Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов, посвященных изучению методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в России в целом и в Костромской области в частности.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
1) Определить сущность и значение предпринимательской деятельности в современных условиях развития экономики России.
2) Исследовать основные направления государственной поддержки предпринимательства на современном этапе.
3) Определить место методов негосударственного финансового стимулирования предпринимательской деятельности.
4) Выявить особенности существующих методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010 - 2011 гг.
5) Проанализировать объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области и определить их роль в поддержке данных субъектов на современном этапе.
6) Определить возможные приоритетные направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы финансового стимулирования предпринимательской деятельности…………………………………………..7
1.1. Сущность и значение предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..7
1.2. Государственная поддержка предпринимательства, ее виды………………………………………………………………………………11
1.3. Методы негосударственного финансового стимулирования предпринимательской деятельности ………………………………………………………….…………………………19
2. Современное состояние финансового стимулирования предпринимательства в Костромской области…………………………………………………………………………..26
2.1. Финансовое стимулирование предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010-2011 гг………………………………………..26
2.2. Объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области…………………………….………………………….….32
2.3. Направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации…….………36
Заключение…………………………………………………….…………42
Библиографический список литературы………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 350.76 Кб (Скачать)

В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки  малых и средних предприятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений.

Достаточно прочное и  заметное место среди негосударственных  структур поддержки малого предпринимательства  занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная  в 1991 г. как общественное объединение  предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в том числе и малого предпринимательства [31].

Торгово-промышленная палата Костромской области является независимой  негосударственной некоммерческой общественной организацией, содействующей  созданию благоприятных условий  для предпринимательской деятельности, развитию торгово-экономических и  научно-технических связей с организациями  и фирмами, как России, так и  зарубежных стран [31].

Деятельность Палаты охватывает предприятия и организации Костромы и Костромской области.

  Торгово-промышленная палата Костромской области входит в систему Торгово-промышленных палат Российской Федерации, объединяющую 173 территориальные Торгово-промышленные палаты, 16 представительств за рубежом [31].

Что касается других форм общественных организаций федерального, регионального  и местного уровней, то в них участвует  незначительная часть субъектов  малого и среднего предпринимательства.

При создании и обеспечении  деятельности специальных объединений  и союзов малого и среднего предпринимательства возникает много проблем, прежде всего финансового характера.

Объединения малых предпринимателей функционируют на основе различных  организационно-правовых форм. Часть  из них является общественными структурами, другие – коммерческими структурами (хозяйствующими субъектами).

Число членов таких организаций  часто незначительно, они не имеют  организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлять свою деятельность на защиту интересов малого предпринимательства.

Кроме того, общественные объединения  малого предпринимательства плохо взаимодействуют друг с другом.

Для консолидации предпринимательских  объединений, концентрации их усилий на решении неотложных проблем, обеспечения  нормального правового климата  возникла идея создания Объединения  предпринимательских союзов России (ОПОРы).

Некоммерческое Партнерство  «Объединение предпринимательских  организаций России» («ОПОРА») создано 18 сентября 2001 года по инициативе более пятидесяти предпринимательских организаций.

Членами НП «ОПОРА» являются неполитические общественные и некоммерческие организации, объединяющие предпринимателей (граждан или юридических лиц [20].

Цель Объединения – консолидация усилий общественных организаций малого и среднего бизнеса страны для формирования благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, представления и защиты интересов российских предпринимателей в диалоге с государственной властью всех уровней, содействие становлению отечественного «среднего класса» на основе лучших традиций отечественного предпринимательства и российской деловой культуры [20].

В настоящее время Некоммерческое Партнерство «ОПОРА» объединяет 141 отраслевой и территориальный союз и ассоциации предпринимателей, многие из которых имеют общероссийский статус и разветвленную региональную сеть.

Организационно Некоммерческое Партнерство «ОПОРА» строит свою деятельность на основе Соглашения о сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», создание которой 18 сентября 2002 года стало логичным продолжением усилий отраслевых предпринимательских союзов и ассоциаций - активистов Некоммерческое Партнерство "ОПОРА" по взаимодействию и развитию диалога с властью на всех уровнях [20].

Организации имеют общие  цели и задачи, общее руководство, отраслевые комиссии и комитеты по направлениям деятельности, исполнительную дирекцию.

Вместе эти две организации  составляют единое общественное движение малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ».

Для достижения своих целей  Организация действует в тесном взаимодействии с государственными органами законодательной и исполнительной власти, научными и исследовательскими учреждениями, другими бизнес-объединениями, правозащитными организациями, средствами массовой информации.

В частности, руководители и  эксперты Организации принимают  активное участие в разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы малых  и средних предпринимателей, проводят общественную экспертизу принимаемых  решений на всех уровнях государственного управления, участвуют в разработке способов устранения экономической  основы коррупции.

Роль государственных  и частных структур в финансовом стимулировании и поддержке предпринимательской деятельности, несомненно, велика.

Каждая из организаций  на территории Костромской области по разному оказывает помощь малому и среднему предпринимательству (см. приложение 3). Поддержка со стороны данных организаций, конечно, есть, но все же недостаточная и требует большего совершенствования в этой сфере.

 

    1. Направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Важнейшими направлениями  стимулирования предпринимательской  деятельности в современных условиях могут выступать:

  • мотивация предпринимательской деятельности;
  • разработка и использование действенных комплексных программ поддержки предпринимательства;
  • улучшение финансово-кредитной поддержки предпринимательства;
  • доступ к финансированию;
  • снижение платежей (арендная плата, доступ к сетям);
  • снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес.

Действенные комплексные  программы поддержки предпринимательства  должны иметь адресный характер и  учитывать региональные особенности.

Важнейшим направлением создания благоприятных условий для предпринимательской  деятельности является улучшение финансово-банковской системы.

Одним из факторов, ограничивающих возможности предпринимателей, являются трудности получения финансирования.

Поэтому одной из целей  поддержки предпринимательства, в  особенности малого и среднего предпринимательства, является создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие этих предприятий, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий, формирование групп банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, работающих с субъектами предпринимательства.

Планы и перспективы в финансовом стимулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Президент России Дмитрий  Медведев уверен, что [39]:

  1. На 2012 год необходимо сохранить предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в объемах не ниже предусмотренных бюджетом на 2011 год для финансирования комплексов мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
  2. Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, осуществляемая Внешэкономбанком, должна быть расширена.
  3. Также нужно рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании, преимущественно из внебюджетных источников, программы госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - финансирование малого и среднего предпринимательства.
  4. Необходимо создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса, для получения выгод от инноваций и создание миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест.
  5. Критически важно поддержка макроэкономической стабильности [41]:
  • Должны сохранять низкий уровень бюджетного дефицита и государственного долга.
  • При этом финансирование обязательств государства должно происходить, прежде всего, за счет увеличения доходов, полученных от высоких темпов экономического роста, от улучшения налогового и таможенного администрирования, а также от полноценной реализации программы приватизации госимущества, сказал президент.
  1. Процентные ставки по кредитам банков должны быть снижены до приемлемого уровня за счет развития конкуренции и за счет уменьшения законодательных и финансовых рисков.
  1. По словам премьер-министра РФ В. В. Путина, к 2020 году значительная часть компаний малого и среднего предпринимательства должна представлять сектора интеллектуального и творческого труда. Новая экономика – это экономика, где малое предпринимательство представляет не менее половины рабочих мест  [40] .  
  2. Разработан документ «Основные направления налоговой политики РФ на 2012-2014 годы».

В трехлетней перспективе 2012-2014 годов основными целями налоговой  политики остаются поддержка инновационной  деятельности, а также поддержка  инвестиций в области образования  и здравоохранения.

Внесение изменений в  законодательство о налогах и  сборах планируется по следующим  направлениям [26]:

  • Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. В данном направлении планируется:
  • снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый  с выплат в пользу физических лиц  в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и  до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также  для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых  взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых  взносов в ПФР в размере 10 процентов;

  • Мониторинг эффективности налоговых льгот:
  • оптимизация налоговых льгот. Так будет проведена работа по уточнению перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ;
  • анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов.
  1. С 2012 года в два раза увеличивается размер городских субсидий на открытие собственного дела начинающим предпринимателям [37].

В 2011 году максимальный размер субсидий составлял 500 тысяч рублей. В 2012 году финансовая поддержка новых проектов будет еще более весомой – на открытие собственного дела городские власти будут выделять по миллиону рублей.

  1. Предусмотрена и такая новая форма поддержки, как наставничество.

Мировая практика показывает, что у предпринимателей, имеющих  наставника, гораздо выше шансы на успех по сравнению с теми, кто  рассчитывает только на собственные  силы.  Предполагается, что кураторами начинающих готовы стать успешные и опытные бизнесмены. Они будут помогать им совершенно бескорыстно.

  1. Планируется создать и Фонд финансовой поддержки малого бизнеса Москвы.

Начинающим предпринимателям он будет выдавать кредиты по льготной ставке не более 12 процентов годовых, если они работают в приоритетных для столицы сферах, таких, как  медицина, фармакология, создание инновационных  материалов для строительства, ремонта, промышленной переработки [37].

На ближайшую перспективу  в России намечены основные пути финансового  стимулирования предпринимательской  деятельности. Но этого недостаточно. Необходимо постоянно по мере необходимости  вносить поправки, дополнять, расширять  намеченные перспективы и так далее.

Улучшение предпринимательского климата – это наилучший способ обеспечить высокие темпы экономического роста. Поэтому именно кардинальное улучшение предпринимательского климата в России является ключевой задачей, без решения которой модернизация и экономический рост будут невозможны.

 Благодаря грамотной финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства улучшится не только предпринимательский климат, но и увеличится количество рабочих мест, возрастет экономика страны в целом.

Без серьезных реформ в  финансовом стимулировании предпринимательской  деятельности страну ожидает довольно грустная перспектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

  1. Обосновано, что предпринимательская деятельность в современных условиях развития экономики России включает в себя такие основные отличительные черты, как экономическую свободу деятельности, ее рисковость, систематичность извлечения прибыли (дохода) законным путем,  и, что особенно важно, творческий новаторский характер.
  2. Определено, что функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в результате целенаправленных усилий государства.
  3. Обосновано, что совершенствование системы налогообложения предпринимательской деятельности в РФ является чрезвычайно актуальным. Для развития предпринимательства необходимо наличие хорошо отработанного механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля.
  4. Определено, что самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для предпринимательства является финансово-кредитная поддержка. Однако, выявлено и то, что такая поддержка имеет ряд существенных недостатков.
  5. Аргументировано, что методам негосударственного финансового стимулирования предпринимательства кроме некоторых преимуществ, присущи и определенные проблемы, в том числе они до сих пор не имеют четкой нормативно-правовой базы на федеральном уровне.
  6. Установлено, что основной программой поддержки предпринимательства в Костромской области является областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области" на 2009-2013 гг. В связи с этим выявлены мероприятия по поддержке предпринимательской деятельности, проводимые в Костромской области за 2010-2011 гг. и суммы средств, выделенные из Федерального бюджета на их осуществление.
  7. Доказано, что не маловажную роль на современном этапе в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области играют негосударственные структуры поддержки предпринимательской деятельности.
  8. Определено, что возможные приоритетные направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на ближайшую перспективу недостаточны и неизбежно расширение предполагаемых путей развития и поддержки предпринимательства. Ведь кардинальное улучшение предпринимательского климата в России является ключевой задачей, без решения которой модернизация и экономический рост будут невозможны.

Информация о работе Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности