МВФ: его роль и место в мировой финансовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать деятельность Международного валютного фонда и его роль в мировой финансовой системе. Задачи данной работы в следующем: изучение истории, задач, целей, инструментов работы МВФ, анализ деятельности в странах Латинской Америки, СНГ и Восточной Европы.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 .Теоретические основы функционирования МВФ. 5-13
Цели и задачи функционирования МВФ. 5-8
Функции МВФ. 8-10
Инструменты МВФ. 10-13
Глава 2. Анализ деятельности МВФ. 14-31
2.1 Анализ влияния МВФ на страны Латинской Америки
во второй половине 20 века. 14-18
2.2 Анализ влияния МВФ на страны СНГ. 18-29
2.3 Анализ влияния МВФ на страны Восточной Европы в конце
20 века. 29-33
Заключение. 34
Список литературы. 35-38

Файлы: 1 файл

Курсовая финанасы.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Алексей Кудрин, который в 2005 году торжественно объявило том, что Россия свободна от долгов перед МВФ, спустя еще 6 лет уже предложил одолжить Международному валютному фонду 15 млрд. долларов. Кудрин заявил, что Россия вполне может себе позволить поддержать Евросоюз в сложившейся ситуации, поскольку наш резерв на сегодня составляет 500 млрд. долларов.

Получается, что еще 15 лет назад Россия просила денег у МВФ, чтобы хоть как-то выбраться из сложившейся кризисной ситуации, а на сегодняшний день мы не только рассчитались со всеми долгами, но и сами можем одолжить денег тому же Международному валютному фонду.17

"Сотрудничество России с  МВФ в 1990-е годы внесло значительный  вклад в осуществление рыночных  реформ в стране, в проникновение в Россию передового мирового опыта в области макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политики. Рекомендации МВФ в значительной степени заложили основу стабильного экономического развития России в 2000-е годы", — сообщил агентству "Прайм" министр финансов Антон Силуанов.18

3) 3 июня 1992 года Верховной Радой Украины был принят «Закон Украины» “О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций”.19

Уже в октябре 1994-го Киев подписывает с Фондом соглашение о получении средств на поддержку системных преобразований (программа STF). Два транша совокупным объемом около $0,8 млрд. были направлены на финансирование  правительственной программы стабилизации экономики (прежде всего, на обуздание гиперинфляции). Также деньги предназначались для стимулирования перехода к рыночным макроэкономическим механизмам (либерализация экспорта, реформирование бюджетной системы, ослабление госконтроля  над экономическими процессами, приватизация). Благодаря выполнению этой программы, Украина в апреле 1995 года получила доступ к первой кредитной линии stand-by объемом $1,6 млрд., вспоминает экс-министр экономики Роман Шпек.

Впрочем, сотрудничество Украины с МВФ неоднократно критиковалось многими экспертами. По их мнению, навязанные Фондом рецепты макроэкономической стабилизации привели к уничтожению целых отраслей промышленности, росту уровня бедности, формированию номинированного в чужой валюте госдолга, постоянной курсовой нестабильности и потере экономического суверенитета. Бывший зампред НБУ по вопросам валютного регулирования и кредитно-денежной политики Сергей Яременко уверен, что Украина, сделав ставку на сотрудничество с МВФ, выбрала губительную модель реформ. "МВФ в девяностых годах проталкивал модель монетарной политики на либеральной основе как наибольшее благо для всего мира. Пользу от этого получили США, а переходные экономики - ничего, кроме мифа: "Делайте как мы, и у вас все получится!" Нельзя странам с неконвертируемой валютой делать то же, что делают государства с конвертируемыми валютами", - уверен Яременко. Стоит сказать, что политика МВФ, названная монетарным фундаментализмом, критикуется и западными экспертами, в частности, экономистом Джозефом Стиглицем. Тем не менее, многие эксперты признают, что кредиты МВФ не раз спасали украинскую экономику от краха, а давление миссий МВФ было едва ли не ключевым фактором, вынуждавшим власть идти на рыночные преобразования.20

В настоящее время квота Украины в Фонде составляет 1,37 млрд. СДР (Special Drawing Rights - Специальные права заимствования). Важным направлением использования кредитов и займов МВФ стало также формирование валютных резервов. В частности, за счет кредитов МВФ Украина провела денежную реформу и ввела конвертируемость гривны по текущим операциям.21

Более тесное сотрудничество Украины и МВФ началось марте 2004 года. Тогда совет директоров Международного валютного фонда утвердил программу упреждающей «stand by» для Украины сроком 12 месяцев, согласно которой страна может обращаться к организации с целью получения кредита на сумму 605 миллионов  долларов в случае резкого ухудшения платежного баланса. Программа направлена на обеспечение продолжительной макроэкономической стабильности и поддержку постоянного экономического возрастания. И если до наступления кризиса Украина не ощущала необходимости обращения за займом, то ввиду стремительного экономического спада правительство страны приняло решение обратиться к организации за помощью.22

4) Республика Беларусь стала членом МВФ 10 июля 1992 года. Первоначально квота Республики Беларусь в МВФ составила 280,4 млн. СДР, которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР.

