Место России в системе МЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:15, доклад

Краткое описание

В мировой торговле доля России меньше, чем ее доля в мировом производстве товаров и услуг. Об этом свидетельствует то, что экспортная квота России намного ниже общемирового показателя. По объему экспорта в 2003 г. Россия занимала 1 7-е место в мире (1,7 %). Еще в СССР в экономике наблюдался перекос структуры экспорта в сторону небольшого количества сырьевых товаров, особенно энергоносителей. В постсоветской России это еще более усилилось.

Файлы: 1 файл

43.docx

— 26.25 Кб (Скачать)

43. Место России в  системе МЭО. 

В мировой торговле доля России меньше, чем ее доля в  мировом производстве товаров и  услуг. Об этом свидетельствует то, что экспортная квота России намного  ниже общемирового показателя. По объему экспорта в 2003 г. Россия занимала 1 7-е место в мире (1,7 %). Еще в СССР в экономике наблюдался перекос структуры экспорта в сторону небольшого количества сырьевых товаров, особенно энергоносителей. В постсоветской России это еще более усилилось. Россия очень мало вывозит промышленных и потребительских товаров, машин и оборудования. Одна из причин этого – низкая конкурентоспособность российских промышленных товаров на мировом рынке. В импорте России значительное место занимают продовольственные и потребительские товары, доля промышленного оборудования также очень низка.

Участие России в мировых финансовых потоках  сложно назвать нормальным. В 1990-х  гг. быстро увеличивалась внешняя  государственная и негосударственная  задолженность. Одновременно в огромных количествах частные капиталы «утекали»  из России по экономическим и иным мотивам. Россия нуждалась в прямых иное-транных инвестициях, способных принести с собой новые технологии, но они поступали в малых размерах. Легальный вывоз капитала из России в виде прямых инвестиций также крайне мал.

Однако Россия обладает благоприятными факторами  производства: квалифицированной, организованной и низкооплачиваемой рабочей  силой; богатейшими природными ресурсами; высоким научно-техническим потенциалом.

Причины того, что  эти благоприятные факторы до сих пор не оказывают положительного влияния на экономику и международные  экономические отношения России, состоит в следующем:

1) разрушив планово-социалистическую экономику, Россия не смогла создать на ее месте эффективную частнокапиталистическую систему хозяйства;

2) распад внутрисоюзных интеграционных связей тяжело заменяется новой системой международного разделения труда на постсоветском пространстве;

3) отход от милитаризованной экономики этой модели при сохранении эффективных секторов военного производства – также трудный процесс;

4) как и бегство капиталов, большое значение имеет «утечка мозгов» – эмиграция персональных носителей научно-технического прогресса.

России необходима так называемая реиндустриа-лизация, т. е. создание современной экономики на основе внедрения передовых технологий во все отрасли хозяйства и сферы жизни. Развитие более здоровых международных экономических отношений может сопутствовать экономическому возрождению России.

2011 год оказался  еще более удачным для экономики  РФ даже в сравнении с весьма  удачным 2010-м — сальдо торгового  баланса лишь немногим не дотянулось  до показателя в $200 млрд ($198,8 млрд, год назад — $151,7 млрд). Кроме того, финальные цифры динамики экспорта и импорта позволяют считать такое развитие внешней торговли сбалансированным: рост экспорта в годовом измерении — 30,4%, импорта — 29,9%.

Впрочем, детальные  цифры Росстата демонстрируют, в  какой степени эта сбалансированность — случайность, а не закономерность. Фактически рост профицита торгового  баланса обеспечен ростом доли топливно-энергетического  сектора в экспорте — с 67,6% (в  общем экспорте) в 2010 году до 69,2% в 2011-м. Темпы роста выручки "неэнергетического" экспорта более скромны, чем финансовый результат роста цен на нефть  и газ. В денежном выражении среди  других крупных статей экспорта существенно  рос лишь сбыт за пределы РФ азотных  удобрений (61,6% роста объемов экспорта к объемам 2010 года) и в целом  химической продукции (26,2% роста). Рост экспорта продовольствия полностью  обеспечен "эффектом низкой базы" при экспорте зерновых. Сохраняется старая закономерность: экспорт продукции отраслей с большим числом переделов растет медленнее, чем с высоким. Так, экспорт продукции машиностроения вырос в денежном выражении в 2011 году на 8,4% (после восстановительного роста 2010 года в 19,9%), экспорт в цветной металлургии увеличился в денежном выражении на 5,1% (год назад — на 32%). Лишь в черной металлургии темпы роста экспорта росли сравнимо с прошлым годом: рост 2011 года составил 15,5%, 2010 года — 20,1%.

