Место России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

В конце 1991 г. на карте мира появилось новое государство - Россия. Сопоставление России с другими странами по главным экономическим показателям и тем более определение места в современном мире - новая тема изучения мировой экономики, которая неизбежно будет привлекать
к себе растущее внимание.

Оглавление

Введение
1. Цель и задачи переходной экономики в России
2. Международное движение капитала и иностранные инвестиции в экономике России.
3.Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России.
4.Формы участия иностранного капитала в экономике России
5. Место России в мировой экономике
6.Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат!.docx

— 71.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Сопоставление производительности труда в России и других главных странах мира за 2009 г.

 

Страна

Выработка на 1 занятого по ВВП

В% к уровню США

 

Россия

15,4

21,1

 

США

73,1

100,0

 

Китай

77,0

12,3

 

Япония

54,9

68,9

 

Индия

5,9

5,9

 

Германия

56,2

67,3

 

Франция

54,5

70,3

 

Великобритания

55,8

65,0

 

Италия

58,8

70,1

 

Бразилия

17,9

20,2

 

Западная Европа

53,9

64,7

 
       

Эти данные показывают, что Россия отстает от США по производительности труда в народном хозяйстве практически  в 5 раз, от Канады - в 4, от Западной Европы - в 3,5 раза, но вдвое превосходит  Китай, в 4 раза - Индию, на 16% - Бразилию и отстает от Мексики на 18%. От главных стран Западной Европы и  Японии мы отстаем по народно-хозяйственной  производительности труда примерно в 3,5 раза.

В течение ряда лет в Институте  Европы РАН проводились весьма детальные, а главное, прямые двусторонние сопоставления  уровней производительности труда  в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 2003 и 2009 гг. Результаты этих сопоставлений приведены в табл. 5 Вопросы экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Сопоставление уровней  производительности труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 2003 и 2009 гг. (в %)

 

Уровень производительности труда

2003 год

2009 год

 

России к США

20,8

17,0

 

России к Германии

36,3

28,0

 

России к Франции

31,0

26,0

 

России к Великобритании

41,0

33,0

 
       

В результате спада производства в России в 2009 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь в конце 2009 г. начался процесс улучшения этих соотношений.

Такова статистика, чисто количественная характеристика места России в мировой  экономике в конце XX - начале XXI в. Она, естественно, не включает анализа качественных сторон состояния российской экономики и общества. Последнее представляет собой особую проблему, которая рассматривается нами лишь в аспекте сравнения этого состояния с основными ведущими тенденциями в мировой экономике.

Конечно, рост производства - это принципиально  важный вопрос. Но возникает другой вопрос: а производство, собственно, какой продукции стало расти? Достаточно ли современна, конкурентоспособна эта продукция, удовлетворяет ли ее качество и новизна высоким  современным требованиям мирового рынка? К сожалению, приходится признать, что экономический рост носит  экстенсивный характер и идет прежде всего за счет традиционной, обычной, неконкурентоспособной продукции, спрос на которую заметно возрос внутри страны вследствие резкого сокращения импорта после девальвации рубля. Россия почти не производит современной электронной техники потребительского назначения, ее автомобили не выдерживают сравнения с западными, а экспорт военной техники сократился.

В отличие от новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и таких крупных развивающихся  стран, как Бразилия, Индия или  Китай, Россия пока не сумела пробиться  на широкий мировой рынок и  завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной  продукции, за исключением военной, речь не идет).

Не менее серьезной проблемой  является фактическое прекращение после 2008 г. начатых в 1992 г. рыночных реформ, в ходе которых хотя и было допущено много ошибок, но движение в сторону развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции и вхождения в мировую экономику в общем было правильным. В отдельные годы в 2003-2009 гг., похоже, терялось даже само направление этих реформ.

В связи с этим встал вопрос о  государственном стимулировании подъема  российской экономики, повышении ее эффективности и реструктуризации с помощью современной промышленной политики и политики в отношении  предприятий и ускорения НТП. Идея тотального ухода государства  из экономики на практике никогда  не возникала. Речь не идет и о вхождении  сильного государства во все поры нашей экономической жизни, как  это было в советские времена. Речь идет о нормальном и объективно обусловленном регулировании хозяйственных  процессов в стране, стимулировании их эффективности, предпринимательской  активности, конкурентоспособности, государственном  стимулировании самого хода реформ. Все  это имеет место в странах  со зрелой рыночной экономикой, формирование которой без государственной  поддержки невозможно.

В еще большей степени это  имеет место сегодня в странах  ЦВЕ, ставших полноправными членами  ЕС. В качестве важной причины большинства  неудач в сфере российской экономики  и ее реформирования следует назвать  слабость институтов власти, отсутствие необходимой политической воли к  формированию истинно эффективной  рыночной экономики и демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж в их исполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской сферой - все это обычное дело в системе нынешнего управления в России и не может не сказаться самым негативным образом на характере развития российской экономики.

