Место России в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:18, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, весьма актуальной задачей является комплексное исследование места России в современном мировом хозяйстве. Растущая конкурентная борьба и усиливающаяся неравномерность развития в мировом хозяйстве придают особую значимость фактору времени, из-за которого устойчивость качественных характеристик места и роли России в глобальном процессе дополняется их качественной изменчивостью.

Таким образом, цель работы – определить место России в системе мирового хозяйства.
Таким образом, весьма актуальной задачей является комплексное исследование места России в современном мировом хозяйстве. Растущая конку¬рентная борьба и усиливающаяся неравномерность развития в мировом хо¬зяйстве придают особую значимость фактору времени, из-за которого устой¬чивость качественных характеристик места и роли России в глобальном про¬цессе дополняется их качественной изменчивостью.
Таким образом, цель работы – определить место России в системе мирового хозяйства.
Задачи работы:
1) Выявить специфику современного этапа развития мирового хозяйства
2) Определить основы вхождения России в систему мирового хозяйства
3) Рассмотреть основные проблемы интеграции России в мировое хозяйство.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Основные тенденции мирового экономического развития………………….4

2. Специфика национального хозяйства России и проблема его интеграции в мировую экономику……………………………………………………………..7

3. Особенности участия России в международном разделении труда……….10

4. Перспективы развития России в системе мирового хозяйства…………….12

Заключение………………………………………………………….…………...14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Место_России_в_системе_мирового_хозяйства.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: 

МЕСТО РОССИИ В СИСТЕМЕ  МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 

2011

План 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Основные  тенденции мирового экономического  развития………………….4

2. Специфика национального хозяйства России и проблема его интеграции в мировую экономику……………………………………………………………..7

3. Особенности участия России в международном разделении труда……….10

4. Перспективы развития России в системе мирового хозяйства…………….12

Заключение………………………………………………………….…………...14

Список  использованной литературы…………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь. Современное мировое хозяйство возникло после промышленного переворота, происшедшего в конце XIX — начале XX столетия в ходе перерастания капитализма в его монополистическую стадию. До середины XX в. оно основывалось в большей степени на неэкономическом принуждении, зачастую даже на военной силе, нежели на «силе капитала». В мировом хозяйстве этого периода существовали острые противоречия, делавшие его весьма неустойчивым. Это, прежде всего, противоречия между империалистическими державами (приведшие к двум мировым войнам), а также между промышленно развитыми и развивающимися странами.

      Таким образом, весьма актуальной задачей  является комплексное исследование места России в современном мировом  хозяйстве. Растущая конкурентная борьба и усиливающаяся неравномерность развития в мировом хозяйстве придают особую значимость фактору времени, из-за которого устойчивость качественных характеристик места и роли России в глобальном процессе дополняется их качественной изменчивостью.

      Таким образом, цель работы – определить место России в системе мирового хозяйства.

      Задачи  работы:

      1) Выявить специфику современного  этапа развития мирового хозяйства

      2) Определить основы вхождения  России в систему мирового  хозяйства

      3) Рассмотреть основные проблемы  интеграции России в мировое  хозяйство. 
 
 

1. Основные тенденции мирового экономического развития

         Усиление открытости страны в мировом хозяйстве предоставляет новые перспективы для развития ее экономики, однако инициирует также и определенные проблемы, например: расширение мирохозяйственных связей, меняет общий объем ресурсов государства, происходит преобразование их материально-вещественной формы, усиление возможностей заимствования знаний. Глобализация хозяйственной жизни содействует синхронизации ее в странах с рыночной экономикой, однако рост взаимозависимости стран приводит к тому, что при нарушении в функционировании экономики какого-либо государства – крупного элемента мировой системы - неизбежно наступают международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны. Таким образом, открытость стран порождает серьезные проблемы и нередко иностранная конкуренция приводит к вымыванию целых отраслей, увеличивая зависимость стран от импорта и размывая сложившуюся в них экономическую структуру и даже образ жизни, что, в частности, проявилось и в России.

      Политика  открытости экономики должна быть связана  в первую очередь с введением принципов конкурентной борьбы в промышленной политике, а также политике поддержки и защиты бизнеса. Это может быть выражено в пересмотре и реформировании кредитной политики, ранее нацеленной на защиту и поддержку определенных отраслей промышленности, ликвидации ограничений на импорт и тарифные барьеры, защищавшие эти отрасли промышленности от иностранных конкурентов и др.

      Исходя  из того, что глобализация является новым этапом международной конкуренции, для которого характерно доведение до абсолюта процесса транснационализации мировой экономики, необходимо отметить вопрос функционирования транснациональных компаний (ТНК) в современных условиях, обратив внимание на растущие при этом противоречия между интересами ТНК и национальными интересами. Эти противоречия особенно обнажились во время кризиса, когда гиганты бизнеса проигнорировали интересы стран базирования.

      На  современном этапе процесс глобализации представляет собой закрепление в мировой экономике монопольного положения финансового капитала развитых стран во главе с США, причем мировой финансовый капитал представлен бюджетно-денежными структурами и не включает сколько-нибудь целостной интеграции национальных инвестиционных денежных систем. Такая интеграция переживает лишь начало своего становления. В отношении России отмечается подчинение ее национальной бюджетной политики требованиям МВФ и ВБ, а экономики в целом - бюджетной политике. Следует также отметить, что отрицательным фактором внутреннего развития нашей страны является не столько содержание требований к бюджетной политике, сколько замещение последней экономической политики в целом.

