Место России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

В конце 1991 г. на карте мира появилось новое государство - Россия. Сопоставление России с другими странами по главным экономическим показателям и тем более определение места в современном мире - новая тема изучения мировой экономики, которая неизбежно будет привлекать
к себе растущее внимание.

Оглавление

Введение
1. Цель и задачи переходной экономики в России
2. Международное движение капитала и иностранные инвестиции в экономике России.
3.Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России.
4.Формы участия иностранного капитала в экономике России
5. Место России в мировой экономике
6.Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат!.docx

— 71.83 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Цель и задачи переходной экономики в России

2. Международное  движение капитала и иностранные  инвестиции в экономике России.   

3.Необходимость  привлечения иностранного капитала  и его значение для экономики  России.                                                

4.Формы участия иностранного капитала в экономике России

5. Место России в мировой экономике

6.Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В конце 1991 г. на карте мира появилось новое государство - Россия. Сопоставление России с другими странами по главным экономическим показателям и тем более определение места в современном мире - новая тема изучения мировой экономики, которая неизбежно будет привлекать

к себе растущее внимание.

В СССР, как, впрочем, и в США, основательно занимались сравнительным анализом экономики двух стран. Наиболее известны работы, выполненные под эгидой ЦРУ, Экономического комитета Конгресса  США и ЦСУ СССР. Большой вклад  в разработку данной проблемы внесли отдельные американские и советские  исследователи. Правда, и те и другие, как ЦРУ, так и ЦСУ, в прошлом значительно преувеличивали экономическую мощь СССР относительно США, причем размер преувеличения у советской стороны был намного больше, чем у американской.

Все это было результатом безудержной  просоветской пропаганды, которая велась, умело и весьма широко распространялась Советским Союзом. США невольно поддались  на эту пропаганду, на искусно созданный  миф, несмотря на то, что ряд американских исследователей-советологов (например, У. Наттер, У. Батлер и др.) занимали более или менее реалистическую позицию еще в 50-60-х годах. В СССР прозрение наступило намного позже.

В Советском Союзе было принято  считать, что в середине 80-х годов  национальный доход страны составлял 64% уровня США (еще в начале 80-х  годов ЦСУ СССР публиковало цифру 67%), промышленное производство - 80%, соотношение  обеих стран по произведенному национальному  доходу практически совпадает с  соотношениями по ВВП и ВНП. Однако в начале 1990 г. Калифорнийский институт современных исследований выпустил книгу «Обнищавшая империя», в которой на основе данных военной разведки и новых советских источников делался вывод, что ВНП СССР составлял в конце 80-х годов не 64%, а лишь 1/3 ВНП США, а по оценке шведского экономиста А. Ослунда - 29,5%. Жизнь показала, что эти оценки были вполне реалистичными.

С тех пор минуло 19 лет. Нет уже  былого СССР, зато есть новая страна - Россия. Экономическая ситуация в  ней стала, естественно, хуже, чем  в бывшем СССР. Но вопрос о сравнении  экономических показателей России и США, России и других стран с  повестки дня не снят. Более того, он приобретает особую актуальность в связи с экономическими реформами, системной трансформацией России. Известно, что для правильной оценки перспективы  необходимо хорошо знать настоящее.

К сожалению, в России серьезные  исследования и прямые расчеты в  области сравнительного анализа  ее макроэкономических показателей  с другими странами не ведутся. В  принципе такая работа должна вестись  совместно с западными специалистами. Но сегодня, видимо, на это рассчитывать не приходится. Поэтому на базе сопоставлений, которые были проведены на Западе в рамках ООН и других международных организаций, попытаемся дать представление о месте новой России в современном мире.

Цель данной курсовой работы - проанализировать уровень экономического развития и  место России в мировой экономике.

Объект исследования - экономика  России.

Предмет исследования - процесс экономического развития России.

Задачи, решаемые в данной курсовой работе:

- Раскрыть цель и задачи переходной экономики в России.

- Проанализировать основные черты и противоречия экономики переходного периода в России.

- Изучить уровень экономического развития России.

- Провести сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, системный и структурный  подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цель и задачи переходной экономики в России

 

В соответствии с критериями экспертов  Европейского Союза Россия c середины 2009 г. отнесена к странам с переходным типом экономики Экономика и жизнь.