Без столь существенного  роста цен на нефть, отметим, диверсификация российского экспорта и ослабление "сырьевой зависимости" РФ были бы неизбежны, но при сохранении сырьевых цен на уровне 2010 года (с поправкой  на долларовую инфляцию) профицит торгового  баланса сохранялся бы на прежнем  уровне. В свою очередь, долгосрочная стабилизация темпов роста импорта  неочевидна: она в 2011 году обеспечена лишь торможением темпов роста импорта  продовольствия и особенно химической продукции при увеличении (44,1% против 40% год назад) темпов роста продукции  машиностроения. Отказ от "сырьевой иглы" в 2011 году де-факто происходил, но только его (почти случайная) постепенность  не давала в 2011 году проявиться негативным сторонам процесса.  
 
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. В конце XX века для РОССИИ возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью. 
 
После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, ко-торое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового. 
 
Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств , Этноцивилизационное многообразие ее населения, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы. Большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотно заселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России. 
 
По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет.  
 
В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования поли-центризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

Сегодня Россия имеет  значительные возможности для ведения  активной внешней политики. Она сохраняет  за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком. 
 
Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. По-нятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Все больше людей  в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления  внешней политики Российского государства. Первостепенной важности задачей внешней  политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада. 
 
В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа.

Для стран Зап Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования. 
 
В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, ука-зывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. (СНГ) 
 
Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности. 
 
Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала.  
 
В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера.  
 
Основных дипломатических и торговых партнеров России: 
 
К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и Индию. 
 
Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию. 
 
Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция. 
 
Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия. 
 
Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию
 

Протокол о  вступлении России во Всемирную торговую организацию был подписан 16 декабря 2011 года. Страна войдет в торговый клуб после 18 лет переговоров. К осени 2011 года РФ получила согласие на вступление в организацию от всех ее участников, кроме Грузии. В начале ноября Москва и Тбилиси при посредничестве Швейцарии смогли согласовать двустороннее соглашение по ВТО, а затем подписали его. 
Бюджет России может потерять около 240 миллиардов рублей из-за понижения таможенных пошлин в связи со вступлением в ВТО. Об этом заявил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. "Мы подсчитали, что в самый последний год переходного периода, а это семь лет, при существующем объеме торговли, импорта, падение бюджетных доходов от пошлин составит 230-240 миллиардов рублей - порядка 8,5 миллиарда долларов", - заявил Медведков.

По словам Медведкова, вероятность потерь невелика, поскольку  из-за снижения пошлин возрастет объем  торговли. Он отметил, что тарифы будут  снижаться за семь лет примерно на три процента, и аналогичное уменьшение произошло в 2002 году. Но тогда поступления  в бюджет от таможенных пошлин выросли, несмотря на сокращение тарифов. Это  произошло, во-первых, потому, что начался  рост объемов торговли. Во-вторых, от уплаты пошлин стали реже уклоняться.

В марте 2012 года в  СМИ появилась информация, что  для поддержки российских предпринимателей, которые могут понести ущерб  из-за снижения таможенных пошлин, им предоставят  преференции для участия в  государственных закупках. В феврале  Минсельхоз и РСПП предсказали отечественному сельскому хозяйству потери от вступления в торговый клуб. В РСПП разработали  программу поддержки российского  фермерства стоимостью в 400 миллиардов рублей.


Информация о работе Место России в системе МЭО