Однако главной причиной неудач, о которых идет речь, является неясность, неопределенность общественного сознания в нашей стране, то, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью». Последняя порождена тем, что общество не полностью отошло от прежнего, советского идеологизированного мышления, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за допущенные беззакония и трагедии в течение советского периода российской истории. Такое положение принципиально отличает Россию, например, от Германии, где перестройка общественного сознания была проведена еще при Аденауэре, и сегодня немецкая нация предстает перед всем миром вполне обновленной, современной, органически вписанной в процесс мировой цивилизации, заслуживающей международного доверия.

Другой сдерживающий фактор экономического роста в России - ее государственный  внешний долг, составляющий в настоящее  время порядка 130 млрд. долл. В течение ближайших 10 лет ежегодные выплаты только на погашение долгов международным финансовым организациям и процентные выплаты инвесторам, купившим российские еврооблигации, составят от 3,5 до 5,0 млрд. долл. Трудности страны, связанные с погашением внешнего долга, еще более обостряются по причине массового оттока капиталов из России. Ежегодно из страны вывозится до 14 млрд. долл., что обусловлено недостаточной стабильностью внутриполитической и социально-экономической жизни в стране, прекращением рыночных реформ, неясностью отношений между государством и бизнесом, слабостью финансово-банковской системы, разгулом криминалитета, отсутствием необходимого таможенного и валютного контроля, т.е. слабостью не только политической власти в стране, но и ее экономических и правовых институтов, включающих законодательство, адекватное современной эффективной рыночной системе.

Объективно необходимы жесткие  меры по предотвращению нежелательного оттока капитала из России и по борьбе с коррупцией, а полученные средства целесообразно направить на инвестиции и развитие науки в России. Нет  смысла в огромном импорте потребительских  товаров, так как это пагубно  сказывается на отечественном производстве. Но нужна твердая политическая воля, реальное государственное стимулирование частных и иных капиталовложений, экономического роста и научно-технического прогресса в стране. Прежде всего, необходимо укрепление банковской системы, прекращение оттока российских капиталов  за границу. Государство должно поставить надежный заслон криминальным и теневым структурам в финансовой и производственной сферах, сосредоточиться на стимулировании роста производства и платежеспособного спроса, на новом рынке в реформировании и модернизации российской экономики и общества, а во внешней торговле ориентироваться на правовую систему ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании данной курсовой работы, в соответствии с ее целями и задачами, можно сделать следующие выводы:

- В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 2009 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Цель переходной экономики - создание рыночной экономической системы. Задача переходной экономики - обеспечение эффективного функционирования экономики.

Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основной чертой все больше становится не противоборство, а тенденция  к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей  части более развитому и социально-справедливому  миру – вот основная тенденция  мирового хозяйства. На основании этого  можно говорить о процессах конвергенции моделей национальных экономик, экономических  и социальных ценностей и отношений. Происходит нивелирование, сближение  экономических уровней развития различных стран.           Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народно-хозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.           Вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В связи с этим весьма актуальной для страны  на пути эффективной интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности.        

 

- В начале XXI в. ситуация в соотношении сил между Россией и другими крупными в экономическом отношении странами мира по показателю ВВП стала меняться в пользу России. С 1999 по 2008 г. Россия укрепила свои позиции в мировой экономике. Ее ВВП приблизился к уровню США, т.е. отставание сократилось. Место России в мире по объему промышленного производства заметно выше, чем по показателю ВВП. По объему промышленного производства мы занимаем 6_е место в мире и составляем немногим более 30% уровня США. В результате спада производства в России в 2009 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь  в конце 2009 г. начался процесс улучшения этих соотношений. За 1999-2009 гг. производительность труда в промышленности Российской Федерации увеличилась практически более чем на треть.

В отличие от новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и таких крупных развивающихся  стран, как Бразилия, Индия или  Китай, Россия пока не сумела пробиться  на широкий мировой рынок и  завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной  продукции, за исключением военной, речь не идет).

Объективно необходимы жесткие  меры по предотвращению нежелательного оттока капитала из России и по борьбе с коррупцией, необходимо укрепление банковской системы.

Государство должно поставить надежный заслон криминальным и теневым структурам в финансовой и производственной сферах, сосредоточиться на стимулировании роста производства и платежеспособного  спроса, на новом рывке в реформировании и модернизации российской экономики  и общества, а во внешней торговле ориентироваться на правовую систему  ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Анисимов А. Истинный масштаб  спада производства и смена  модели российской экономической  политики // Российский экономический журнал. 2009 №9.

2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 2009-2010

3. Белокрылова О.С. Курс лекций по теории переходной экономики Ростов: РГУ, 2008. Ч. 1., Тема 1.

4. Белокрылова О.С. Концептуальные основы переходной экономики // Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 2009. №5.

5. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2008.

6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. Курс лекций. М., 2009.

7. Григорьев Л.К. новому этапу трансформации. // Вопросы экономики. №4. 2009

8. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 2008.

9. Долгов С. Глобализация экономики. М., 1998. Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002.

10. Заключение по итогам дискуссии  о стратегии экономического развития России. // РЭЖ. №7. 2009.

 

 


Информация о работе Место России в мировой экономике