Сотрудничество МВФ с Республикой Беларусь реализуется по трем основным направлениям:

  1. взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики, обменный курс, торговую политику;
  2. предоставление, при необходимости, кредитных ресурсов;
  3. техническая экспертная помощь.

С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ:

  • по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США;
  • по механизму "стенд-бай" – 77,4 млн. долларов США.

В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.23

До 2009 года страна использовала ресурсы Фонда трижды для поддержки программ экономических реформ в стране. В 1993 и 1995 годах – по 70 млн. долл. США в рамках механизма финансирования системных преобразований. В 1995 году Беларусь получила 196 млн. долл. США (кредит stand-by).

Новый этап взаимодействия между Республикой Беларусь и МВФ начался в 2009 году. 12 января Совет Исполнительных директоров Фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе stand-by. Первый транш кредита поступил в Беларусь в январе 2009 г., последний – в марте 2010 г. Общая стоимость программы составила около 3,5 млрд. долл. США.

МВФ оказывал Беларуси техническую помощь в ряде областей, таких как государственные расходы, казначейство, налоговая и таможенная служба, банковский надзор, денежно-кредитная политика и организация центрального банка, а также в области статистики (статистики платежного баланса, денежно-банковской статистики и статистики реального сектора).24

По итогам проведенных консультаций экспертами МВФ положительно оценен реализованный Правительством Республики Беларусь и Национальным банком комплекс мер денежно-кредитного, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования, которые позволили обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики, снизить инфляцию, повысить конкурентоспособность белорусской продукции и улучшить внешнеторговое сальдо.

Национальному банку со стороны МВФ оказывалась техническая помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, банковского надзора, развития системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, совершенствования денежно-кредитной статистики.

Национальный банк намерен продолжить внедрение рекомендаций технических миссий МВФ, а также задействовать экспертный потенциал Фонда по ключевым направлениям своей деятельности, включающих совершенствование подходов к проведению денежно-кредитной политики, усиление эффективности использования ее инструментов, обеспечение финансовой стабильности, разработку и внедрение международных стандартов финансовой отчетности, совершенствование банковского надзора.25

5) Казахстан был принят в члены Международного валютного фонда в 1992 году. Для суверенного Казахстана 1992 год был очень важен и вошел в историю как год самостоятельного выхода республики на мировую арену.

Между Республикой Казахстан и Международным Валютным Фондом были заключены следующие кредитные соглашения:

    1. Программа предоставления ресурсов Республике Казахстан для макроэкономической стабилизации и системных преобразований (STF) от 2 февраля 1993г. - финансирование на 123, 75 млн. СДР
    2. Соглашение о резервном кредите (Stand-by 1) на 123, 75 млн. СДР от 24 января 1994г.
    3. Соглашение о резервном кредите  (Stand-by 2) на 185,6 млн. СДР от 5 июня 1995г.
    4. Соглашение EFF на три года на сумму 309,4 млн. СДР от 17 июля 1996г., в соответствии с которым Казахстан берет на себя обязательства, что в течение всего периода действия программы EFF Правительство и НБРК не намерены вводить или усиливать какие-либо валютные ограничения, вводить или модифицировать какую бы то ни было практику применения множественных валютных курсов, заключать любые двусторонние платежные соглашения, противоречащие Статье VIII Статей Соглашения МВФ, или вводить и усиливать ограничения на импорт по причинам, связанным с платежным балансом.  Казахстан по этой программе освоил 154,7 млн. СДР.
    5. Соглашение EFF-2 на три года на сумму 329,1 млн. СДР от 13 декабря 1999г., целью которого являлось сокращение дефицита государственного бюджета и накопление международных резервов.  Данное соглашение было заключено ввиду влияния на казахстанскую экономику финансового кризиса в России. Постановлением Правительства РК был одобрен Меморандум об экономической политике Правительства и НБРК на период до 31 декабря 2002г. Кредит должен был выделяться траншами по мере выполнения мероприятий, одобренных меморандумом. Но в связи с благоприятной экономической ситуацией в республике средства в рамках этого кредита не привлекались.

Таким образом, в связи с благоприятной экономической ситуацией 24 мая 2000 года Национальный Банк Республики Казахстан досрочно погасил свои обязательства по кредитным линиям МВФ в размере 295,8 млн. СДР. Казахстан стал единственной страной в СНГ и Восточной Европе, досрочно погасившей свои долги перед МВФ, продемонстрировав международным экономическим организациям, финансовым институтам, иностранным кредиторам свои возможности по обслуживанию кредитов.26

Членство в МВФ налагает на Казахстан и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ. К общим обязательствам относят:

- Обязательство избегать ограничений по текущим платежам.

- Обязательство избегать дискриминационной  валютной практики;

- Конвертируемость остатков валюты, хранящихся за границей;

- Предоставление информации;

-Консультации между государствами-членами  по существующим международным соглашениям.

-Обязательство сотрудничать в  области политики по отношению  к резервным активам;

-Общие обязательства государств-участников в отношении специальных прав заимствования27

Количество стран — членов МВФ постоянно растет и составило на начало 2012 года 188 страны. В 90-х годах в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства».28

Подводя итоги, нельзя придерживаться строго определенного мнения о положительном или отрицательном влиянии политики МВФ на страны СНГ как исключительно в 90-х годах, так и всеобъемлемо. Можно лишь делать выводы о каких-то определенных странах, например нашей родине – России. Я не берусь утверждать что без помощи фонда экономика России до сих пор могла находиться в режиме периода перестройки, как и не могу этого отрицать. Да, действительно поддержка МВФ дала толчок для России в направлении правильного развития, она была своевременной и благоприносящей. Ныне уже мы можем оказывать поддержку МВФ, но к примеру наши соседи–славяне, Украина, не может похвастаться тем же. В то время как мы рассчитались  с долгами более 5 лет назад, Украина продолжает их копить, а с учетом процентов общая задолженность Украины перед Фондом на 31.12.2013 определялась в 4,73 млрд. СДР, или в пересчете по нынешнему курсу 7,29 млрд. долл. В свете последних событий становится понятно что долговая яма для Украины еще не скоро увидит свой финал, что государство развалено и те страны которые стремятся прийти на помощь кризису сами не могут разобраться в том, как именно объединиться для помощи пострадавшей стороны чтобы не конфликтовать друг с другом.  
 Однозначная оценка не может быть поставлена, так как на целых государствах политика МФВ сказалась по-разному, но безусловно большую роль играло и само правительство, и это в первую очередь. Но с моей точки зрения, в общем и целом, идея сотрудничества для стран СНГ с МВФ оказалась благоприятно воздействующей.

 

 

2.3 Анализ влияния МВФ на страны Восточной Европы в конце 20 века.

 

Неожиданное событие 1997-1998 гг. - финансово-экономический кризис в Восточной Азии. До середины 90-х годов государства этого региона развивались необычайно высокими темпами, за что были прозваны "тиграми". Азиатскую модель экономического развития ставили в качестве примера другим странам, в частности и бывшим социалистическим государствам Центральной и Восточной Европы.

Кризис на азиатских финансовых рынках начался 2 июля 1997 г. В тот день произошла девальвация таиландского бата по отношению к доллару США более чем на 20 %. Это спровоцировало волну обесценивания валют соседних государств, и события приобрели глобальный характер. До начала кризиса экономика Таиланда имела высокие темпы роста, достаточно консервативную фискальную политику государства (последние 10 лет Таиланд имел бездефицитный бюджет), высокую долю сбережений. Единственным негативным фактором был значительный дефицит платежного баланса, который, скорее всего, являлся дефицитом инвестиций в экономику страны. Основной проблемой Таиланда была уязвимость финансовой системы: долларовая задолженность многих клиентов банков перед кредиторами; большой объем краткосрочной внешней задолженности, что могло привести к кризису ликвидности; сильная коррумпированность банковских и других финансовых структур. В ходе валютного кризиса в Юго-Восточной Азии со 2 июля по 31 октября 1997 г. девальвация национальных валют по отношению к доллару США составила %: в Таиланде - 39,5, Индонезии - 33,2, Малайзии - 26,8, на Филиппинах - 24,3, в Сингапуре - 9,5, Южной Корее - 8. За потрясениями на валютном рынке последовали огромные продажи на

фондовых рынках стран Азии. На крупнейшей бирже региона - в Гонконге - 23 октября 1997 г. рынок акций обрушился: произошло падение индекса Hang-Seng на 1.211 пунктов (10,4 %). Были затронуты интересы иностранных инвесторов развивающихся стран Латинской Америки, стран Восточной Европы и СНГ.

Существует несколько причин, объясняющих глобальное влияние этого кризиса на остальной мир: на долю стран Азии, исключая Японию, приходилась половина величины прироста в производстве мировой промышленной продукции, несмотря на то, что их доля составляла только 20 % мирового суммарного ВНП. При снижении темпов роста производства в странах Юго-Восточной Азии перекрывался запланированный прирост производства в странах Восточной Европы. Усиление конкурентоспособности азиатских производителей из-за снижения курсов национальных валют может в ближайшем будущем нанести удар по мировым ценам и мировой экономике. Восточная Азия до последнего времени являлась крупнейшим импортером капиталов. Согласно данным, опубликованным в декабре 1997 г. в газете "Financial Times", объем предоставленных странам региона ссуд на конец 1996 г. составил 757 млрд дол., в том числе Гонконгу - 207, Сингапуру - 189, Корее - 100, Таиланду - 70, Индонезии - 55, Малайзии - 22 млрд дол.29

Информация о работе МВФ: его роль и место в мировой финансовой системе