она не имела средств упрочить к себе почтение и повиновение. Нужно, следовательно, отыскать эти средства".

Но единой терминологии в  отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин "бюджет" в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, а также законодательных актах используется для обозначения различных по своей сути объектов.

Так, в совместном труде A.M. Александрова и Э.А. Вознесенского 
"Финансы социализма" бюджет рассматривается одновременно как аь... 
"экономическая категория", как "финансовая категория", как "фактор реализации действия объективных экономических законов социализма" и как 
"основной финансовый план".

А.Ю. Казак в своей книге "Финансы и Кредит" рассматривает бюджет как 
"совокупность денежных отношений, как основной финансовый план," и как важнейший финансовый регулятор...".

В учебном пособии "Государственный  бюджет" под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "...основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств".

В "Основах теории финансов" под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет рассматривается как "основной централизованный фонд денежных средств".

В. С. Павлов определяет бюджет как "основную экономическую форму  планомерного образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Наиболее точным определением бюджета является приведенное Т.В. 
Сорокиной в книге "Бюджетный процесс Республики Беларусь": "Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета".

Что касается законодательных  актов, то в них еще более игнорируется природа бюджетных отношений.

Закон Республики Беларусь "О  бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" в разделе "Основные термины  и определения" представляет бюджет как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц...". Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.

•S {.

1. Бюджет и его сущность.

Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

Возникновение такого фонда  предопределено исторически.

Бюджет зародился  на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в  виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку "в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, т.к. в указанных формациях господствовали натуральные отношения". Изначально формирование бюджетного ; фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

Процесс трансформации  бюджета в финансовую категорию  происходил одновременно с развитием  общества, государства и товарно-денежных отношений этих условиях бюджет формируется  как фонд денежных средств.

Итак, существование  бюджетных отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопределено объективной необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

В то же время  выступая формой существования объективных  финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. 
Ее экономическая сущность состоит в объективно функционирующих специфических денежных отношениях, складывающихся у государства с предприятиями, организациями и населением.

В экономической  литературе принадлежность бюджета  к финансовой категории не оспаривается, однако единого определения его сущности нет. 
Причину этого следует искать, прежде всего, в том, что в финансовой науке не выработаны единые подходы к толкованию сущности финансов, сферы действия финансовых отношений.

Непосредственно финансовые отношения не являются объектом нашего исследования, но для более  глубокого раскрытия природы бюджета считаем необходимым определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части  финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения  опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств, а также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. 
Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. 
Однако для понятия специфики бюджетных отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей:

- бюджетные отношения  опосредуют безвозмездное движение стоимости в

виде взимаемых  налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного

финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным  возвратом

средств, их возмещением; 
1. объектом бюджетного перераспределения может выступать (кроме

чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта; 
2. сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками

бюджетного процесса, так как отношения возникают  лишь при формировании,

распределении и использовании бюджетных средств; 
3. участниками бюджетных отношений выступают: государство лице

Информация о работе Налоги, как основа формирования доходной базы бюджета государства