      Таким образом, глобализация подразумевает  не абсолютную открытость национальных экономик, а относительную. При этом функционирует ряд экономических и политико-правовых механизмов защиты национальной экономики в процессе ее развертывания на рыночных принципах. Одним из них является институт ответственности международных экономических организаций, а также институт национальной экономической безопасности.

      Исследование  проблем конкуренции и монополизации  требует обозначения роли государства. Нельзя не видеть неоднозначности экономической роли государства, как и роли любого института. С одной стороны оно является защитником и гарантом права, защитником равенства возможностей и принципов справедливости, противовесом власти и групповых привилегий господствующих классов и олигархических слоев. С другой стороны, оно может быть инструментом в руках этих самых антиобщественных сил, используемым ими для защиты своего господствующего положения, социальных и экономических преимуществ. В третьем случае оно олицетворяет защиту собственных групповых интересов бюрократии как социального слоя и поддержка (законодательством и практикой их выполнения) своего положения как сильной социально-экономической монополии. Если в стране есть внятные выражения национальных интересов, то это способствует как прозрачности внутренних «правил игры», так и гармонии интересов бизнеса и государства во внешней среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Специфика национального хозяйства России и проблема его интеграции в мировую экономику

         Переход российской хозяйственной системы из закрытого состояния к относительно высокой степени ее открытости без защиты национальных интересов дал и негативные последствия.

     В свете этого актуализировалась проблема повышения конкурентоспособности и российского бизнеса почти всех отраслей. В России при ускоренном строительстве рыночной экономики проблеме конкурентоспособности сравнительно долго не уделялось достойного внимания, хотя она является ключевой в контексте обеспечения ее успешной конкурентной борьбы в мировой экономике.

      Россия  обладает самой большой территорией в мире. Ее площадь составляет до 17 млн. кв. км. Но территория России, на которой можно вести эффективную деятельность, гораздо меньше – всего 5,5 млн. кв. км. С этой точки зрения, Россия уступает первенство Бразилии и США и занимает пятое место после Китая.

      Россия  богата природными ископаемыми (например, нефтью и газом), но значительная их часть находится в труднодоступных местах (лесах и болотах Западной Сибири. Основная доля разведанных запасов полезных ископаемых приходится на газ. Россия является самым крупным добытчиком газа в мире, обеспечивая до 30 % мирового спроса на газ. После России по объемам экспортных поставок газа на мировой рынок идут США (25 %).

Наличие крупных месторождений полезных ископаемых, по сути, определяет основные составляющие модели экономического развития страны.

      Рассматривая  вопросы влияния мирового кризиса  на экономику России, можно отметить, что отечественная экономика  по-прежнему сохраняет курс, основанный на торговле природными ресурсами. Сегодняшняя  структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны.

      Исходя  из того обстоятельства, что укрепление и повышение конкурентоспособности в условиях глобализации подразумевает формирование оптимальной внутренней и внешней специализации экономики, выстраивания соответствующей ее структуры экономики, отражающей особенности ее национальной стратегии и тактике в международной конкурентной борьбе, конкурентоспособность страны должна базироваться, прежде всего, на прочности ее национальной воспроизводственной базы.

      Все это требует от государства выработки и реализации соответствующей стратегии с целью содействия структурным преобразованиям в отечественной экономике в сторону преодоления существующей экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста. Только инновационное развитие создает инновационную экономику.

      Россия  в системе мировой экономической  интеграции сегодня занимает место сырьевого придатка, что еще более усугубляется опорой России на традиционные индустриальные отрасли (причем, прежде всего, сырьевые) как объект привлечения инвестиций в сочетании с полной открытостью по отношению к мировому рынку.

      В ходе каждого структурного кризиса  мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического успеха.

      Каждый  раз смена доминирующих технологических  укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран.

      В связи с этим сегодня необходим пересмотр пространственных ориентиров дальнейшего развития России, причем одним из важнейших сдвигов во всей системе международных внешнеэкономических связей России должно быть изменение ее места во всей системе международного разделения труда.

      Вступление  России в ВТО имеет далеко не однозначный  характер. Кроме явных преимуществ (например, отмена многочисленных ограничений и квот, повышенные ввозные пошлины на отдельную продукцию и др.), имеются и серьезные аргументы против данного шага. Так, открытие двери для зарубежных товаров создаст малому бизнесу в России серьезную конкуренцию с точки зрения качества и технического уровня наших товаров.

      После вступления России в ВТО отечественный рынок будет активно осваиваться иностранными компаниями.

      Приход  на российский рынок международных  корпораций усилит конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций и значительному падению рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижению их конкурентоспособности.

      В результате отечественные компании могут исчезнуть с рынка. Вступление России в ВТО не позволит России проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако стратегически важным отраслям производства. Это, в свою очередь, приведет к росту безработицы и падению уровня жизни.

      Также необходимо отметить, что вследствие чрезмерной концентрации национального экспорта на поставках сырья и материалов, особенно в страны дальнего зарубежья, все ярче проявляется высокая уязвимость страны перед изменениями мировой сырьевой и общехозяйственной конъюнктуры.

Информация о работе Место России в системе мирового хозяйства