. Эти критерии в основном  сводятся к соотношению централизованных  и рыночных методов управления  экономикой. Когда стало ясно, что  элементы рынка и рыночной  инфраструктуры в России возникли  и стали неуничтожимы, Европейский  Союз признал переходный характер  экономики России.

Задачи реализуют цель переходной экономики - создание рыночной экономической  системы. Они обусловлены чертами  централизованно управляемой экономики:

1. Супермонополизм - сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения - стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК - основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.

4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

5. Низкий жизненный уровень: в РФ - 2% богатых, 87% бедных; в США - 2% богатых, 80% - средний класс.

6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Экономической основой плановой экономики  выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование  осуществляется единым экономическим  центром.

Переходный период от централизованно  управляемой к рыночной экономике  продлится десятилетия, как это  было в Германии и Японии после  войны. Сегодня стоит задача обеспечения  эффективного функционирования переходной экономики.

В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные  позиции. Первая исходит из того, что  до прихода Горбачева трудности  социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.

С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких  темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и  низкого уровня жизни, ее недостатки системны.

К числу внешних причин падения  централизованно управляемой экономики  относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в  афганской войне, падение цен  на нефть, повышение уровня жизни  в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла  просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.

Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной  экономической системы. Она характеризуется  следующими чертами:

- экономическая основа - частная  собственность в многообразных  формах;

- форма движения - регулируемый  рынок;

- банковская система - коммерческие  банки во главе с Центральным  банком;

- ценообразование - свободное с  рядом фиксированных цен.

Создание рыночной экономической  системы - это целевая установка  переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение  следующих задач:

1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).

2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах инфляции - Пол Колодко, Макмахон - ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).

3. Ликвидация мягких бюджетных  ограничений (Я. Корнаи) - финансовой поддержки предприятий, не возврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.

4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.

5. Структурная перестройка, повышение  удельного веса второго подразделения,  достижение конкурентоспособности  продукции.

6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).

К числу методов решения задач  переходного периода относятся:

1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение  инфляции и насыщение рынка,  которая включает:

· либерализацию цен;

· минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);

· удорожание кредита (максимально  до 210% ставки ЦБ);

· введение внутренней конвертируемости национальной валюты;

· сдерживание роста доходов.

2. Преобразование форм собственности:

· приватизация (реституция - возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);

· снятие ограничения для развития частного сектора.

3. Изменение структуры экономики:

· антимонопольная политика;

· конверсия;

· механизм банкротства;

· интеграция в мировой рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международное движение капитала и иностранные инвестиции в экономике России.              

 Вывоз капитала из России.             Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса России», в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.           За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское  время, однако, подавляющее число в последние годы. По некоторым оценкам  объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10млрд. долл. Для сравнения, например аналогичные капиталовложения США, приближаются к 1 трилн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.           Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т.е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т.п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долл.           Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».           Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении правительства России. В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.   К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. На начало 2009г. они составляли 20млрд. долл., увеличившись только за 2007 год на 4 млрд. долл. Например, в 1994г. банк «Менатеп» приобрел двадцати процентный пакет акций в акционерном капитале группы компаний «Валмет», выкупив часть пакета долевого участия американского банка «Риггснэншил Бэнк Вашингтон».  

 Основная масса частного  капитала из России вывозится  в рамках так называемого «бегства  капитала». Оно началось в 1989 гг., процесс оттока капитала из  России активизировался с 1990 г.  Для того чтобы представить,  какие потери в результате  этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры:  ежегодная утечка капитала оценивается  в 12-24 млрд. долл. (по некоторым  оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения:  весь экспорт нефтепродуктов  за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл.            В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:           1.Не переведенную в Россию экспортную выручку. Наибольшие недоступления в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.          2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках.          3.Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.         4.В результате недобросовестных бартерных операций из России «утекает» около 1 млрд. долл.         5. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.        Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.         Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер: 1)единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от   экспорта и        импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными  операциями;  2)лицензирование вывоза капитала; 3)инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения  действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.      Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.              

Информация о работе Место России в мировой экономике