Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:42, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать деятельность Международного валютного фонда и его роль в мировой финансовой системе. Задачи данной работы в следующем: изучение истории, задач, целей, инструментов работы МВФ, анализ деятельности в странах Латинской Америки, СНГ и Восточной Европы.
Введение 4
Глава 1 .Теоретические основы функционирования МВФ. 5-13
Цели и задачи функционирования МВФ. 5-8
Функции МВФ. 8-10
Инструменты МВФ. 10-13
Глава 2. Анализ деятельности МВФ. 14-31
2.1 Анализ влияния МВФ на страны Латинской Америки
во второй половине 20 века. 14-18
2.2 Анализ влияния МВФ на страны СНГ. 18-29
2.3 Анализ влияния МВФ на страны Восточной Европы в конце
20 века. 29-33
Заключение. 34
Список литературы. 35-38
2. Инструменты, призванные создавать для стран-участников стимулы для проведения политики, содействующей повышению устойчивости их экономики к кризисным потрясениям, и соблюдать международные стандарты и правила, а также поддерживать партнерские отношения с частными кредиторами. К этой группе инструментов в настоящее время относятся Гарантийные (обусловленные) кредитные линии (Contingency Credit Lines, или CCL). Разработанные в 1999г., CCL призваны служить превентивным средством защиты стран-членов от проблем, связанных с урегулированием платежного баланса в случае возникновения цепной международной финансовой реакции. Ресурсы по линии CCL предоставляются в рамках договоренностей о кредитах SBA. Уровень использования ресурсов CCL, который не засчитывается в лимиты доступа в рамках кредитных траншей, находится в пределах 300-500% квоты. Погашение кредитов должно осуществляться в течение 1-1,5 лет. Срок погашения может быть продлен на 1 год. CCL имеют ряд отличительных от других кредитных инструментов черт. В частности, CCL включают элемент предварительного утверждения права на использование и автоматического получения ресурсов МВФ. Однако, чтобы получить кредиты по данной линии, страна должна предоставить финансово-экономическую программу, которая бы отвечала следующим критериям:
1) отсутствие немедленной
потребности в использовании
ресурсов МВФ в момент
2) положительная оценка
политики страны МВФ и
3)конструктивное
3. Инструменты, предназначенные для преодоления внутренних трудностей с платежным балансом (SBA) и проведения структурных реформ (EFF), конечной целью применения которых является достижение устойчивого доступа стран к международному рынку капиталов. В МВФ понимают необходимость более строгого регулирования продолжительности доступа к SBA и EFF. Сейчас границы между Соглашениями SBA и Соглашениями EFF размыты. Первые, нося краткосрочный характер (до 18 месяцев), в основном используются для стабилизации платежного баланса в условиях, когда для этого не требуются структурные реформы. Вторые – применяются для поддержки более долгосрочных программ, включающих существенную структурную составляющую. Однако в целях удлинения сроков поддержки на практике EFF зачастую использовались для финансирования краткосрочных программ, не имевших структурного компонента, а программы, поддерживаемые SBA, рассчитывались на более длительные сроки и включали структурные компоненты.8
4. Инструменты, предназначенные для целенаправленной поддержки со стороны МВФ макроэкономической стабильности в беднейших странах в сочетании с программой борьбы с бедностью, реализуемыми Всемирным банком. В настоящее время к ним относится Механизм сокращения бедности и увеличения экономического роста (Poverty Reduction and Growth Facility, или PRGF(ПРГФ)). Программы, поддерживаемые в рамках ПРГФ, составляются на основании Стратегии сокращения бедности (ПРСП), которая разрабатывается при участии правительства, неправительственных организаций, доноров и международных учреждений, а затем утверждается Исполнительным Советом МВФ и Всемирного банка. В программах имеются положения, ориентированные на поддержку бедных слоев населения и предусматривающие перераспределение государственных расходов на развитие социальных секторов и инфраструктуры, а также подчеркивающие важность совершенствования государственного управления как одной из основополагающих предпосылок макроэкономической стабильности, устойчивого роста и сокращения бедности. Кредиты предоставляются странам-членам в рамках трехлетних договоренностей с возможностью продления на один год об использовании ПРГФ под 0,5% годовых. В рамках «трехлетней договоренности» страна может заимствовать средства в пределах 140% (максимум до 185%) своей квоты в МВФ. Погашение кредитов осуществляется равными платежами один раз в полгода в течение 5-10 лет.9
Глава 2. Анализ деятельности МВФ.
