Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов, посвященных изучению методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в России в целом и в Костромской области в частности.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
1) Определить сущность и значение предпринимательской деятельности в современных условиях развития экономики России.
2) Исследовать основные направления государственной поддержки предпринимательства на современном этапе.
3) Определить место методов негосударственного финансового стимулирования предпринимательской деятельности.
4) Выявить особенности существующих методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010 - 2011 гг.
5) Проанализировать объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области и определить их роль в поддержке данных субъектов на современном этапе.
6) Определить возможные приоритетные направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы финансового стимулирования предпринимательской деятельности…………………………………………..7
1.1. Сущность и значение предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..7
1.2. Государственная поддержка предпринимательства, ее виды………………………………………………………………………………11
1.3. Методы негосударственного финансового стимулирования предпринимательской деятельности ………………………………………………………….…………………………19
2. Современное состояние финансового стимулирования предпринимательства в Костромской области…………………………………………………………………………..26
2.1. Финансовое стимулирование предпринимательской деятельности в Костромской области за 2010-2011 гг………………………………………..26
2.2. Объекты инфраструктуры и общественные организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области…………………………….………………………….….32
2.3. Направления современного финансового стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации…….………36
Заключение…………………………………………………….…………42
Библиографический список литературы………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 350.76 Кб (Скачать)

Именно творческий, поисковый  инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально  новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов, от обычного бизнеса.

Исходя из всего выше сказанного, можно дать следующее определение предпринимательства: предпринимательство — это самостоятельная творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях систематического получения прибыли, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

На мой взгляд, данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все основные отличительные черты: экономическую свободу деятельности, ее рисковость, систематичность извлечения прибыли (дохода) законным путем, и, что особенно важно, творческий новаторский характер.

Отличительные черты предпринимательской  деятельности показаны на рис. 1.

Рис. 1 Основные отличительные  черты предпринимательской деятельности [21]

Необходимо подчеркнуть, что значение предпринимательской  деятельности для российской экономики  особенно велико. Опыт развитых стран  свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость  новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической  жизни. В связи с этим возрастает роль предпринимателя, обеспечивающего  технико-технологические прорывы, а, следовательно, и развитие национальной экономики.

Народному хозяйству России предстоят крупнейшие преобразования, не только социальные, но и технико-технологические  — с целью преодоления явного отставания от развитых стран, обеспечения  экономического роста и прогресса  во всех отраслях экономики на основе преобразования практически всех элементов  производства, освоения нового стиля  хозяйственного поведения, адекватного  рыночной экономике.

Осуществить все это без  предпринимательства, без новых  подходов к решению стоящих задач  просто немыслимо. Предпринимательство  призвано сыграть огромную роль в  подъеме и преобразовании экономики  России.

Отсюда вытекает неизбежность роста числа предпринимателей и  необходимость всемерной поддержки  со стороны государства и частных структур развития предпринимательства в России.

 

    1.  Государственная поддержка предпринимательства, ее виды

Функционирование современного предпринимательства невозможно без  благоприятного социально-экономического климата, который формируется в  результате целенаправленных усилий государства [28].

На сегодняшний день определены следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность [12]:

Экономические методы - это  налогообложение, перераспределение  доходов и расходов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, осуществление  государственной предпринимательской  деятельности.

Административные методы (эти методы используются в случае, когда экономические неэффективны или неприемлемы): принятие и корректировка  законодательства и контроль за его  соблюдением.

Мероприятия по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса  основываются на федеральном правовом регулировании. Базовыми законами в  данной сфере являются Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и Бюджетный кодекс РФ.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры [34]:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовой поддержке  малого и среднего предпринимательства специально посвящена ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ. Оказание данного вида поддержки может осуществляться за счет средств местных бюджетов путем предоставления [33]:

  • субсидий;
  • бюджетных инвестиций;
  • государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование системы  финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства направлено на стимулирование деятельности коммерческих банков, фондов поддержки малого предпринимательства, венчурных фондов, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, непосредственно обслуживающих этот бизнес, а так же на формирование системы государственных гарантий под кредиты и страхование субъектов малого предпринимательства [46].

Во многих субъектах РФ уже приняты или разрабатываются  специальные законодательные акты по вопросам государственной поддержки  предпринимательства, приняты нормативные  документы, предоставляющие некоторые  льготы предпринимательству.

Основные формы поддержки, которые интересуют предпринимателей и востребованы ими на сегодняшний  день – это доступ к финансированию, снижение платежей (арендная плата, доступ к сетям), снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес.

Фискально-налоговое  регулирование предпринимательства.

Налоговая политика государства  должна создавать для предпринимателей финансовые условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного  капитала и повышению эффективности  производства.

Сегодня в нашей стране при реализации политики стимулирования предпринимательской деятельности исходят, как правило, из налоговых  стимулов. Наиболее часто встречающиеся  формы используемых налоговых льгот [14]:

  • налоговые каникулы;
  • инвестиционные скидки;
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • ускоренная амортизация;
  • инвестиционные субсидии;
  • льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин.

Наиболее проста и эффективна система инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [16]. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

Налоговый кредит может предоставляться  при наличии хотя бы одного из следующих  оснований [15]:

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг;
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа;
  • осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных  налоговых ставок. Единственное существенное отличие от налогового кредита заключается  в следующем: предоставляемую сумму  инвестиционной скидки определяют не в абсолютном выражении, а в форме  налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога [8].

Инвестиционные скидки и  налоговый кредит по сравнению с  налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения  капитала в той или иной форме.

Налоговая отсрочка – изменение срока исполнения налогового обязательства при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом (заинтересованным лицом) суммы задолженности [13].

Отсрочка или рассрочка  может быть предоставлена заинтересованному  лицу по каждому из следующих оснований [13]:

  • нанесение этому лицу значительного материального ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого чрезвычайного и непреодолимого обстоятельства;
  • задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога и (или) сбора и (или) исполнения предъявленных ему требований об уплате налогов и (или) сборов и соответствующих пеней и т. д.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов. Они  представляют собой возмещение части  затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации одобренных проектов; либо на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды.

Совершенствование системы  налогообложения предпринимательской  деятельности в РФ является чрезвычайно  актуальным. Для развития предпринимательства  необходимо наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма  налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретает совершенствование  и применение новых систем налогообложения, критическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная  оценка и обоснованное улучшение  всего механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля.

Финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства

Самой обременительной для  государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для предпринимательства  является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В соответствии с  законодательством финансово-кредитная  поддержка предпринимательства  направлена в основном на стимуляцию малого предпринимательства.

Выделяют следующие формы  государственной финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства [29]:

  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • бюджетные кредиты, займы, ссуды;
  • государственные и муниципальные гарантии.

Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме  субвенций и субсидий субъектам  предпринимательства, в том числе  и малого предпринимательства, установлены  в Бюджетном кодексе РФ, введенным  в действие с 1 января 2000 г.

В научной литературе по-разному  оценивается прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства [30]:

  • не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства;
  • ставит субъектов малого предпринимательства в неравное положение (субсидий на всех не хватает);
  • в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов власти при выдаче субсидий.

Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов [36]. Но в законе закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.

Предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства  осуществляется за счет средства из государственного бюджета, фондов и могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном  кредитовании предпринимательской  деятельности.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является ее громоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, предъявляют  традиционные для коммерческих банков требования к условиям и срокам возврата кредитов, их обеспечению и гарантиям. Создаются такие условия, что  льготный кредит получить практически  невозможно (требуются всевозможные справки, растягиваются сроки оформления кредита и т.д.). Вследствие этого  лишь незначительное количество малых  предприятий получает такую помощь.

Информация о работе Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности