Место России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

В конце 1991 г. на карте мира появилось новое государство - Россия. Сопоставление России с другими странами по главным экономическим показателям и тем более определение места в современном мире - новая тема изучения мировой экономики, которая неизбежно будет привлекать
к себе растущее внимание.

Оглавление

Введение
1. Цель и задачи переходной экономики в России
2. Международное движение капитала и иностранные инвестиции в экономике России.
3.Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России.
4.Формы участия иностранного капитала в экономике России
5. Место России в мировой экономике
6.Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат!.docx

— 71.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России.                                                

Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором  инвест-цикла, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции «ИИ».          Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.         Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существует и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Как  свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Эта объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.           Поставить цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока  капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.           Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:                1) ускорения экономического и технического прогресса;          2) обновления и модернизации производственного аппарата;                3) овладения передовыми методами организации производства;          4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. Инвестиционная активность является самым слабым местом в российской экономики с начала рыночных реформ. Динамика внутренних капиталовложений отрицательная. Так, если в 1996г. по сравнению с уровнем 1991г. объем ВВП сократился на 39%,промышленного и сельскохозяйственного производства соответственно на 49 и 35, то объем капиталовложений упал за это пятилетие на 71 процент. На лицо острый инвестиционный кризис.           В условиях инвестиционного кризиса в России привлечений иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности, решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.           Специфические условия России делают этот процесс не имеющем аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной  территорией и широко масштабными реформами мог бы послужить в качестве адекватного примера.)       

 Проблемная специфика России  выражается, прежде всего, в:           1)обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;           2)наличии устаревшего производственного аппарата;           3)гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии  целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;           4)слабости сельского хозяйства.           Для перестройки всего народно-хозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, наивно думать, что иностранные капиталы смогут удалить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако, в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства, это, по-видимому, возможно.           Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200-300млрд. долл. При этом только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации  активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15-18млрд. долл. Для этого примерно десятую часть прямых международных инвестиций необходимо перераспределять в пользу России. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет, в лучшем случае,  40-50млрд. долл. Но это в том случае, если ей  предложат такой объем инвестиций.           По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10млрд. долл.           Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит, и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. И, хотя по абсолютной сумме Россия занимает 2-ое место после Венгрии, уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР - только 0,2%л                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формы участия иностранного капитала в экономике России.          

Иностранный капитал в  России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в  смешанном виде, а также в форме  капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов как ссудный капитал Применяемая в международной практике классификация потоков иностранных инвестиций используется Россией при составлении платежного баланса, и различают три вида инвестиций: прямые, портфельные и «прочие». К «прочим» иностранным инвестициям, согласно методологии платежного баланса России, относятся операции со следующими основными финансовыми инструментами: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые счета и депозиты, ссуды и займы, просроченная задолженность. Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику в 1999 г. составил около 29,2 млрд. долл., в том числе 14 – прямые инвестиции. По данным Госкомстата России, накопленный за 2004-2010 гг. объем иностранных инвестиций (плюс доходы от них за вычетом репатриированного капитала) превышает 11 млрд. долл. Реально в экономике работает не более 7 млрд. долл. Одна из популярных форм привлечения  прямых инвестиций в российскую экономику – создание предприятий  с иностранными инвестициями (ПИИ). По данным Госкомстата России, в стране в середине 2010 г. насчитывалось более 80 тыс. ПИИ. Число действующих предприятий с иностранным капиталом –10 200 .Объем производства товаров и услуг на предприятиях с иностранными инвестициями (без малых предприятий) по итогам первых шести месяцев 2010 года составил 592 млрд. рублей , в том числе по основному виду деятельности – 571 млрд. рублей (95%). Совместные и иностранные предприятия создаются в основном в сфере торговли и общественного питания. Затем идет промышленность, транспорт, связь, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное обслуживание. Достаточно привлекательной отраслью российской экономики для прямых иностранных инвестиций до августа 1998 г. была финансовая сфера. По данным Экономической комиссии ООН для Европы, российские компании, получившие финансовую поддержку из-за рубежа, смогли в пять раз увеличить число служащих, заработная плата которых на 50% выше средней по стране. Важное место в притоке иностранного капитала до начала финансового кризиса составляли портфельные инвестиции. Оценивая итоги первого этапа приватизации, следует отметить, что около 10% акций приватизированных предприятий принадлежат иностранным компаниям. В России обосновалось более 20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских акций.  Наибольший интерес для западных портфельных инвестиций представляют следующие отрасли экономики России: 1. Предприятия топливно-энергетического комплекса. Из средств, инвестированных иностранцами  78% были направлены в топливно-энергетический комплекс, причем вложенный в топливную промышленность капитал, принадлежит всего трем иностранным компаниям. 2. Алюминиевые заводы. 3. Предприятия связи и коммуникации. 4.Порты и пароходства. 5. Предприятия по производству цемента. 6. Предприятия по производству минеральных удобрений. 7. Крупные горнодобывающие предприятия. 8. Предприятия пищевой промышленности. Наименьший интерес портфельные инвесторы проявляют к таким отраслям, как транспорт, машиностроение, химическая промышленность. С точки зрения потребностей российской экономики, желательно привлечение иностранных инвестиций в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию производства, в мощности по переработке и хранению продовольствия, добыче золота и алмазов и др. В 1996 г. объем иностранных портфельных инвестиций в Россию резко вырос, превысив рубеж в 4 млрд. долл. Россия оказалась на первом месте среди так называемых развивающихся рынков (emerging markets), таких как Венесуэла, Польша, Венгрия, по темпам роста спроса на ценные корпоративные бумаги. Увеличение вложений произошло в основном за счет привлечения иностранных инвесторов на рынок ГКО и значительного роста в связи с этим прочих кредитов, которые в целом возросли в 6 раз. Нерезиденты в 1997 г. «держали» от 20 до 25% всего объема рынка ГКО—ОФЗ. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных инвестиций на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт российского капитала, «убежавшего» из страны. Зарубежные инвестиционные фонды, считавшие Россию до августа 1998 года в целом привлекательной для портфельных инвестиций, отмечали, что для российского фондового рынка характерны невысокие цены на акции, высокие темпы развития рынка, снижение политических рисков, постепенная стабилизация экономики, высокая доходность по ценным бумагам и др.