2.1 Анализ влияния МВФ на страны Латинской Америки во 2 половине 20 века.
В середине 90-х годов 20-го столетия произошел ряд крупных экономических кризисов, которые затронули различные регионы мира: Латинскую Америку, Африку, Восточную Азию, Россию.
Международные финансовые организации, в первую очередь МВФ, одной из основных целей которых является поддержание финансовой стабильности в мире, реализуя свои антикризисные программы, далеко не всегда достигали желаемого результата.
Проанализируем политику МВФ, проводимую в отношении Аргентины, а также программу Вашингтонского консенсуса, предназначенную для стран испытывающих финансовый и экономический кризис.
«Вашингтонский консенсус» – это свод экономических предписаний макроэкономической политики, изложенных английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году. Они предназначались в качестве базовых указаний странам, нуждавшимся в помощи со стороны таких международных экономических организаций, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Основной акцент делался на важность макроэкономической стабильности и интеграции в мировую экономику, другими словами, неолиберальное представление о глобализации. Однако он привел к ограниченным результатам, после того как был применен в странах, испытывавших экономические кризисы.10
Международный валютный фонд и Всемирный банк объявили о том, что выдавать кредиты развивающимся государствам они будут исключительно на условиях полного соблюдения правил вашингтонского консенсуса. Поскольку без средств МВФ и ВБ в XX веке правительства ряда стран не представляли себе экономической жизнеспособности, то они безоговорочно приняли эти правила игры и ударились в сомнительные реформаторские эксперименты. Тотальные экономические преобразования начались в странах Латинской Америки, Восточной Европы, Азии, в России. 11
Десять реформ, составлявшие список Уильямсона, фактически представляли базовый уровень:
1. Бюджетная дисциплина. Это должно
было осуществляться во всех
странах, где был большой дефицит,
приведший к кризису
2. Перераспределение
3. Налоговая реформа (снижение предельных ставок, расширение налоговой базы).
4. Либерализация процентных
5. Конкурентоспособный валютный курс.
6. Либерализация прямых
7. Приватизация.
8. Либерализация торговли.
9. Дерегулирование.
10. Обеспечение прав
Рассмотрим сложившуюся ситуацию в Латинской Америке, и проанализируем влияние Вашингтонского консенсуса.
В начале 90-х годов Аргентина пережила острый финансово-экономический кризис. В день получения зарплаты население полностью расходовало его на покупку товаров. Это явление получило название «Вальс этикеток».
Годовая инфляция достигла 5000%. Новый министр экономики отыскал путь решения проблемы – долларизацию всего и вся. Предложенный им «План конвертации» основывался на жесткой привязке национальной валюты – песо- к доллару и их курсовом паритете, запрещении денежной эмиссии, если она не обеспечивалась золотым запасом и ценными бумагами, приватизации государственной собственности, бездефицитном бюджете и сокращении расходов от социальной сферы до военной.
На первых порах реформа превзошла все ожидания. Инфляция упала до нулевой отметки. Налоговые поступления за несколько лет возросли на 50%, годовой прирост ВВП приблизился к 10%.
Эйфория продолжалась, пока большинство населения не ощутило последствия реформы. Источник – неолиберальная экономическая политика по рецепту МВФ, главные требования которого – курсовой паритет песо по отношению к доллару и не обремененный «социалкой» бездефицитный бюджет. Взамен – предоставление кредитов.
