Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа
Без транспорта было бы невозможно само возникновение мировой экономической системы, ее формирование и развитие. Будучи составной частью всего воспроизводства, транспорт продолжает производственный процесс в сфере обращения. С одной стороны, он как бы соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов, ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением. С другой стороны, транспорт - чуткий барометр мирового хозяйства, отражающий в своей эволюции сдвиги в научно-технической области и содействующий им. Как потребитель большого объема оборудования, разнообразных транспортных средств, топлива и энергии, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, влияет на структуру ВВП. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%.
1.Понятие и сущность мировой транспортной системы 2
2. Место российской транспортной системы в мировом транспорте 4
3. Краткая характеристика транспортной системы России 12
4. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую транспортную систему 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
1.Понятие и сущность мировой транспортной системы 2
2. Место российской транспортной системы в мировом транспорте 4
3. Краткая характеристика транспортной системы России 12
4. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую транспортную систему 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.
Без транспорта было бы невозможно само возникновение мировой экономической системы, ее формирование и развитие. Будучи составной частью всего воспроизводства, транспорт продолжает производственный процесс в сфере обращения. С одной стороны, он как бы соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов, ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением. С другой стороны, транспорт - чуткий барометр мирового хозяйства, отражающий в своей эволюции сдвиги в научно-технической области и содействующий им. Как потребитель большого объема оборудования, разнообразных транспортных средств, топлива и энергии, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, влияет на структуру ВВП. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%.
Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.
На региональную систему стран -- членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.
Транспортная составляющая, т.е. уровень расходов на транспорт в общих издержках производства, является значительной величиной. Она колеблется в зависимости от вида продукции в пределах 1/5, а иногда достигает уровня 1/3 издержек.
Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством. Транспортоемкость мирового хозяйства развивается противоречиво. С одной стороны, возрастают общие параметры транспортной системы. В различных современных отраслях и обслуживающих предприятиях транспорта занято более 100 млн. человек. Здесь используется около 10% стоимости производственных фондов мировой экономики. Общая длина всех путей сообщения составляет приблизительно 30 млн. км (без морских, но включая городские автотрассы). Ежегодно вол всем мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 700 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 11 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств постоянно растет.
С другой стороны, увеличивается роль качественных показателей. Усиливается дифференциация отправок, перевозок грузов мелкими партиями. Под влиянием технико-технологических сдвигов растет производительность труда на транспорте. Особое значение приобретают требования к сохранности и скорости доставки грузов, обеспечения безопасности движения. Растут требования к комфортности, особенно международных пассажирских перевозок. Огромное значение приобретают экологические аспекты развития транспорта.
Все эти факторы делают не столь быстрым рост транспорта при качественных изменениях ряда его показателей. Под влиянием НТР в развитии транспорта растет использование новых современных видов техники и технологий (контейнеризация, интегрированные транспортные системы с участием различных видов транспорта и др.), меняется соотношение между основными его отраслями.
Различают наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный) и другие виды транспорта.
В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн. т: сырая нефть - 1000, нефтепродукты - 300, железная руда - 340, каменный уголь - 370, зерно - 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн. т.
Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов.
В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и, особенно в ее восточных регионах, развита недостаточно.
Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место.
Таблица 2.1
Протяженность путей сообщения (тыс. км)
|
1) Эксплуатационная длина.
Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 км2 территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо-Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, очевидно, что Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети.
Грузооборот российского транспорта в январе-декабре 2011 года вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составил 4,914 трлн тонно-км, сообщила в четверг Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).
Грузооборот железнодорожного транспорта в 2011 году увеличился на 5,7%, до 2,126 трлн тонно-км, автомобильного - на 11,8%, до 222,8 млрд тонно-км, внутреннего водного - на 13%, до 61 млрд тонно-км, воздушного - на 4,5%, до 4,9 млрд тонно-км, трубного - на 1,7%, до 2,421 трлн тонно-км.
Грузооборот морского транспорта в 2011 году сократился на 22,8% до 77,5 млрд тонно-км.
Росстат отмечает, что в декабре 2011 года грузооборот увеличился на 4,7% - до 433,9 млрд тонно-км. Так, грузооборот железнодорожного транспорта в декабре увеличился на 12,2% до 188,1 млрд тонно-км, автомобильного - на 11,3% до 21,3 млрд тонно-км, внутреннего водного - на 24,9%, до 0,8 млрд тонно-км, воздушного - на 6,4% до 0,4 млрд тонно-км, морского - на 8,7% до 8,3 млрд тонно-км.
В то же время грузооборот трубного транспорта в декабре сократился на 1,9% до 215 млрд тонно-км.
Таблица 2.2
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Транспорт-всего из них по видам: |
174,9 |
175,7 |
137,5 |
141,0 |
155,5 |
железнодорожный |
77,6 |
73,1 |
55,3 |
60,6 |
62,1 |
автомобильный |
24,3 |
30,1 |
15,5 |
17,5 |
25,1 |
воздушный, тыс. т |
8,2 |
7,0 |
16,5 |
24,5 |
27,4 |
|
Размещение водного транспорта в целом, а в частности морского транспорта зависит от природных условий.
Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов.
С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития территории в рамках единого федеративного государства.
Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.
Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги, Камы, Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения - Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6% от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.
Железнодорожный транспорт является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.
В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте увеличилась и он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того, зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется, прежде всего, наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного.
Информация о работе Место России в мировой транспортной системе