Скачок в притоке портфельных  инвестиций в Россию был в определенной степени обеспечен благодаря  использованию такого инструмента  фондового рынка, как американские депозитарные расписки (АДР). АДР организуются совместными усилиями эмитента, депозитария  и держателя. Американские депозитарные расписки—это ценные бумаги, представляющие собой сертификаты собственности на определенное количество акций иностранного эмитента. Комиссия по ценным бумагам и биржам  США в сентябре 1996г. разрешила российским компаниям подавать заявки на размещение АДР первого уровня среди американских инвесторов. В результате на американском фондовом рынке обращаются расписки первого уровня на секции Торгового дома «ГУМ», НК «ЛУКОИЛ»,Северского трубного завода «Татнефи», «Инкомбанка», коммерческого банка «Менатеп» и т.д.           Общая стоимость находящихся в обращении АДР накануне августовского кризиса 1998г. составляла более 50 млрд. долл.           Несмотря на возраставший приток портфельных инвестиций в России в 2009 г., зарубежные инвесторы не сбрасывали со счетов и существующие страховые риски. Их насчитывается пять типов. Главный риск – это политический риск, связанный с политической ситуации в России. Второй, как бы производный от политического, риск резкого колебания цен на российском рынке ценных бумаг. Особенно он велик из-за не очень большой ликвидности на рынке корпоративных бумаг. Третий риск – закрытость российского фондового рынка, в особенности информационная. В России проблема раскрытия информации в привычном для западных инвесторов виде существует только на рынке банковских акций и облигаций. Четвертый риск – технологический. Система депозитариев и регистраторов отрегулирована очень слабо. Права инвесторов систематически нарушаются регистраторами. Недостаточно защищен на этом рынке и мелкий инвестор. Пятый риск – правовой. Законодательная неразвитость рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов все еще остается препятствием для его всестороннего развития.           Несмотря на существенный системный инвестиционный риск в России, зарубежные инвесторы, привлеченные возможностью быстро получить высокий процент на капитал, вплоть до взрыва финансово-экономического кризиса в 2009 году, продолжали свои операции на российском финансовом фондовом рынке.           Крупнейшим зарубежным инвестором в России являются Германия и США.           К числу стран с наибольшим объемом иностранных инвестиций, кроме США, относились: Великобритания, Кипр, Франция.           Среди регионов у западных инвесторов наибольшей популярностью пользуются Москва, Санкт-Петербург, а также Архангельская и Тюменская области.           Благоприятный налоговый режим для притока иностранных инвестиций создала Новгородская область. В ней четыре района объявлены безналоговыми зонами. Капитальные зарубежные вложения освобождены от местных налогов до полной их окупаемости. По такому пути идут Татарстан, Самарская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области.           Новым явлением для российской экономики стал приток капитала из азиатских НИС. Еще недавно их привлекали только сырьевые отрасли, они так же начали уделять внимание проектам в высокотехнологичных и даже инфраструктурных областях. По некоторым оценкам, общий объем инвестиций азиатских «новых индустриальных стран» в Россию составил 1 млрд. долл. США. Из них на южно-корейские и сингапурские инвестиции пришлось около 400 млн. долл. Инвестиции Тайваня, Гонконга составили примерно по 200 млн. долл. Основные интересы азиатских инвесторов, включая Японию, связаны с развитием Дальнего Востока. По мнению ряда специалистов, главный резерв увеличения иностранных инвестиций не в странах Запада, а как раз в странах Востока, зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, накопивших за последние годы огромный капитал, имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше боящихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Странам Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона нужны российское топливо и сырье; они готовы также вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты, поддерживая российскую обрабатывающую промышленность.           Оценивая количественные показатели присутствия иностранных инвестиций в экономике России, приходится констатировать следующее. Их удельный вес в совокупных вложениях по разным оценкам составлял по разным оценкам 5-7%. Доля же иностранных инвестиций в общем, объеме основных производственных фондов не превышает 1%. Предприятия с участием иностранного капитала составляют весьма динамичную часть в российской экономике, однако роль их невелика, так как  они дают лишь 7% валового национального продукта страны инфляционных последствий, Россия может осваивать в 1,5 раза больше.           По расчетам Министерства экономики для выхода на устойчивую траекторию роста в ближайшие 10 лет России нужно 300 млрд. долл. Обострившийся в России 2009 г. финансово-экономический кризис поставил под сомнение все предыдущие прогнозы. Ухудшившаяся социально-экономическая ситуация в стране, недоверие многих зарубежных инвесторов к российскому рынку, несомненно, затормозят процесс привлечения зарубежных инвестиций в Россию.           Характеризуя общую ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в докризисный период, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате распахнутости российского рынка и неадекватного инвестиционного климата.           Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в Российскую экономику — не в интересах западных государств и международных корпораций. Более важно для них оставить Россию на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок для них – это главным образом и, прежде всего огромный спрос; им не нужны новые конкуренты.           Многие специалисты считают, что основным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный частный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигриовавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвестиции в Германии в 4-6 раз превышают аналогичные немецкие инвестиции в экономику России. Как только в России начнется оживление экономики, будут созданы благоприятные условия для инвестиций – развернется в крупных масштабах реэкспорт капитала.           Это повлечет за собой увеличение потока западных и восточных инвестиций и технологий.           Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать: меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Для реализации этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. Правительство Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города «русских» денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют по некоторым оценкам более 400 млрд. долл. В этой связи весьма полезным может оказаться использование опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей), накопленного в КНР. Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до70% которых принадлежит зарубежным китайцам) выросло китайское экономическое «чудо». 

 К числу других предпосылок  увеличения притока иностранного  капитала в Россию можно отнести:  высокий банковский процент, небольшую  инфляцию, открытие финансового  рынка, государственные обязательства  по выплате задолженности по  займам и кредитам.           Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время, наряду с положительными моментами, участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов: 1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только ускоренной исчерпаемости не возобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей; 2) слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями; 3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности на заниженном курсе рубля, позволившее ему за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, например, около 50% заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на внешний рынок; 4) капитальные иностранные вложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада. Имеются серьезные признаки того, что Россия начинает превращаться в международную «прачечную» по отмыванию средств, имеющих криминальное происхождение. Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей стороны. К тому же мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали это специфическое «лекарство». Так, Япония, например, с самого начала строго концентрировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Она огромные суммы затрачивала на закупку иностранных лицензий для создания своей технически передовой экспортной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, а требования иностранных государств открыть двери иностранному капиталу остаются нереализованными.           Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет в том, что выбор приоритетных направлений отраслей – дело очень тонкое, поскольку рыночные механизмы действуют далеко не всегда в российских интересах. Здесь требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические перспективы. Нужна научно обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Место России в мировой экономике

 Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.

В начале 2010 г. в России вместо 86 тыс. предприятий и организаций  функционировало 53 тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%), 124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания (60% общего числа) Лужков Ю. «Еще можно оздоровить работу предприятий»  фермерских хозяйств, 1,9 млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфраструктуры (в т.ч. 950 тыс. малых предприятий), около 48 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий, 140 тыс. бюджетополучателей, 1520 коммерческих банков, что позволяет говорить об определенной степени сформировавшейся рыночной многосубъектности экономики России.

Преобразование экономической  системы («трансформация» по Ю. Ольсевичу) сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я. Корнаи) спадом производства.

В России спад производства ВВП за 2005 - 2009 гг. составил 28% .

Глубина спада производства в России выше трансформационного, что обусловлено  более деформированной, чем в  других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 - 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры).

Сокращение темпов спада, но все-таки продолжающееся в течении 9 лет падение производства и ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы (или ее подавленный характер, обусловливаемый «окукливанием» предприятий) и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, о чем свидетельствует как рост коэффициента К. Джини, так и рост (до 2009 г.) вогнутости кривой М. Лоренца. Децильный коэффициент возрос с 1: 1,8 .Падение реальных доходов населения России за 2009-2010 гг. составило 30%.

Трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно-управляемой  экономике объективно обусловливают  рост безработицы в переходный период численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России в первом квартале 2009 г. составила 7,2 млн. человек, или 10,5% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда, а численность официально зарегистрированных безработных - 1,2 млн. человек, или 2,7% экономически активного населения.

Информация о работе Место России в мировой экономике