Небывало высокой оказалась социальная цена таких реформ. Безработица увеличилась в два раза, и не снижалась с 18 % отметки, такого страна не знала даже в Великую депрессию. Упразднена государственная система медицинского страхования. Усиливается имущественное расслоение. Разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными увеличились с 8 до 14 раз. Возросла преступность.
Для производителя и экспортера долларизация обернулась удушением национальной экономики, неконкурентоспособностью товаров за рубежом, внешнеторговым дисбалансом, полной зависимостью от иностранных инвесторов. Искусственная поддержка песо сделала его невероятно дорогим по отношению к валюте главных торговых партнеров, прежде всего Бразилии, с которой Аргентина более десяти лет связана общим рынком товаров, финансов и услуг – МЕРКОСУР. Ударом для Аргентины стала девальвация в январе 1999 года бразильской валюты – реала. Девальвация обеспечила преимущества экспорту бразильских товаров в ущерб аргентинским. Бразилию «надоумили» провести девальвацию – « это домашнее средство МВФ от всех недугов экономики» - руководители МВФ и министерство финансов США. В провоцировании торговых противоречий между Аргентиной и Бразилией США преследовало сверхзадачу – развал Меркосур. Бразилия считает его самой предпочтительной моделью региональной экономической интеграции.
МВФ уготовил Аргентине бессрочную долговую яму. Вот динамика роста государственного долга, более 80 % которого – внешний:
1991 год – 80,8 млрд.долларов, 1994 год – 83,7 млрд., 1996 год – 108,9 млрд., 2000 год – 140 млрд., 2001 год – 155 млрд., 2002 год – 171,2 млрд.
За это же время доля долга в объеме ВВП выросла с 46,7 до 58,7%.
В течение 10 лет Аргентина являлась опытной лабораторией МВФ.В декабре 2000 года МВФ предоставил стабилизационный кредит Аргентине на сумму около 40 млрд. долларов. К этому времени внешняя задолженность страны с населением около 37 млн. человек достигла 140 млрд. долларов. Два главных условия МВФ – не допускать мораторий на выплату процентов по долгам и обеспечить бездефицитный бюджет. В МВФ не могли не знать, что Аргентина уже не в состоянии выполнить эти условия. В 2000 году выплата процентов по долгам впервые превысила годовую зарплату всех госслужащих.
Еще один метод обескровить Аргентину – игра присосавшихся к ее долгам международных финансовых спекулянтов на котировках ГКО. Игра на понижение курса песо обошлась Аргентине только за три года в 200млрд. долларов прямых и косвенных убытков.
Дальше потрошить Аргентину уже не было смысла, и внимательно отслеживающая кризис в этой стране «Файнэшл таймс» констатировала : «Кредиты МВФ вряд ли помогут существенно улучшить экономическое положение». Затем, посетившая делегация МВФ Буэнос- Айрес, признала должника банкротом и закрыла кредитную линию. До самого последнего момента в стране надеялись на помощь США, но они признали дальнейшее кредитование бессмысленным, и посоветовало ей объявить банкротство. С этого момента в стране наступил ужасный экономический кризис. Аргентина объявила дефолт – самый крупный в истории мировой финансовой системы, девальвировала песо, отказавшись от его привязки к доллару. Неизбежная инфляция, обвал финансовых рынков, прежде всего в других странах Латинской Америки, бегство инвесторов из потенциально рискованных зон.
Только освободившись от МВФ Аргентина сможет реалистично подойти к решению собственных проблем. Стоит отметить, что многочисленные страны и даже отдельные континенты не ощутили более менее заметных положительных результатов от внедрения в них программ МВФ.13
2.2 Анализ влияния МВФ на страны СНГ в 90-е годы 20 века.
В число СНГ входят следующие страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Для рассмотрения и проведения анализа рассмотрим данные нескольких стран.
1) Сотрудничество Азербайджана с МВФ: Азербайджан сотрудничает с МВФ с 18 сентября 1992 года. До сих пор МВФ Азербайджану были выделены кредиты в рамках шести программ, однако, начиная с 2005 года, сотрудничество с МВФ осуществляется на уровне консультаций, так как азербайджанское правительство отказалось от получения кредитов из фонда. Кредиты, предоставленные МВФ азербайджанскому правительству, ежегодно и без опозданий выплачиваются в сроки, предусмотренные соглашениями. За прошедший период между правительством Азербайджана и МВФ было налажено плодотворное сотрудничество. Этот факт, в свою очередь, свидетельствует о наличии механизма динамичного развития экономики Азербайджана. В переговорах МВФ с азербайджанским правительством приоритет составляют вопросы развития в стране промышленности, приватизации государственных банков, решения проблем с обеспечением водой и энергией и необходимости проведения в этих системах реформ, а также проведения реформ в государственных структурах, обеспечения рационального использования нефтяных доходов, прозрачности в деятельности Нефтяного фонда и других направлениях.
Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев придавал большое значение сотрудничеству с этой международной финансовой структурой. Будучи в Баку с официальным визитом, директор МВФ Мишель Камдессю встретился 12 марта 1996 года и провел переговоры с Гейдаром Алиевым. На совместной пресс-конференции после встречи Президент Гейдар Алиев сказал о том, что переговоры были посвящены будущему сотрудничеству Азербайджанской Республики с МВФ, а также подчеркнул то, что МВФ является крупнейшим мировым финансовым центром. По его словам, МВФ оказывает Азербайджану финансовую помощь кредитами для проведения экономических реформ, структурных преобразований в экономике, осуществления приватизации и других подобных мер. 14
Азербайджан первым среди стран СНГ полностью погасил задолженность перед основным донором азербайджанской экономики в 90-е годы XX века - Международным валютным фондом. Подчеркнем, что это произошло в 2008 году, когда другие страны констатировали спад экономик вследствие мирового финансового кризиса.15
2) Российская Федерация стала официальным участником МВФ 1 июня 1992 года, получив девятую по величине долю в капитале международной организации (2,79%). Это позволило России использовать средства фонда для финансовой поддержки экономических преобразований в начале 1990-х годов и для преодоления кризиса 1998 года.
"В 90-е годы МВФ оказывал серьезное влияние на Россию, поскольку мы вместе с Фондом разрабатывали целый ряд реформ отечественной экономики, прежде всего, связанных с бюджетной политикой, необходимостью балансировать бюджет", — сообщил агентству "Прайм" Алексей Кудрин, отвечавший за реализацию рекомендаций МВФ на посту главы Минфина в течение 10 лет.16
В начале 1996 года Россия получила крупнейший от МВФ самый крупный кредит за все время работы Фонда — 12 млрд. долларов США. Этот крупнейший кредит Международного валютного фонда Россия получила в виде двух траншей, первый был 6,5 млрд., второй — 5,5. История сотрудничества РФ с МВФ началась с небольшого кредита в миллиард долларов, полученного в 1992 году Егором Гайдаром. Всего 2 года спустя, МВФ одолжил РФ еще полтора миллиарда. Спустя еще 2 года, уже Черномырдин добился еще одного договора с Фондом, который оказался не только самым крупным кредитом для России, но и крупнейшей сделкой для самого МВФ.
Спустя 3 года в 1999 году было принято решение прекратить занимать у МВФ. А 6 лет спустя, в 2005 году вся эта сумма была благополучно возвращена, и РФ полностью рассчиталась с МВФ.
Таким образом, России удалось в рекордно короткий срок не только избавиться от кредитной зависимости, но и получить полную финансовую свободу от МВФ.
Информация о работе МВФ: его роль и место в мировой финансовой системе